Автор: Гусельникова Галина Александровна
учитель географии МОБУ «Лицей №7» г. Минусинск Красноярского края
Тема урока: Климат Евразии
Предмет: география
Авторы УМК: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. География. 7 класс.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока:
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательные цели: повторить и систематизировать знания по теме «Климат Евразии»; закрепить изученные способы действий, сформировать новые способы действия по изучению, систематизации предметного содержания. Выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Цель учащихся: Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями климата (определять влияние климатообразующих факторов на особенности климата)
Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная и групповая (в парах)
Методы обучения: частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран, географические атласы, климатическая карта мира, слайд-презентация урока, индивидуальные маршрутные листы, справочный материал для учащихся.
Ход урока
I. Этап самоопределения к деятельности
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности и способности учащихся к новому способу действия.
УУД: Регулятивные – целеполагание.
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
На слайде 1 – изображения людей на Чукотке, в Париже, в пустыне Аравийского полуострова и на пляжах островов Индонезии.
Вопросы и ответы учащихся, которые они сформулируют по ходу рассуждения:
Могут ли эти люди быть одеты таким образом в одно и то же время? (Да).
Почему это возможно? (Потому что материк Евразия – очень большой по площади и на материке сложился разнообразные природные условия).
Как вы думаете, какой сегодня будет тема урока? (Климат Евразии) (Слайд 2).
По вашему мнению, какую проблему мы должны решить в ходе урока? (В чем причина разнообразия климата Евразии) (Слайд 2).
Целеполагание: Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями климата (определить влияние климатообразующих факторов на особенности климата) (Слайд 3).
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности.
УУД: Регулятивные - умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; умение выявлять затруднения в выборе.
Познавательные - умение анализировать языковой и картографический материал. Коммуникативные - умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.
Задание 1. Для определения влияния географической широты на климат материка применяется диктант в устной форме «Я утверждаю, что…», учащиеся на основе карты климатических поясов мира в атласе (слайд 4) принимают решение и отмечают в маршрутном листе свое согласие или несогласие ответами «да» или «нет». После выполнения задания проводится устная фронтальная проверка с доказательством правильности ответа.
Я утверждаю, что… (сравнение климата Евразии и Северной Америки) (Слайд 5)
На территории Евразии и Северной Америки сформировалось 7 климатических поясов (нет, В Евразии – 7, в Северной Америке – 6).
На территории Евразии отсутствует субэкваториальный пояс (нет).
На территории Северной Америки отсутствует экваториальный пояс (да).
Общими для двух материков являются только арктический, субарктический и умеренный пояс (нет, еще субтропический, тропический и субэкваториальный).
В отличие от Северной Америки тропический пояс в Евразии прерывается (да).
И в Евразии, и в Северной Америке наибольшую площадь занимает умеренный пояс (да).
В качестве вывода ребята еще раз называют климатические пояса Евразии.
III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
Цель: формировать у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности; систематизировать и обобщить знания.
УУД: Регулятивные - формирование способности к новому способу действия
Познавательные - овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся; умение самостоятельно получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать климатограмму.
Коммуникативные - умение формулировать своё мнение и слушать собеседника
Примечание. На предыдущем уроке учащиеся определяли особенности типов климата по климатограммам и климатическим показателям.
Задание 2. УУД: Регулятивные - формирование способности к новому способу действия
Познавательные - овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся; умение самостоятельно получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать климатограмму.
Коммуникативные - умение формулировать своё мнение и слушать собеседника
Проанализируйте климатограмму по плану (ответы фиксируются в таблице):
Температура, С˚ | Годовое количество осадков, мм | Режим выпадения осадков | Тип климата | Город |
январь | июль |
-22˚ | +16˚ | 500 | летом | Резко-континентальный | Красноярск |
Амплитуда температур 38˚ |
Чему равны максимальная и минимальная температуры, и на какие месяцы приходится максимум и минимум? Определите амплитуду температур.
Определите годовое количество осадков и режим их выпадения.
Сделайте вывод, в каком из указанных городов может быть такой климат.
Варианты ответов (слайд 6):
Амплитуда температур: +16˚ - (-22˚) = 38˚
Индонезия, город Джакарта.
Россия, город Красноярск.
Индия, город Мумбаи.
IV. Этап включения изученного в систему знаний
Цель: Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике.
