СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по географии в 7 классе "Климат Евразии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии в 7 классе "Климат Евразии"»

Автор: Гусельникова Галина Александровна

учитель географии МОБУ «Лицей №7» г. Минусинск Красноярского края

Тема урока: Климат Евразии

Предмет: география

Авторы УМК: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. География. 7 класс.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Содержательные цели: повторить и систематизировать знания по теме «Климат Евразии»; закрепить изученные способы действий, сформировать новые способы действия по изучению, систематизации предметного содержания. Выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Цель учащихся: Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями климата (определять влияние климатообразующих факторов на особенности климата)

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная и групповая (в парах)

Методы обучения: частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран, географические атласы, климатическая карта мира, слайд-презентация урока, индивидуальные маршрутные листы, справочный материал для учащихся.

Ход урока



I. Этап самоопределения к деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности и способности учащихся к новому способу действия.

УУД: Регулятивные – целеполагание.

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

На слайде 1 – изображения людей на Чукотке, в Париже, в пустыне Аравийского полуострова и на пляжах островов Индонезии.



Вопросы и ответы учащихся, которые они сформулируют по ходу рассуждения:



  1. Могут ли эти люди быть одеты таким образом в одно и то же время? (Да).

  2. Почему это возможно? (Потому что материк Евразия – очень большой по площади и на материке сложился разнообразные природные условия).

  3. Как вы думаете, какой сегодня будет тема урока? (Климат Евразии) (Слайд 2).

  4. По вашему мнению, какую проблему мы должны решить в ходе урока? (В чем причина разнообразия климата Евразии) (Слайд 2).

  5. Целеполагание: Установить взаимосвязь между климатообразующими факторами и особенностями климата (определить влияние климатообразующих факторов на особенности климата) (Слайд 3).


II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности.

УУД: Регулятивные - умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; умение выявлять затруднения в выборе.

Познавательные - умение анализировать языковой и картографический материал. Коммуникативные - умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

Задание 1. Для определения влияния географической широты на климат материка применяется диктант в устной форме «Я утверждаю, что…», учащиеся на основе карты климатических поясов мира в атласе (слайд 4) принимают решение и отмечают в маршрутном листе свое согласие или несогласие ответами «да» или «нет». После выполнения задания проводится устная фронтальная проверка с доказательством правильности ответа.

Я утверждаю, что… (сравнение климата Евразии и Северной Америки) (Слайд 5)

  1. На территории Евразии и Северной Америки сформировалось 7 климатических поясов (нет, В Евразии – 7, в Северной Америке – 6).

  2. На территории Евразии отсутствует субэкваториальный пояс (нет).

  3. На территории Северной Америки отсутствует экваториальный пояс (да).

  4. Общими для двух материков являются только арктический, субарктический и умеренный пояс (нет, еще субтропический, тропический и субэкваториальный).

  5. В отличие от Северной Америки тропический пояс в Евразии прерывается (да).

  6. И в Евразии, и в Северной Америке наибольшую площадь занимает умеренный пояс (да).

В качестве вывода ребята еще раз называют климатические пояса Евразии.


III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: формировать у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности; систематизировать и обобщить знания.

УУД: Регулятивные - формирование способности к новому способу действия

Познавательные - овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся; умение самостоятельно получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать климатограмму.

Коммуникативные - умение формулировать своё мнение и слушать собеседника

Примечание. На предыдущем уроке учащиеся определяли особенности типов климата по климатограммам и климатическим показателям.

Задание 2. УУД: Регулятивные - формирование способности к новому способу действия

Познавательные - овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся; умение самостоятельно получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать климатограмму.

Коммуникативные - умение формулировать своё мнение и слушать собеседника

Проанализируйте климатограмму по плану (ответы фиксируются в таблице):

Температура, С˚

Годовое количество осадков, мм

Режим выпадения осадков



Тип климата



Город

январь

июль

-22˚

+16˚

500

летом

Резко-континентальный

Красноярск

Амплитуда температур 38˚



  1. Чему равны максимальная и минимальная температуры, и на какие месяцы приходится максимум и минимум? Определите амплитуду температур.

  2. Определите годовое количество осадков и режим их выпадения.

  3. Сделайте вывод, в каком из указанных городов может быть такой климат.

Варианты ответов (слайд 6):

Амплитуда температур: +16˚ - (-22˚) = 38˚

  1. Индонезия, город Джакарта.

