Цели урока:
- образовательная: дать студентам знания о психологическом тренинге: понятие, особенности, цели;
- ознакомительная: основы, структура психологического тренинга.
Форма урока: эвристическая беседа с элементами психологического тренинга.
Тип урока: урок закрепления знаний - практикум, деловая игра, викторина.
Дидактический материал: опорный конспект, раздаточный материал.
Время: 45 минут теория, 45 минут практика.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Обоснование актуальности темы.
- Изложение материала с элементами беседы:
1. Понятие психологического тренинга.
2. История возникновения.
3. Цели, задачи и виды психологического тренинга.
- Закрепление материала:
4. Ознакомительный психологический тренинг в рамках закрепления знаний.
5. Рефлексия.
6. Подведение итогов.
Мы продолжаем изучать социальную психологию и сегодня тема нашего семинара «Психологический тренинг».
Что же такое тренинг? Мы познакомимся с историей возникновения тренинга. Сформулируем его цели, задачи, виды.
– Что каждый из вас понимает под термином «Тренинг»? Выписать на доску.
1. Тре́нинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.
Тренинг может рассматриваться с разной точки зрения:
- тренинг как своеобразная форма дрессировки,
- тренинг как тренировка,
- тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
- тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Таким образом, рассматривая тренинг в рамках деятельности по развитию личности, предлагаю обозначить его функции следующим образом: диагностика, коррекция, развитие, профилактика и мотивация. Помимо этого стоит отметить, что тренинг, как групповой метод работы, позволяет повысить интенсивность и упрочить стойкость возникающих изменений, а также максимально использовать возможности каждого участника.
2. Формирование тренингов в отдельный метод обучения и появление позднее их разновидностей (тренинги личностного роста, тренинги продаж, бизнес тренинги и т.п.) связывают с именем американского психолога Курта Левина. Этот социальный психолог в 1946 году создал специальные тренинговые группы, целью которых было совершенствование навыков общения. Было замечено, что эффективные изменения в установках, более объективный анализ особенностей личности и ее поведения происходят тогда, когда человек действует и обучается в группе.
Позже была основана Национальная лаборатория тренинга, где начали обучать политиков, менеджеров, управленцев умению разрешать конфликтные ситуации, руководить, эффективно общаться. В 1954 году появляются группы сензитивности, направленные на развитие способности чувствовать свое и чужое состояние, прояснение основных жизненных ценностей и установок человека. В 50-60-е годы появляется, кстати, и понятие «бизнес-консультант» (ими становятся преподаватели университетов США и ученые-исследователи).
В Россию тренинги пришли в 90-е годы вместе с развитием бизнеса и открытием филиалов крупных транснациональных предприятий. Именно тогда появилась потребность обучать новых сотрудников в соответствии со стандартами деятельности иностранных компаний и корпораций.
3. Основная цель любого тренинга - отточить эффективность в каком либо деле, а так же продвинуть каждого участника за незначительное время из его настоящего в его будущее, где он будет более уверенным, умным, находчивым, владеющим новыми, более совершенными знаниями и умениями, которые помогут ему быть максимально эффективным в заданной тренингом ситуации (и в жизни в целом).
Цели конкретизируются в задачах. Задачи должны отражать конкретные результаты, достижение которых планируется в ходе работы, а не носить характер абстрактных рассуждений или лозунгов. Задачи должны быть реалистичны, т.е. достижимы в условиях тренинга с учетом отведенного для занятий времени. В то же время задачи не должны быть слишком простыми.
Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.
Методы, приемы и техники тренинга достаточно разнообразны. К ним относятся:
Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (её течение зависит от участников группового обсуждения).
Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путём применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике:
- дебаты — Программированные инструкции;
- демонстрация — Работа в малых группах;
- дискуссия — Разговор;
4. Ознакомительный тренинг.
Цель: ознакомление с понятием, структурой психологического тренинга. Время: 45 минут.
1. Ознакомление с целью.
Групповые нормы: правило конфиденциальности, искренность, «здесь и сейчас», обращаемся по имени, знакомство. В рамках семинара будут упражнения из различных тренингов.
В конце каждого упражнения: уточнение у студентов направления этого психологического задания.
2. Упражнение « Интервью».
Участники разбиваются по парам. Задача - познакомиться друг с другом, поочередно исполняя роль интервьюера, причем «звездой» должна быть известная мировая личность. Журналист название издания, свое имя придумывает самостоятельно.
3. "Работа с именем".
Имена, которые записаны в документах, отражают родительские ожидания, направленные на ребенка, культурный и исторический фон, часто историю рода или историю страны. Кроме "официального" имени" человек несет детские и "особенные" имена. Те, которыми его называли в детстве родственники и родители, как его называют сейчас близкие люди или враги.
Если бы вы выбирали себе имя заново, – какое бы вы выбрали второе имя и почему, что оно могло бы символизировать. Чтобы поменялось в жизни. Какие есть доводы для сохранения старого имени. Какие резоны для выбора нового.
4. “Семья”.
Выбирается участник, которому задается игровая ситуация: Мы все – это семья. Задача выбранного участника – расставить остальных членов группы так, чтобы физическая дистанция примерно соответствовала степени эмоциональной близости с ними, как с членами семьи (могут быть “семейные сцены”), определить степень родственной связи, озвучить.
5. "Похвала".
Работа в парах. Один человек хвалит себя за что-то в течение 1 минуты, второй записывает все слова. Потом второй буквально по тексту зачитывает первому эти слова, то есть хвалит этими словами "от себя". "Я тебя хвалю за то-то..." далее по тексту. Тот, кто наблюдал, дает обратную связь – что было труднее воспринимать из уст другого, что легче. Поменяться.
6. «Государственная дума».
Ведущий задает проблему, группа решает, принимает законопроект.
7. «Разноцветные листы».
Каждому участнику тренинга выдается лист бумаги и ручка (или фломастер, маркер). На этом листе каждый член группы должен написать пожелания всем участникам тренинга. После этого пожелания озвучиваются и крепятся на видное место или участники тренинга могут подарить их друг другу на память.
8. Итог: ощущения, ожидания.
5. Рефлексия:
- Скажите, что нового вы сегодня узнали?
- Что вас удивило?
- Что вы возьмёте себе на заметку?
- Что было самым интересным?
6. Подведение итогов.