УУД: Регулятивные – умение ставить учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала; умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона, корректировать свои ответы.
Познавательные - умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать текстовой и картографический материал, умение прогнозировать ситуацию при изменение некоторых факторов.
Коммуникативные - умение аргументировать своё мнение и слушать собеседника; умение свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Задание 3. С целью выявить факторы разнообразия климата Евразии выполняются задание на поиск причинно-следственных связей. Учащиеся выбирают конверт с вопросом (разноуровневые задания различаются цветом конвертов), в ходе работы необходимо ответить на вопрос и сделать вывод о влиянии климатообразующих факторов на формирование климатических условий Евразии. Задание способствует развитию устной речи.
Почему в июле самые высокие температуры воздуха наблюдаются не на крайнем юге материка, на полуострове Малакка, а севернее на Аравийском полуострове? (Аравийский полуостров расположен в тропическом климате. Круглый год господствует сухая и жаркая тропическая воздушная масса. В июле угол падения солнечных лучей максимален в районе Северного тропика) (Слайд 7).
Вопрос уровня А 1. Определите по климатической карте, где в Евразии расположено самое жаркое место. (Эр-Рияд, +52˚С)
Почему полюс холода Северного полушария находится не на севере материка, а южнее – в Якутии? (Факторы – удаленность от океана и характер подстилающей поверхности. Полюс холода расположен на территории, удаленной от морей и океанов, в области резко-континентального климата с очень низкой влажностью. К тому же большая масса материка Евразия зимой промерзает быстрее и сильнее, чем вода океанов) (Слайд 8).
Вопрос уровня А 2. Определите по климатической карте, где в Евразии расположено самое холодное место. ( Оймякон, - 71˚С)
Объясните, почему в предгорьях Гималаев выпадает самое большое количество осадков? (Факторы – господствующие в субэкваториальном поясе пассаты(летний муссон) и рельеф – Гималаи, которые вызывают орографические осадки)
(Слайд 9).
Вопрос уровня А 3. Определите по климатической карте, где в Евразии расположено самое влажное место. Сколько здесь выпадает осадков в год? (Черрапунджи в Индии, 12000 мм осадков в год)
На острове Исландия, который находится за Полярным кругом, можно увидеть среди растений очень теплолюбивые культуры, например, пальмы. Заполярный город Мурманск в России не замерзает зимой и работает круглый год. Чем объяснить эти уникальные факты? (Причина – теплые течения Гольфстрим и Североатлантическое, которые оказывают отепляющее влияние на Исландию и северо-запад России)
(Слайд 10).
Вопрос уровня А 4. Определите по климатической карте Евразии средние температуры июля и января на острове Исландия. (июль + 12˚С, январь 0˚+ 4˚С).
Задание 4. Прогнозирование климата при изменении некоторых климатообразующих факторов, например рельефа.
Цель: создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирования устойчивого интереса к предмету.
Вопрос: Климат каких территорий Евразии изменился бы, если бы высота Гималаев была не более 1000 м? (Индо-Гангская низменность и территория полуострова Индокитай стали бы менее влажными в летнее время. Район Тибета получал бы больше осадков) (Слайд 11).
Подведение итога урока: В чем причина разнообразия климата Евразии?
Ответ: огромные размеры материка, широтное положение материка, влияние океанов, действие постоянных ветров, расположение гор (Слайд 12).
V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия.
Личностный результат УУД:
Регулятивные – умение осуществлять проверку знаний; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция ответов; стремление к речевому самосовершенствованию.
Коммуникативные – умение анализировать свою деятельность в паре; умение свободного выражения мыслей и чувств в процессе анализа своей работы.
Учащийся самостоятельно анализирует свою деятельность в паре, указывают успехи и ошибки: «+» - «плюс» все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.
«-» - «минус» все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной.
Суммируют баллы, полученные за выполненные задания и выставляют общую отметку.
Учитель помогает определить степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, наметить цели последующей деятельности (влияние климата на природу материка.
Творческое домашнее задание «Июльский круиз» (Слайд 13)
Представьте в виде текстовой презентации смену климатов во время путешествия по Евразии. Варианты:
Норильск – Красноярск – Пекин – Джакарта
Стокгольм – Рим – Эр-Рияд - Коломбо
Вопрос: Что вы должны взять с собой в путешествие? Обоснуйте ваш выбор одежды.