  2. Россия, город Красноярск.

  3. Индия, город Мумбаи.



IV. Этап включения изученного в систему знаний

Цель: Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике.

УУД: Регулятивные – умение ставить учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала; умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона, корректировать свои ответы.

Познавательные - умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать текстовой и картографический материал, умение прогнозировать ситуацию при изменение некоторых факторов.

Коммуникативные - умение аргументировать своё мнение и слушать собеседника; умение свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.



Задание 3. С целью выявить факторы разнообразия климата Евразии выполняются задание на поиск причинно-следственных связей. Учащиеся выбирают конверт с вопросом (разноуровневые задания различаются цветом конвертов), в ходе работы необходимо ответить на вопрос и сделать вывод о влиянии климатообразующих факторов на формирование климатических условий Евразии. Задание способствует развитию устной речи.

  1. Почему в июле самые высокие температуры воздуха наблюдаются не на крайнем юге материка, на полуострове Малакка, а севернее на Аравийском полуострове? (Аравийский полуостров расположен в тропическом климате. Круглый год господствует сухая и жаркая тропическая воздушная масса. В июле угол падения солнечных лучей максимален в районе Северного тропика) (Слайд 7).



Вопрос уровня А 1. Определите по климатической карте, где в Евразии расположено самое жаркое место. (Эр-Рияд, +52˚С)



  1. Почему полюс холода Северного полушария находится не на севере материка, а южнее – в Якутии? (Факторы – удаленность от океана и характер подстилающей поверхности. Полюс холода расположен на территории, удаленной от морей и океанов, в области резко-континентального климата с очень низкой влажностью. К тому же большая масса материка Евразия зимой промерзает быстрее и сильнее, чем вода океанов) (Слайд 8).



Вопрос уровня А 2. Определите по климатической карте, где в Евразии расположено самое холодное место. ( Оймякон, - 71˚С)



  1. Объясните, почему в предгорьях Гималаев выпадает самое большое количество осадков? (Факторы – господствующие в субэкваториальном поясе пассаты(летний муссон) и рельеф – Гималаи, которые вызывают орографические осадки)

(Слайд 9).

Вопрос уровня А 3. Определите по климатической карте, где в Евразии расположено самое влажное место. Сколько здесь выпадает осадков в год? (Черрапунджи в Индии, 12000 мм осадков в год)

  1. На острове Исландия, который находится за Полярным кругом, можно увидеть среди растений очень теплолюбивые культуры, например, пальмы. Заполярный город Мурманск в России не замерзает зимой и работает круглый год. Чем объяснить эти уникальные факты? (Причина – теплые течения Гольфстрим и Североатлантическое, которые оказывают отепляющее влияние на Исландию и северо-запад России)

(Слайд 10).



Вопрос уровня А 4. Определите по климатической карте Евразии средние температуры июля и января на острове Исландия. (июль + 12˚С, январь 0˚+ 4˚С).



Задание 4. Прогнозирование климата при изменении некоторых климатообразующих факторов, например рельефа.

Цель: создание условий для развития творческой деятельности школьника и формирования устойчивого интереса к предмету.

Вопрос: Климат каких территорий Евразии изменился бы, если бы высота Гималаев была не более 1000 м? (Индо-Гангская низменность и территория полуострова Индокитай стали бы менее влажными в летнее время. Район Тибета получал бы больше осадков) (Слайд 11).

Подведение итога урока: В чем причина разнообразия климата Евразии?

Ответ: огромные размеры материка, широтное положение материка, влияние океанов, действие постоянных ветров, расположение гор (Слайд 12).


V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений, оценка нового способа действия.

Личностный результат УУД:

Регулятивные – умение осуществлять проверку знаний; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция ответов; стремление к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные – умение анализировать свою деятельность в паре; умение свободного выражения мыслей и чувств в процессе анализа своей работы.

Учащийся самостоятельно анализирует свою деятельность в паре, указывают успехи и ошибки: «+» - «плюс» все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.

«-» - «минус» все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной.

Суммируют баллы, полученные за выполненные задания и выставляют общую отметку.

Учитель помогает определить степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, наметить цели последующей деятельности (влияние климата на природу материка.

