Открытый урок
в 10 классе
Тема урока:
Учитель математики и информатики: Магомедова Ш.Я.
Родниковая СОШ 2020-2021 уч.год.
Цели урока:
Образовательная: систематизировать и обобщить известные из основной школы сведения о рациональных выражениях; показать способы решения рациональных уравнений;
Развивающая: расширить и углубить изучение различных видов рациональных уравнений разнообразными методами.
Воспитывающая: показать значимость изучаемой темы в разделе математика.
Тип урока: урок- лекция.
Структура урока:
Постановка цели урока (1мин).
Подготовка к изучению нового материала(2 мин).
3.Ознакомление с новым материалом(38мин).
4.Итог урока.(2 мин)
5.Домашнее задание (2 мин)
Оборудование урока: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Ход урока:
План.
1. Рациональные выражения.
2. Рациональные уравнения.
3.Системы рациональных уравнений.
I. Повторение.
Алгебра возникла из решения практических задач с помощью уравнений. Цели алгебры оставались неизменными на протяжении тысячелетий- решались уравнения: сначала линейные, потом квадратные, а там и уравнения еще больших степеней. Но форма, в которой излагались алгебраические результаты, менялись до неузнаваемости.
Уравнение- это самая распространенная форма математической задачи. Учение об уравнениях является главным содержанием школьного курса алгебры. Для решения уравнений нужно уметь производить действия над одночленами, многочленами алгебраическими дробями, уметь производить разложение на множители, раскрывать скобки и т. д. Нужно привести свои знания в порядок. Мы начнем повторение с понятия «рациональные выражения». Сообщение ученика о рациональных выражениях известных из основной школы. Таким образом, учение об уравнениях невозможно без учения о законах действий.
II. Основная часть.
Главное в понятии уравнения – это постановка вопроса о его решении. Уравнение, левая и правая части которого есть рациональные выражения относительно х, называют рациональным уравнением с неизвестным х.
Например, уравнения 5х6 - 9х5 + 4х - Зх + 1 = 0,
являются рациональными.
Корнем (или решением) уравнения с неизвестным х называют число, при подстановке которого в уравнение вместо х получается верное числовое равенство.
Решить уравнение — значит найти все его корни или показать, что их нет. При решении рациональных уравнений приходится умножать и делить обе части уравнения на не равное нулю число, переносить члены уравнения из одной части в другую, применять правила сложения и вычитания алгебраических дробей. В результате будет получаться уравнение, равносильное предшествующему, т. е. уравнение, имеющее те же корни, и только их.
Перечислим стандартные уравнения, которые были нами изучены. Ответы учащихся.( линейное уравнение , квадратное уравнение, простейшее степенное уравнение хn=а). Преобразование уравнений к одному из стандартных является основным шагом в решении уравнения. Полностью алгоритмизировать процесс преобразования нельзя, однако полезно запомнить некоторые приемы, общие для всех типов уравнений.
1).Уравнение вида А(х)•В(х) = О, где А(х) и В(х) — многочлены относительно х, называют распадающимся уравнением.
Множество всех корней распадающегося уравнения есть объединение множеств всех корней двух уравнений А(х)=0 и В(х)=0. К уравнениям вида А(х)=0 применяется метод разложения на множители. Суть этого метода : нужно решить уравнение А(х)=0, где А(х)=А1(х)А2(х)А3(х). Уравнение А(х)=0 заменяют совокупностью простых уравнений: А1(х)=0,А2(х)=0,А3(х)=0. Находят корни уравнений этой совокупности и делают проверку. Метод разложения на множители используется в основном для рациональных и тригонометрических уравнений.
ПРИМЕР 1.
Решим уравнение (х2 - 5х + 6) (х2 + х - 2) = 0.
Уравнение распадается на два уравнения.
х2 - 5х + 6 = 0 х1 = 2 и х2 = 3
х2 + х - 2 = 0. х3 = -2 и х4 = 1
Значит, уравнение исходное имеет корни х1= 2, х2 = 3, х3= -2, х4 =1.