Приложение 1
Маршрутный лист. География 7 класс. |
Ф.И. | |
Тема урока | |
Цели урока | | Оценка в баллах |
I. Этап: Постановка цели и темы урока. | Глаголы для постановки целей: узнать, выяснить, понять, определять, объяснять, доказать, научиться, применять, отличать, установить и тд. Запишите тему и цель в маршрутном листе. | |
II. Этап: Подготовительный (разминка) | Задание 1. Диктант в устной форме «Я утверждаю, что…». Отметить свое согласие или несогласие ответами «да» или «нет». После выполнения задания проводится устная фронтальная проверка с доказательством правильности ответа. Сравнить с эталоном. № утверждения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Ответ | | | | | | | Оценка: каждый правильный ответ 1 балл. Общее количество баллов – 6. | |
III. Этап: Закрепление | Задание 2. Проанализируйте климатограмму на рис.1 по плану: Чему равны максимальная и минимальная температуры, и на какие месяцы приходится максимум и минимум? Определите амплитуду температур. Определите годовое количество осадков и режим их выпадения. Сделайте вывод, в каком из указанных городов может быть такой климат: - Индонезия, город Джакарта. - Россия, город Красноярск. - Индия, город Мумбаи. Ответы запишите в таблицу. | | |
Температура, С˚ | Годовое количество осадков, мм | Режим выпадения осадков (сезон) | Тип климата | Город | январь | июль | Амплитуда температура | | | | | | | | Оценка: каждый правильный ответ 1 балл. Общее количество баллов – 7. | |
IV. Этап: включения изученного в систему знаний | Задание 3. Выбирать конверт с вопросом, ответить на вопрос, используя климатические карты атласа с.40-41. __________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Оценка: от 0 до 2 баллов. 0 баллов – ответ неправильный, 1 балл ответ частично правильный, 2 – правильный ответ. | |
Задание 4. Прогнозирование климата при изменении некоторых климатообразующих факторов, например рельефа. Климат каких территорий Евразии изменился бы, если бы высота Гималаев была не более 1000 м? (1- 2 балла)___________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Каким бы он стал? (1 балл)______________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ | |
Подведение итога урока | В чем причина разнообразия климата Евразии? | |
V. Этап: Выводы, самооценка, домашнее задание | Суммировать баллы, полученные за выполненные задания и выставить общую отметку. «Плюс-Минус»: оцените каждое задание. Поставьте «+» тем заданиям, которые понравилось, которые вызвали положительные эмоции. Поставьте «-» тем заданиям, которые не понравилось, показалось скучным, остались непонятными. | |
Творческое домашнее задание «Июльский круиз» | Представьте в виде текстовой презентации смену климатов во время путешествия по Евразии. Варианты: 1. Норильск – Красноярск – Пекин – Джакарта 2. Стокгольм – Рим – Эр-Рияд - Коломбо Вопрос: Что бы вы взяли с собой в путешествие? Обоснуйте ваш выбор одежды. | Кол-во баллов за урок |
|
Примечание: 18 баллов – «Отлично»; 17 – 15 баллов – «Хорошо»; 14 – 9 баллов – «Удовлетворительно»;
менее 9 баллов – вам надо повторить § 51.
Приложение 2
В 1 | Почему в июле самые высокие температуры воздуха наблюдаются не на крайнем юге материка, на полуострове Малакка, а севернее на Аравийском полуострове? |
В 2 | Почему полюс холода Северного полушария находится не на севере материка, а южнее – в Якутии? |
В 3 | Объясните, почему в предгорьях Гималаев выпадает самое большое количество осадков? |
В 4 | На острове Исландия, который находится за Полярным кругом, можно увидеть среди растений очень теплолюбивые культуры, например, пальмы. Заполярный город Мурманск в России не замерзает зимой и работает круглый год. Чем объяснить эти уникальные факты? |
А 1 | Определите по климатической карте, где в Евразии расположено самое жаркое место. |
А 2 | Определите по климатической карте, где в Евразии расположено самое холодное место. |
А 3 | Определите по климатической карте, где в Евразии расположено самое влажное место. Сколько здесь выпадает осадков в год? |
А 4 | Определите по климатической карте Евразии средние температуры июля и января на острове Исландия. |