Дата проведения: 21.11.2017
Школа: КГУ «Средняя школа№4» г. Лисаковска
Класс: 4 «А»
Количество учащихся: 24человека
Учитель: Ларина Татьяна Николаевна
Предмет: познание мира
Тема: охрана воды. Экономика. Экономим воду. Как капли унесли в океан мамину зарплату.
Цель: установление причинно – следственных связей, аргументация своей точки зрения, построение доказательств.
Задачи: определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека, выявить причины загрязнения воды и сформулировать способы ее защиты. Развить наблюдательность, кругозор, внимание, умения работать с предложенным материалом, находить главное, существенное; готовить свое выступление по предложенной инструкции, умения общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом, умения решать экономические задачи. Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде, умение работать в группе.
Приемы и методы: технология РКМЧП, групповая работа.
Оборудование: компьютер, ноутбук, карточки – самооценивания, кластеры, фломастеры.
Ожидаемый результат: смогут научиться самостоятельно, думать над вопросом и делиться с другими своим мнением; работая в группе, научатся понимать смысл общения, будут слушать и слышать друг друга; будут знать о катастрофической ситуации с пресной водой в мире, самостоятельно попытаются найти пути решения этой проблемы в рамках послания президента Республики Казахстан о переходе от «коричневой экономики» к «зеленой», внесут свой посильный вклад в строительство «Зеленого моста»; научатся решать экономические задачи, разработают памятку для всей семьи по бережному расходованию пресной воды.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент- 1 минута. | - Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы рады видеть всех на открытом уроке познания мира. | Дежурная группа: - Сегодня 21 декабря, день недели – вторник, температура воздуха -5 градусов по Цельсию, ветер слабый, осадков нет. |
2 | Психологический настрой (на дыхание)- 1минута. | - Ребята, давайте закроем глазки и настроимся на работу. Под спокойную музыку, делаем глубокий вдох и медленно выдыхаем. | Настраиваются на работу, делают 5 -6 вдохов и выдохов. |
3 | Проверка домашнего задания - 4 минуты. | - Домашнее задание проверим при помощи индивидуального тестирования (Приложение1). - Поменяйтесь в парах работами и проверьте по готовому ключу (на доске). Заполните лист самооценивания (Приложение 5). | Выполняют задания тестирования. Совершают взаимопроверку. Выставляют оценки в оценочные листы. |
4 | Определение темы урока - 1 минута. | Зачитывает цитату: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!» Антуан де Сент Экзюпери - О чем говорит автор? Почему? - Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? | Отвечают на вопросы. Определяют тему урока, аргументируют свою точку зрения. |
5 | Постановка цели, определение задач - 3 минуты. | Просмотр видеородика «Загрезнение воды» https://www.youtube.com/watch?time_continue=19&v=3K21CGQlVUw -Какие эмоции вызвал видеоролик? - Давайте поставим перед собой цель сегодняшнего урока и определим задачи. | Смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы: - После просмотра стало страшно. - Захотелось изменить отношение людей к употреблению воды. Ставят перед собой цель урока, определяются с задачами. |
6 | Постановка проблемного вопроса - 1 минута. 7 минут | - Ребята вспомните, пожалуйста, какой видеоролик мы просмотрели с вами на прошлой неделе на сайте «Вilimland.kz»? - К какой экономике прийти призывает президент всех граждан нашей республики? - Как вы понимаете выражение «зеленая экономика»? - Какой площадкой должен стать Казахстан на этом пути? - Я предлагаю вам вложить свою частичку в этот нелегкий труд на пути к «зеленой экономике», выполнив сегодня задания. • 1группа – решение экономических задач, разработка памятки «Бережное расходование пресной воды для мамы» (Приложение 2). • 2группа – работа над видеороликом «Берегите воду». https://www.youtube.com/watch?v=F3iusznWsb4 • 3 группа – работает над текстом «Пресная вода» • 4 группа – работает над видеороликом «12 фактов о воде». https://www.youtube.com/watch?v=O7XT3V-_zmQ | Отвечают на вопросы: - Просмотрели видеоролик про выставку ЭКСПО 2017. - Президент призывает перейти от «коричневой экономики» к «зеленой». - «Зеленая экономика» - это экономика, у которой на первом месте стоит охрана всех природных ресурсов. - Казахстан должен стать «Зеленым мостом», т.е. площадкой, соединяющей все страны при переходе к «зеленой экономике». Каждая группа получает задание и алгоритм его выполнения, готовит к защите постер. Группа№1 Алгоритм работы 1. Прочитать. 2. Решить задачи. 3. Записать только ответ. 4. Составить памятку для мамы по экономии воды. Группа№2 Алгоритм работы – работает с ноутбуком. 1. Во время просмотра видеоролика составить таблицу. 2. Выделить проблемы. 3. Найти пути решения проблем. Группа№3 Алгоритм работы 1. Прочитать текст. 2. Выделить проблемы. 3. Найти пути решения проблем. Группа№4 – работает с компьютером Алгоритм работы 1. Во время просмотра видеоролика составить кластер. 2. Найти 12 фактов о воде. |
7 | Групповое взаимодействие (прием «Зигзаг») - 7 минуты. | - Ребята, вы закончили обсуждение своей проблемы, нужно поделиться с другими группами изученной информацией, используем прием «Зигзаг». | «Главный группы» назначает ответственного в приеме «Зигзаг». Знакомят группы с изученной информацией, отвечают на вопросы, дополняют постеры. |