Ответ. -2; 1; 2; 3.
ПРИМЕР. Решим уравнение х3-7х+6=0.
х3-х-6х+6=0
х(х2-1)-6(х-1)=0
х(х-1)(х+1)-6(х-1)=0
(х-1)(х(х+1)-6)=0
(х-1)(х2+х-6)=0
х-1=0 , х1=1; х2+х-6=0, х2=2,х3=-3.
Ответ:1;2;-3.
2).Уравнение вида А(х):В(х)=0, где А(х) и В(х) — многочлены относительно х.
ПРИМЕР 2.
Решим уравнение (х^2+4х-21) : (х^2-х-6)
Сначала решим уравнение
х2 + 4х - 21 = 0. х1 = 3 и х2 = -7
Подставив эти числа в знаменатель левой части исходного уравнения, получим
х1 2- х1 -6 = 9-3-6 = 0,
х2 2- х2 - 6 = 49 + 7 - 6 = 50 ≠0.
Это показывает, что число х1 = 3 не является корнем исходного уравнения, а число х2 =- 7 — корень этого уравнения.
Ответ. -7.
3).Уравнение вида
A(х):В(Х)=С(Х):D(Х)
где А(х), В(х), С(х) и D(х) — многочлены относительно х, обычно решают по следующему правилу.
Решают уравнение А(х)•D(х) - С(х)·В(х) = 0 и отбирают из его корней те, которые не обращают в нуль знаменатель уравнения.
ПРИМЕР 3.
Решим уравнение
(х^2-5*х+6)/(х-3)=2х+3
Решим уравнение
х2 - 5х + 6 - (2х + 3) (х - 3) = 0.
х2 + 2х - 15 = 0
х1 = -5 и х2 = 3.
Число х1 не обращает в нуль знаменатель х - 3, а число х2 обращает. Следовательно, уравнение имеет единственный корень = -5.
Ответ. -5.
Найти корни рационального уравнения часто помогает замена неизвестного. Умение удачно ввести новую переменную- важный элемент математической культуры. Удачный выбор новой переменной делает структуру уравнения более прозрачной.
ПРИМЕР 4.
Решим уравнение х8 + 4х6 -10х4 + 4х2+ 1 = 0.
Число х0 = 0 не является корнем уравнения, поэтому уравнение равносильно уравнению
х4 + 4х2 - 10 + 4/х^2+ 1/х^4=0
Обозначим t = х^2+1/х^2,тогда х4 +1/х^4=t2-2 ,
получаем t 2 + 4t - 12 = 0, х1 = 2 и х2= -6.
Следовательно, корни уравнения найдем, объединив все корни двух уравнений: х^2+1/х^2=2, и х^2+1/х^2=-6,
Первое уравнение имеет два корня -1 и 1, а второе уравнение не имеет действительных корней, поэтому уравнение имеет только два корня: -1 и 1. Ответ. -1; 1.
4). Симметрические уравнения.
Многочлен от нескольких переменных называют симметрическим многочленом, если его вид не изменяется при любой перестановке этих переменных.
Например, многочлены х + у, а2 + b2 - 1, zt и 5а3 + 6ab + 5b3 — симметрические многочлены от двух переменных, а многочлены х + у + г, а3+ b3 + с3 , — симметрические многочлены от трех переменных.
В то же время многочлены х - у, а2 –b2 и а3 + аb – b3 — не симметрические многочлены.
Уравнение ax4+bx3+cx2+bx+a=0, называется симметрическим уравнением четвертой степени. Чтобы решить это уравнение необходимо:
1).Поделить обе части уравнения на х2 и сгруппировать полученные выражения:
2).Введение переменной уравнение приводится к квадратному.
Пример.
Решите уравнение х4+5х3+4х2-5х+1=0.
Число 0 не является корнем уравнения. Поделим обе части уравнения на х2≠0.
