ЧОУ «Свято Никольская начальная школа города Михайловска»
Конспект урока литературного чтения
по теме:
Александр Сергеевич Пушкин
«Зимнее утро»
Приготовила: Величко Инна Александровна
2019 - 2020 учебный год
УМК: «Школа России»
Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты:
Предметные:
Уч-ся должны уметь:
- прогнозировать содержание произведения;
- читать выразительно;
- узнавать художественные приёмы;
- использовать слова для создания картины природы;
- объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
- добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.
- высказать свое мнение, уметь обосновать свою позицию, делать выводы.
Личностные.
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- побудить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– самостоятельно определять и формулировать цель деятельности;
– уметь работать коллективно по составленному алгоритму действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Основные понятия: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, строфа
Ресурсы:
учебник
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
карточки с заданиями, конверты с карточками-красками.
Содержание урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворений выразительно – «Опрятней модного паркета», «В тот год осенняя погода»
Определение темы и цели урока.
- Для чего люди читают книги?
- Из познавательных книг мы получаем знания, читая рассказы и повести, узнаём о событиях, которые произошли с персонажами, переживаем вместе с ними.
- А вот о чём рассказывают стихи, мы поговорим об этом на сегодняшнем уроке.
Слайд 2.
- Разгадайте ребус и узнаете автора и название стихотворения, с которым мы сегодня познакомимся.
Отгадайте ребус:
Слайд 3
- Сформулируйте тему и цель урока.
Д. - Мы познакомиться со стихотворением «Зимнее утро». Будем учиться анализировать и выразительно читать.
У.- Стихотворение написано в 1829 году в имении Павловском под Санкт-Петербургом, где поэт там гостил с друзьями у родственников.
- Откройте тетради по чтению, запишем название стихотворения «Зимнее утро».
Изучение нового материала.
А) Первичное восприятие. Слушание стихотворения.1 мин 20 с
У. - Давайте послушаем стихотворение и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.
* Чтение стихотворения диктором (на слайде)
Проверка первичного восприятия.
Слайд 4
Поднимите руку кому понравилось ли стихотворение. Какое настроение у вас возникло, когда слушали стихотворение? Менялось ли оно по ходу чтения?
Постановка учебной задачи.
У. -О каком времени года рассказывает стихотворение? Узнали ли вы что-то новое о зиме?
У.- Посмотрите: вы ничего нового не узнали, но стихотворение вам понравилось, вызвало у вас определённое настроение. Значит, в стихотворении главное не знание, не информация, а переживания, чувства.
Слайд.
У. - Такие произведения, основу которых составляют переживания, чувства человека, называются лирическими (лирика).
У.-Запишем в тетрадь определение. Лирические произведения- это произведения, основу которых составляют переживания, чувства человека.
У. - Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» относится к пейзажной лирике. Как вы думаете, что это значит?
Д. -Пейзаж – изображение природы. Пушкин рассказывает о своих чувствах через изображение природы.
Чтение и анализ текста.
Б) Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
- Откройте учебники на с. 88, самостоятельно про себя прочитайте стихотворение. При чтении обратите внимание на слова, которые требуют разъяснения.
В) Словарная работа.
- В стихотворении много слов, которые требуют объяснения. А зачем нам объяснять значение слов? (чтобы понять, о чём говорится в стихотворении)
Слайд 5 – 12 + приложение 1
Возможные варианты:
Открой закрыты негой взоры
- Как вы понимаете это выражение?
(объяснение на слайде)
- А если заменить слова и записать так, как мы обычно говорим, то получится так: Открой закрыты удовольствием глаза.
- Как лучше?
( по аналогии разбираются остальные выражения:
1)Навстречу северной Авроры,
Звездою Севера явись.
2)Вечор, ты помнишь,
Вьюга злилась…
3)На мутном небе мгла носилась..
4) А сейчас…посмотри в окно..
5) Вся комната янтарным блеском озарена…
6) Приятно думать у лежанки.
7) Но знаешь…не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь…)
Работа в парах.
- Проверим, как вы запомнили значение слов. Работая в парах, обедините слово и его лексическое значение.
взоры сомкнуты нега Аврора вечор мгла нынче лежанка предадимся бегу | закрыты блаженство (сон) утренняя звезда глаза вчера сегодня тьма, мрак помчимся выступ у русской печи |
*Проверка: пары по очереди называют слово и его значение.
Физминутка
Анализ лирического стихотворения.
У.- Посмотрите, из скольких частей состоит стихотворение?
(Стихотворение состоит из 5 частей.)
Как называется каждая такая часть? (Строфа)
- Дaвaйтe eщё рaз вслушaeмся в звучaниe кaждoй стрoфы.
- В каких строфах герой-рассказчик обращается к героине?(в1,2,4,5)
- Прочитаем первую строфу ещё раз и выделим слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице. (Чтение про себя.)
- Как герой обращается к своей собеседнице? («Друг прелестный», «красавица», «звезда севера»)
- Как вы думаете, а как герой относится к этой красавице? (Восхищается ей, относится к ней с любовью и нежностью.)
