Здравствуй, сегодня тема нашего урока будет «Знаки Альтерации».
Ну для начала повторим то что мы с тобой уже прошли.
Давай сыграем «Апрель» от всех нот которые мы знаем.
Дальше сыграем: « Кукушка», «У кота», «Кошкин дом», «Василёк».
Вспомнила песенки и нотки? Хорошо.
Ты знаешь какие есть у нас ноты в музыке. И в какой они последовательности: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си.
А ты знаешь откуда появились ноты? Знаешь какими они были до привычного нам вида? Как они записывались, как читались?
Сейчас расскажу.
История возникновения нот берет свое начало еще от античной древности. В эпоху раннего средневековья была распространена буквенная запись звуков. Она позволяла обозначить лишь высоту звуков, но их длительность при этом не фиксировалась вовсе. Со временем этот способ записи нот оказался мало пригодным для записи начавшей развиваться в то время многоголосной музыки.
В период с VIII по XI век, начала использоваться так называемая невменная запись( невмы - от греч. neuma - графические значки, помещавшиеся над словесным текстом), но она была весьма несовершенной, так как не фиксировала точных звуковых соотношений, а лишь указывала направление развития мелодии. Со временем в целях совершенствования невменного письма - для точной фиксации высоты звуков - к невмам справа стали добавлять буквенные обозначения. 
Затем (уже в X веке) в целях удобства ориентирования ввели одну горизонтальную линию для тона «f», а некоторое время спустя к ней добавили сверху ещё одну - для тона c. Всё это намного облегчило чтение записи музыки того времени, однако не решило проблему до конца.
Подлинную реформу, приведшую в итоге к образованию современной системы нотного письма, совершил монах бенедиктинец Гвидо Аретинский.
Суть его реформы нотной записи состоит в том, что к имевшимся уже двум линиям «f» и «c» он добавил ещё две. Таким образом, образовалась четырёхлинейная система. Постепенно изменились и сами обозначения звуков. Так, вместо невм стали писать на линиях и между ними квадратные ноты (возникла так называемая хоральная нотация).
Хоральная нотация - музыкальная нотация, в которой использовались пять нотных линий и ноты с квадратными головками. Эта система применялась для записи григорианского хорала. А в целом нотная запись значительно упростилась и приобрела необходимую для чтения наглядность.
Итак, новая нотация созданная Гвидо д'Ареццо, дала возможность точно и наглядно фиксировать высоту звуков.

С историей мы разобрались, давай вернемся к нашей теме. Название нашей темы « Знаки альтерации», как думаешь, что это такое?
В музыке все ноты по правилам теории делятся на основные и альтерированные, т.е. изменённые. Для изменения ноты существуют специальные знаки – знаки альтерации, которые пишутся перед нотой. Их всего пять, но мы ознакомимся с тремя, с самыми главными: диез, бемоль, и бекар.
Давай я тебе расскажу сказку про них чтобы было понятней. Есть замечательная сказка, которая нам поможет разобраться и понять.
« В прекрасной стране под волшебным названием-Музыка, жила-была женщина по имени До. Было у женщины три сына: Бемоль, Бекар и Диез. Бемоль и Диез были непоседы и шалуны. Бемоль тащил маму за левую руку и всегда отставал на полшага. Диез, наоборот, тащил маму До за правую руку и на полшага бежал впереди. Только Бекар был послушным ребенком. Он всегда шагал с мамой в ногу и был точной ее копией. Бемоль любил пожаловаться и поплакать. Когда мама До пела свою ноту, Бемоль отзывался на полтона ниже. От этого получала грустная и жалобная мелодия, такая, что все в музыкальной стране утирали слезы от жалости и умиления. Диез же отзывался на зов матери весело и звучно, на полтона выше. Мелодия с Диезом радовала жителей музыкальной страны, и всем становилось весело. Когда тетушка До уставала от Бемоля и Диеза, она просила своего сына Бекара поиграть с братьями. И так как Бекар был таким же, как его мать, да к тому же и самым послушным ребенком, он просто пел вместо мамы. Он так хорошо помнил мамину ноту, что ни разу не сбился, и все те, кто слышал, как Бекар поет со своими братьями, думали, что это голос самой мамаши До.»
Ты поняла про что рассказывалось в этой сказке? Правильно, про знаки альтерации. Как их зовут? Диез, бекар и бемоль.
Итак:
Диез повышает ноту – это движение вверх.

Бемоль понижает ноту – это движение вниз

Бекар отменяет действие всех знаков (превращает ноту в основную, или, как говорят музыканты, чистую).

По высоте ноты изменяются при помощи знаков # и b. Название диеза или бемоля происходит от его местоположения на нотном стане.
диез-бемоль-бекар
В музыке расстояние между нотами по высоте измеряется тонaми и полутонaми. Один тон состоит из двух полутонов.
На фортепиано полутон возникает между двумя самыми близкими по расположению клавишами. Между белой и соседней черной клавишами, или между двумя белыми, если между ними нет черной.

Тон состоит из двух полутонов. Возникает между двумя соседними белыми клавишами, если между ними есть одна черная. Или между двумя соседними черными клавишами, если между ними – одна белая. Или между белой и черной клавишей, если между ними – еще одна белая.
А сейчас мы с тобой попробуем выучить пару ноток со знаком альтерации.
Первая нотка будет «Си Бемоль». Посмотри как она пишется и как берется на блокфлейте.

Давай потренируемся на блокфлейте, поиграем от нотки «Си бемоль» песенку «Апрель».
Теперь давай вспомним с тобой русскую народную песню - «Как под горкой под горой». Сыграем.

Сыграли, хорошо. А теперь давай попробуем применить к этой песенки нашу новую тему «Знаки альтерации». От какой нотки мы начинали играть песенку? Правильно, от нотки «СОЛЬ Iоктавы». А сейчас мы сыграем эту песню от нотки «ФА Iоктавы». Тут будет не просто «СИ», а
«СИ бемоль». Давай для начала прохлопаем и споем песенку от нотки «Фа». Попробуем? Отлично, молодец. А сейчас тоже самое на блокфлейте.
Теперь посмотрим как на нотном стане выглядит «Си бекар».
«Си бекар» это у нас чистая нотка «Си» и берется она точно так же как чистая «Си».
Теперь давай изучим «Фа диез». Посмотрим как она пишется и берется на блокфлейте.

Давай потренируемся на блокфлейте, поиграем от нотки «Фа диез» песенку «Апрель».
Теперь давай сыграем песенку «Как под горкой под горой» от нотки
«Ре Iоктавы». Теперь тут будет не просто «Фа», а уже «Фа диез». Давай для начала прохлопаем и споем песенку от нотки. Попробуем? Молодец! А теперь так же на блокфлейте.
Ну вот мы с тобой изучили две новые нотки – «Си бемоль» и «Фа диез».
Дома повторяй что такое «диез», «бемоль» и «бекар».
Что такое тон и полутон. Играй от нотки «Фа» и «Ре» песенку «Как под горкой под горой».
Ты сегодня на уроке хорошо работала, ты молодец! Я ставлю тебе 5!