Системы рациональных уравнений.
Системы уравнений появляются при решении задач, в которых неизвестными являются несколько величин. Эти величины связаны определенной зависимостью, которые записываются в виде уравнений.
Уравнение, левая и правая части которого есть рациональные выражения относительно х и у, называют рациональным уравнением с двумя неизвестными х и у.
Если надо найти все пары чисел х и у, каждая из которых является решением каждого из данных уравнений с двумя неизвестными х и у, то говорят, что надо решить систему уравнений с двумя неизвестными х и у и каждую такую пару называют решением этой системы.
Неизвестные могут обозначаться и другими буквами. Аналогично определяется система уравнений, число неизвестных в которой больше двух.
Если каждое решение первой системы уравнений является решением второй системы, а каждое решение второй системы уравнений является решением первой системы, то такие системы называют равносильными. В частности, равносильными считаются две системы, не имеющие решений.
Например, равносильны системы
1).Способ подстановки.
ПРИМЕР 1. Решим систему уравнений
Выразив у через х из первого уравнения системы, получим уравнение:
у = 3х - 1.
Решив уравнение 5x2-4(3x-1)+3(3x-1)2=9, найдем его корни х1 = 1 и х2 = 6/7. Подставив найденные числа х1 и х2 в уравнение у = 3х - 1 , получим у1 = 2
и у =11/7 Следовательно, система имеет два решения: (1; 2) и (6/7; 11/7)
Ответ. (1; 2), (6/7;11/7)
2).Метод алгебраического сложения.
ПРИМЕР 2. Решим систему уравнений
Оставив без изменения первое уравнение системы и сложив первое уравнение со вторым, получим систему равносильную системе.
Все решения системы есть объединение всех решений двух систем:
Решив каждую из этих систем, найдем все решения системы :
(2; 1), (-2; -1),
Ответ. (2; 1), (-2; -1),.
3).Метод введение новых неизвестных.
ПРИМЕР 3. Решим систему уравнений
Обозначив u = ху, v = х - у, перепишем систему в виде
Найдем ее решения: u1= 1, v1 = 0 и u2 = 5, v2 = 4. Следовательно, все решения системы есть объединение всех решений двух систем:
Решив методом подстановки каждую из этих систем, найдем ее решения системы: (1; 1), (-1; -1), (5; 1), (-1; -5).
Ответ. (1; 1), (-1; -1), (5; 1), (-1; -5).
4). Уравнение вида ах2+ bху + су2 = 0, где а, b, с — данные неравные нулю числа, называют однородным уравнением относительно неизвестных х и у.
Рассмотрим систему уравнений, в котором есть однородное уравнение.
3. Читает Амина. Историческая справка о возникновении и развитии понятия уравнения (сообщение ученика). Формула бином Ньютона. Решение симметрических уравнений третьей степени, четвертой степени, пятой степени.
х4-2х3-х2-2х+1=0
2х4+х3-11х2+х+2=0
х5-х4-3х3-3х2-х+1=0
2х5+3х4-5х3-5х2+3х+2=0
Альберт Эйнштейн говорил: « Мне приходиться делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента. А уравнения будут существовать вечно ».
Много можно говорить об уравнениях. В этой области математики существуют вопросы, на которые математики еще не дали ответа. Возможно, кто-то из вас найдет ответы на эти вопросы.
Решите уравнения: (х+3)4+(х2+х-6)2=2(х-2)4
(2х2-3х+1)(2х2-5х+1)=8х2
2 уровень.
Решите уравнения: х4+8х3+8х2-32х-9=0
8х3-12х2+х-7=0
Сегодня мы подвели итоги изучения темы рациональные уравнения. Мы поговорили об общих идеях, общих методах, на которых основана вся школьная линия уравнений.
Выделили методы решения уравнений:
1) метод разложения на множители;
2) метод введения новых переменных.
Расширили представления о методах решения систем уравнений.