Открытый урок по математике в 1В классе
УМК «УМК «Начальная школа XXI века»
«Первоклашки в стране Знаний» (отчётный урок за 1 класс)
Универсальные учебные действия:
П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Р – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
К – участвуют в учебном полилоге; формулируют собственное мнение и аргументируют его; соблюдая нормы речевого этикета и чистоту произношения.
Л – расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; осуществляют самоконтроль; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают умение преодолевать трудности.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Ход урока
1. Оргмомент.
-Откройте тетради, назовите сегодняшнюю дату, запишите.
2. Чистописание (5 мин). Сегодня с вами будем подниматься по лестнице знаний. 1 ступенька – чистописание, работа с цифрами и числами.
На доске из цветных листов бумаги лестница «ступеньки» знаний. Каждая ступенька подписана.
- Первая цифра обозначает самое маленькое однозначное чётное число (2), вторая цифра – самое большое однозначное число (9), третья цифра – наибольшее однозначное чётное число (8).
- Назовите получившееся число (298). Напишите это число один раз, поставьте запятую. Дайте характеристику этому числу.
- Запишите другие числа с помощью этих трёх цифр при условии: цифры не должны повторяться.
- Какие числа получились?
298, 289, 892, 829, 982, 928
3.Блицопрос (фронтальный опрос - 5 мин.) Работа в командах «Комета» и «Ракета» 2 ступенька – знание математических понятий и состав чисел в пределах 10.
- Я буду задавать вопросы по очереди той и другой команде, а вы должны быстро и правильно отвечать.
Математический диктант в тетради (всего 12 заданий)
- На сколько 10 больше 4?
- На сколько 3 меньше 10?
- Чему равна сумма чисел 8 и 2?
- Назовите предшествующее числу 10.
- Уменьшаемое - 9, вычитаемое – 6. Чему равна разность?
- 7 увеличить на 3.
- 10 уменьшить на 2.
- На сколько надо увеличить 2, чтобы получить 10?
- На сколько надо уменьшить 10, чтобы получить 6?
- В сезоне 3 месяца. Сколько месяцев в 3 сезонах?
- 10 детей разбили на пары. Сколько получилось пар?
- Из коробки взяли 5 конфет. В ней осталось столько же конфет, сколько взяли. Сколько конфет было в коробке?
- Итак, мы поработали с числами и математическими понятиями, поднимаемся на следующую ступеньку.
4. Блицтурнир «Самый быстрый» 3 ступенька – умение сравнивать, не вычисляя и умение быстро и правильно решать примеры в пределах 20.
(3 мин.)
На доске с комментированием левый столбик:
20 – 8 … 20 - 3 15 – 12 … 15 +13
17 – 9 … 20 - 9 12 + 9 … 12 + 10
14 + 8 … 14 + 7 20 – 6 … 20 - 9
16 + 9 … 16 - 9 11 + 9 … 11 - 9
Учитель показывает карточки с примерами в течение минуты. Сколько правильных ответов наберёт команда, называя только ответы.
12 – 7 = 14 – 8 =
9 + 3 = 9 + 4 =
13 - 8 = 11 – 6 =
7 + 8 = 8 + 6 =
11 - 5 = 12 – 5 =
6 + 7 = 7 + 5 =
14 – 9 = 13 – 9 =
5. Физминутка.
6. Решение разнотипных задач. 4 ступенька – решение задач. Презентация.
- Определить следующее задание вам поможет четверостишие
А.С. Пушкина:
«Нет, - говорит Балда, -
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе, вражёнок, задачу».
- Какое следующее задание мы будем выполнять?
Решение задач …
- Есть выражение «Дорогу осилит идущий, а задачу осилит …»
Сравните 3 текста. В чём сходство и различие? Какой текст нельзя назвать задачей и почему?
- Из каких же частей состоит задача?
1 слайд
1. В Северном Ледовитом океане 10 морей, а в Индийском - 5морей.
В Индийском океане 5 морей, а в Тихом на 4 больше. Сколько морей в Тихом океане?
В Атлантическом океане на 3 моря меньше, чем в Тихом. Сколько морей в Атлантическом океане? (не решив вторую задачу, не сможем решить третью)
- Возвращаемся к первому тексту. Поставьте вопрос к задаче так, чтобы она решалась вычитанием. Запишите решение и ответ (… назови решение) 10 – 5 = 5 (м.)
- Каким действием мы ответим на вопрос второй задачи? Запишите решение и ответ. 5 + 4 = 9 (м.)