8 | Закрепление- 8 минут. | Предлагает защитить постеры перед классом | Оценивают работу группы по заранее выработанным критериям (Приложение 6). «Главный группы», выставляет оценки членам группы, ориентируясь на степень активности и значимость вклада в общий бал. Выставляют оценки в карточку самооценивания. |
9 | Подведение итогов – 5 минуты. | - Как вы думаете, достигли мы цели урока? - Получилось ли у нас внести вклад в общий труд всех казахстанцев к переходу к «зеленой экономике» и построению «зеленого моста»? Предлагает составить синквейн по теме «Вода». | Отвечают на вопросы. Работают в группах, защищают синквейн, группы оценивают друг друга по заранее разработанным критериям, «главные группы» выставляют оценки членам группы в соответствии с вкладом в общий труд (Приложение 7). Выставляют итоговую оценку, карточки сдают «главному группы». «Главный группы» проверяет объективность выставления оценок. |
10 | Домашнее задание – 1 минута. | Предлагает дифференцированное задание: с. 53-55 пересказ текста; ***придумать экологический знак «Береги ВОДУ» | Записывают в дневник. |
11 | Рефлексия – 1 минута. | - Ребята! Спасибо за урок! Мне было очень интересно работать с вами. Смайлики вас ждут! | Крепят магнит на тот смайлик, который соответствует настроению после урока. |
Приложение 1
Тест по познанию мира
1.Источник жизни
А) хлеб
Б) сон
В) вода
2. Состояние воды, когда температура воздуха поднимается выше 0◦С
А) жидкое
Б)твердое
В) газообразное
3. Самое крупное озеро в Казахстане:
А) Каспийской море
Б) Аральское море
В) Балхаш
4. Подземные воды называются
А) грунтовыми
Б) почвенными
В) невидимыми
5 . Очищение воды
а) испарение
б) круговорот
в) фильтрование
6. При нагревании вода превращается
а) в лед
б) в пар
в) в иней
7. Воду, выпадающую на земную поверхность из облаков в жидком и твердом состоянии, называют.
а) давление
б) осадки
в) температура
8. На берегу какой реки стоит г. Лисаковск?
а) Сырдарья
б) Иртыш
в) Тобол
9. Свойство воды.
А) белого цвета
Б) прозрачная
В) голубого цвета.
10. Уникальное озеро в Казахстане:
а) Аральское море
б)о.Балхаш
в)Каспийское море
Приложение 2
Задача 1. Мама мыла посуду, вода бежала небольшой струей, зазвонил телефон. Мама решила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран, взяла трубку и стала долго разговаривать. Разговор длился 10 мин. Все это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды?
Задача 2. Мама забыла предупредить папу, что кран сломался. При неисправности крана, с самой тонкой струйкой за сутки может уйти в канализацию до 150 литров питьевой воды. Сколько литров питьевой воды уйдет в канализацию за месяц (30 дней)? (150 • 30 = 4500 литров).
Приложение 3
Пресная вода
Пресной воды на Земле мало. Её во многих странах не хватает. Поэтому в некоторых странах опресняют морскую воду. Пресной воды не хватает часто потому, что она становится непригодной из-за загрязнения. В реки и озёра с дождевой и талой водой поступает много минеральных солей, которыми удобряют поля. Сюда же течёт вода с фабрик и заводов после её использования.
Пресная вода — большое богатство, и её нужно беречь. Как нужно беречь водоёмы? Нельзя бросать в них банки, бутылки, бумагу, старые вёдра и другие ненужные вещи, выливать воду после стирки белья мылом и стиральным порош-ком, мыть машины, велосипеды на берегах водоёмов.
Человек должен следить за чистотой рек, ручьев, озёр.
На фабриках и заводах устанавливают отстойники. В них из отработанной воды осаждают многие вещества, а очищенную воду снова используют. Нагретую воду охлаждают и снова подают к машинам.
Воду морей и океанов тоже нельзя загрязнять. Если теплоходы будут загрязнять воду машинным маслом, а при перевозке нефти будет её утечка, то в морях и океанах не смогут жить морские животные, погибнут морские растения.
Приложение 4
Группа№1 Алгоритм работы Прочитать. Решить задачи. Записать только ответ. Составить памятку для мамы по экономии воды. | Группа№2 Алгоритм работы Во время просмотра видеоролика составить таблицу. Выделить проблемы. Найти пути решения проблем. |
Группа№3 Алгоритм работы Прочитать текст. Выделить проблемы. Найти пути решения проблем. | Группа№4 Алгоритм работы 1. Во время просмотра видеоролика составить кластер. 2. Найти 12 фактов о воде. |
Приложение 5
Ф.И._____________________ 1задание | 2задание | 3задание | Итог | | Ф.И._____________________ 1задание | 2задание | 3задание | Итог | |
Ф.И._____________________ 1задание | 2задание | 3задание | Итог | | Ф.И._____________________ 1задание | 2задание | 3задание | Итог | |
Ф.И._____________________ 1задание | 2задание | 3задание | Итог | | Ф.И._____________________ 1задание | 2задание | 3задание | Итог | |
Ф.И._____________________ 1задание | 2задание | 3задание | Итог | | Ф.И._____________________ 1задание | 2задание | 3задание | Итог | |
Ф.И._____________________ 1задание | 2задание | 3задание | Итог | | Ф.И._____________________ 1задание | 2задание | 3задание | Итог | |
Приложение 6
Критерии оценивания постера:
Соответствие алгоритму.
Информативность.
Эстетичность.
Дисциплинированность.
Приложение 7
Критерии оценивания синквейна:
Соответствие схеме.
Содержательность.
Креативность.
Приложение 8