Творческое домашнее задание «Июльский круиз» (Слайд 13)

Представьте в виде текстовой презентации смену климатов во время путешествия по Евразии. Варианты:

  1. Норильск – Красноярск – Пекин – Джакарта

  2. Стокгольм – Рим – Эр-Рияд - Коломбо

Вопрос: Что вы должны взять с собой в путешествие? Обоснуйте ваш выбор одежды.









Приложение 1

Маршрутный лист. География 7 класс.

Ф.И.


Тема урока


Цели урока



Оценка

в баллах

I. Этап: Постановка цели и темы урока.

Глаголы для постановки целей: узнать, выяснить, понять, определять, объяснять, доказать, научиться, применять, отличать, установить и тд.

Запишите тему и цель в маршрутном листе.


II. Этап: Подготовительный (разминка)


Задание 1. Диктант в устной форме «Я утверждаю, что…». Отметить свое согласие или несогласие ответами «да» или «нет». После выполнения задания проводится устная фронтальная проверка с доказательством правильности ответа. Сравнить с эталоном.

№ утверждения

1

2

3

4

5

6

Ответ








Оценка: каждый правильный ответ 1 балл. Общее количество баллов – 6.



III. Этап: Закрепление



Задание 2. Проанализируйте климатограмму на рис.1 по плану:

  1. Чему равны максимальная и минимальная температуры, и на какие месяцы приходится максимум и минимум? Определите амплитуду температур.

  2. Определите годовое количество осадков и режим их выпадения.

  3. Сделайте вывод, в каком из указанных городов может быть такой климат:

- Индонезия, город Джакарта.

- Россия, город Красноярск.

- Индия, город Мумбаи.

  1. Ответы запишите в таблицу.



Температура, С˚

Годовое количество осадков, мм

Режим выпадения осадков (сезон)

Тип

климата

Город

январь

июль

Амплитуда температура










Оценка: каждый правильный ответ 1 балл. Общее количество баллов – 7.





IV. Этап: включения изученного в систему знаний





Задание 3. Выбирать конверт с вопросом, ответить на вопрос, используя климатические карты атласа с.40-41.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

Оценка: от 0 до 2 баллов. 0 баллов – ответ неправильный, 1 балл ответ частично правильный, 2 – правильный ответ.



Задание 4. Прогнозирование климата при изменении некоторых климатообразующих факторов, например рельефа.

Климат каких территорий Евразии изменился бы, если бы высота Гималаев была не более 1000 м? (1- 2 балла)___________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

Каким бы он стал? (1 балл)______________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________



Подведение итога урока

В чем причина разнообразия климата Евразии?



V. Этап:

Выводы, самооценка, домашнее задание



Суммировать баллы, полученные за выполненные задания и выставить общую отметку.

«Плюс-Минус»: оцените каждое задание.

Поставьте «+» тем заданиям, которые понравилось, которые вызвали положительные эмоции.

Поставьте «-» тем заданиям, которые не понравилось, показалось скучным, остались непонятными.



Творческое домашнее задание «Июльский круиз»



Представьте в виде текстовой презентации смену климатов во время путешествия по Евразии. Варианты:

1. Норильск – Красноярск – Пекин – Джакарта

2. Стокгольм – Рим – Эр-Рияд - Коломбо

Вопрос: Что бы вы взяли с собой в путешествие? Обоснуйте ваш выбор одежды.

Кол-во баллов за урок



Примечание: 18 баллов – «Отлично»; 17 – 15 баллов – «Хорошо»; 14 – 9 баллов – «Удовлетворительно»;

менее 9 баллов – вам надо повторить § 51.





Приложение 2



В 1



Почему в июле самые высокие температуры воздуха наблюдаются не на крайнем юге материка, на полуострове Малакка, а севернее на Аравийском полуострове?




В 2



Почему полюс холода Северного полушария находится не на севере материка, а южнее – в Якутии?



В 3



Объясните, почему в предгорьях Гималаев выпадает самое большое количество осадков?






В 4



На острове Исландия, который находится за Полярным кругом, можно увидеть среди растений очень теплолюбивые культуры, например, пальмы. Заполярный город Мурманск в России не замерзает зимой и работает круглый год. Чем объяснить эти уникальные факты?
































































А 1



Определите по климатической карте, где в Евразии расположено самое жаркое место.



А 2



Определите по климатической карте, где в Евразии расположено самое холодное место.








А 3



Определите по климатической карте, где в Евразии расположено самое влажное место. Сколько здесь выпадает осадков в год?






А 4



Определите по климатической карте Евразии средние температуры июля и января на острове Исландия.