- Теперь мы можем решить и третью задачу. Каким действием мы ответим на вопрос задачи и почему? 9 – 3 = 6 (м.)
Физминутка.
- Отложите ручки, поработаем устно.
2 слайд
У Вани в коллекции 3 значка. Он купил ещё 4 значка и 1 значок ему подарили. На сколько значков увеличилась коллекция Вани?
- Какое данное лишнее?
- Измените вопрос, чтобы можно было использовать все данные.
3 слайд
5. Бабушка разложила на 6 тарелок по 2 булочки. Верно ли, что бабушка разложила больше 10 булочек?
- Каким действием мы ответим на вопрос задачи? (2 ∙ 6 = 12)
- Что напишем в ответе? (верно)
- Возьмите ручки, запишите решение задачи и ответ.
4 слайд.
Устно. В коробке 12 карандашей. Лена взяла 4 карандаша, а Петя – 3. Докажите, что в коробке не могло остаться 6 карандашей.
5 слайд.
7. Устно. Коля и Толя играли в шахматы. К концу игры у Коли осталось 8 фигур, а у Толи – 7. На сколько фигур у Коли осталось больше, чем у Толи? Сколько фигур осталось на доске?
- Можно ли узнать, сколько фигур «взял» каждый из игроков у своего противника? Какие нужны знания, чтобы ответить на этот вопрос?
7. Физминутка.
8. Самостоятельная работа в паре (на карточке). У каждого на парте карточка, нужно записать только решение и ответ)
Дюймовочка собрала сладкую цветочную пыльцу с 9 цветков, среди которых 6 фиалок, а остальные – васильки. Сколько васильков подарило сладкую пыльцу Дюймовочке? 9 - 6
Сын жабы разучил к свадьбе танец. Сначала он выучил 7 движений, а затем ещё 2. Но к вечеру 5 движений он забыл. Сколько движений будет в танце жениха? 7 + 2 – 5
Буратино поставил носом в тетради 9 клякс: 2 большие, 3 средние. Остальные кляксы были маленькие, но очень симпатичные. Сколько маленьких клякс поставил Буратино? 9 – 2 – 3 или 9 – (2 + 3)
Дополнительное задание: Длина красного отрезка 5 см. Он короче синего на 3 см. Нарисуй эти отрезки.
Итого в тетради будет записано: чистописание, матем. диктант, решение четырёх задач + доп. задание, если останется время.
9. Итог урока (считаем количество баллов по командам, благодарим всех за активную работу).
10. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке с помощью карточек (у каждого ученика на столе карточки, с которыми они работают на каждом уроке: «хорошо», «отлично», «не получилось»)
Ученик ……………………………………………………………………….
Дюймовочка собрала сладкую цветочную пыльцу с 9 цветков, среди которых 6 фиалок, а остальные – васильки. Сколько васильков подарило сладкую пыльцу Дюймовочке?
Решение: …………………………………………………………………….
Ответ: …………………………………………………………………………
Сын жабы разучил к свадьбе танец. Сначала он выучил 7 движений, а затем ещё 2. Но к вечеру 5 движений он забыл. Сколько движений будет в танце жениха?
Решение: ……………………………………………………………………
Ответ: ……………………………………………………………………….
Буратино поставил носом в тетради 9 клякс: 2 большие, 3 средние. Остальные кляксы были маленькие, но очень симпатичные. Сколько маленьких клякс поставил Буратино?
Решение: ……………………………………………………………………
Ответ: …………………………………………………………………………
Ученик ……………………………………………………………………………..
20 – 8 … 20 - 3 14 + 8 … 14 + 7
17 – 9 … 20 - 9 16 + 9 … 16 - 9
9 + 3 = 12 – 7 =
7 + 8 = 13 – 9 =
6 + 7 = 11 – 5 =
14 – 9 = 9 + 5 =
11 – 8 = 7 + 9 =
16 – 7 = 6 + 8 =
13 – 5 = 5 + 7 =
Ученик ……………………………………………………………………………..
Сравнить выражения, не вычисляя.
20 – 6 … 20 - 9 15 – 12 … 15 + 13
11 + 9 … 11 – 9 12 + 9 … 12 + 10
9 + 4 = 14 – 8 =
8 + 6 = 11 – 6 =
7 + 5 = 12 – 5 =
15 – 9 = 5 + 8 =
16 – 8 = 3 + 9 =
11 – 4 = 9 + 6 =
12 – 9 = 8 + 9 =