- Кaкoй вы прeдстaвляeтe сeбe гeрoиню? Пoдтвeрдитe вaши слoвa, стрoкaми из стихoтвoрeния. (Нeжнaя, хрупкaя, мoлчaливaя, пeчaльнaя, грустнaя, нeoбыкнoвeннo крaсивaя, любимa лиричeским гeрoeм).
- Прочитаем вторую строфу. Каким настроением она окрашена? (Жужжащее чтение.)
- Каким настроением окрашена вторая строфа? (Печальное, тревожное.)
- Докажите словами из текста. («Вьюга злилась», «Тучи мрачные», «И ты печальная сидела»)
Прочитаем следующую третью строфу. (Читает Анна.)
О чём говорится в 3 строфе? (о сегодняшнем утре)
У.- Найдите описание утра.
Д.- Голубые небеса. Великолепные ковры из снега. Снег блестит. Лес чернеет. Ель зеленеет. Речка блестит.
Что поражает автора в картине зимнего утра? (зиму обычно связывают с белым цветом. У Пушкина зимнее утро полно красок, жизнь многоцветна и разнообразна)
У. -Сравните настроение и чувства лирического героя во 2 и 3 строфе? (они противоположны)
Пушкин в построении стихотворения прибегает к противопоставлению: вчера и сегодня, унылый вечер противопоставлен радостному утру. Такое противопоставление в литературе называется антитезой.
Чтение учащимися вслух 4 и 5 строф.
У. – Читаем по одной строчке по цепочке. Начинаем с …
У. - О чём рассказывает 4 строфа? (Описывает комнату, откуда поэт наблюдает утро)
- Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушайте:
Слайд 13
Весёлым треском
Трещит затопленная печь…
- Какие согласные помогают передать треск дров в печи? (тр, т, ч)
- Такой литературный приём называется звукопись. щелк
- Считает ли герой, что красотой нужно любоваться именно из окна? (Ответы детей.)
- Волнует ли героя то, что чувствует героиня?
- Хочет ли он все свои впечатления и переживания делить с героиней?
- Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Зимнее утро»? (Преобладают счастье, восторг, которые рождены влюблённостью поэта. Он восхищается контрастными проявлениями природы. Пушкинский герой любит весь мир.)
- Какой вывод можно сделать:
это стихотворение о красоте зимнего утра;
это стихотворение о том, как приятно разделить переживание красоты с близким человеком.
9. Работа над выразительностью чтения.
- С одинаковой ли интонацией и настроением будем читать каждую строфу?
- Что надо передать при чтении первой строфы?
- А второй строфы?
- Следует помнить, что на словах: «А нынче… погляди в окно…» настроение резко меняется. С каким настроением читаем далее?
(Выразительное чтение 1 учащегося.)
10. Игра «Художники».
*Работа в группах.
- Перед вами палитра и краски. Представьте, что вы художники и вам надо нарисовать иллюстрации к этому стихотворению. Ещё раз вернитесь к тексту, чтобы правильно выбрать цвета.
Проверка выполнения работы. Палитры вывешиваются на доске.
- Почему выбрали именно эти цвета?
Ответы:
Слайд 14
Iгруппа
1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет)
Слайд 15
II группа
2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета)
Слайд 16
III группа
3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (чёрный, голубые, зеленые, блестящие цвета)
Слайд 17
IVгруппа
4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет), «кобылку бурую» (коричневый)
Слайд 18
Vгруппа
5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота)
Слайд 19
12. Вывод. Рефлексия.
Наше знакомство с произведением "Зимнее утро"подходит к концу. Это стихотворение настолько вдохновляет своими образами, что многих воодушевляет на написание музыки. Послушайте одну из таких композиций.(слайд13, при клике на картинку воспроизводится видео)
Сколько зимних "утр" сменилось весенними днями, летними вечерами, осенними ночами, а "летучих дум небрежные созданья", как шутя, называл свои произведения Пушкин, до сих пор живут, радуют и волнуют нас, учат жить проще и добрее, честнее и чище.
12. Комментирование домашнего задания.
Слайд
выучить наизусть;
Слайд
- Покажите карточкой, с каким настроением вы уходите с этого урока. (Учащиеся выбирают карточку и показывают.)
- Чем запомнился урок?
- Что показалось вам важным?
п взоры сомкнуты нега Аврора вечор мгла нынче лежанка предадимся бегу | закрыты блаженство (сон) утренняя звезда глаза вечер сегодня тьма, мрак помчимся выступ у русской печи |
риложение 1
приложение 2
| Слова, подтверждающие цвет | Краски |
Iгруппа 1 строфа | Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! | |
| Слова, подтверждающие цвет | Краски |
II группа 2 строфа | Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно: | |
| Слова, подтверждающие цвет | Краски |
III группа 3 строфа | Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. | |
| Слова, подтверждающие цвет | Краски |
IVгруппа 4 строфа | Вся комната янтарным блеском Озарена. Весёлым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? | |
| Слова, подтверждающие цвет | Краски |
Vгруппа 5 строфа | Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. | |