1. Организационный и мотивирующий этап (слайд 2) - Дано определение. Прочитайте его и определите, верно ли оно? СПП предложение – это сложное союзное предложение, части которого равноправны и соединены подчинительной связью или сочинительной, то есть в структуре предложения есть главное и придаточное | ( - Нет, есть неточности) - Определите неточности в определении. ( 1)в СПП части соединяются только подчинительной связью; 2)части СПП не могут быть равноправными.) Давайте вспомним, какими терминами мы владеем, когда говорим «СПП» (учащиеся перечисляют термины, в конце идёт обобщение слайд 3 «Термины») Вспомним, что подчинительные союзы бывают простыми и составными. Например, когда, лишь, чтобы, если – это простые союзы, они состоят из одного слова. А лишь только, потому что, если бы, несмотря на то что – это составные союзы, они состоят из двух или более слов. - Итак, тема нашего сегодняшнего урока связана с СПП. 2) Синтаксическая разминка. Составление схем. Даны предложения, необходимо построить схемы данных предложений. К доске на каждую половинку вызываются два учащихся, затем проверка выполнения. 1)Учёные установили, что индоевропейские языки обладают сходным грамматическим значением. 2)Мы свернули на дорогу, которая вела нас к знаменитой крепости. | Проверка построенных схем. Слайд № 5 1) 1сущ глагол, (2 что сущ глаг). Поясняется слово «установили» 2) 1мест глагол ,(2 которая глаг). Поясняется слово «на дорогу». | Сегодня мы будем оценивать себя сами и результаты своей оценки вносить в таблицу. Сначала оценим владением терминологии по начальному изучению темы «СПП». Ответ «-» или «+» Знаю, что такое СПП | | Понимаю смысл терминов в СПП | | Умею находить границы частей СПП | | Умею строить схемы СПП | | 3. Целеполагание -Давайте вернёмся ко второму предложению. Скажите, что необычного вы в его структуре обнаружили? - Что мы знаем о союзах? (союзы не являются членами предложения, а во втором предложении слово «которая» является не только средством связи, но и членом предложения) Значит, в терминах СПП есть не только союзы, но и слова - союзы. - Давайте сформулируем до конца тему нашего урока. «Союзы и союзные слова в СПП» -Запишите тему урока на том месте, которое мы оставили. 4.Постановка задач. - Работать мы с вами будем поэтапно: 1)сначала изучим теоретический материал; 2)рассмотрим на примерах некоторые особенности структуры СПП. Но для этого нам необходимо сформулировать задачи: - Какие задачи мы поставим перед собой на урок? (слайд 6 задачи урока) Знать… союзы и союзные слова Понять…..отличие союзов и союзных слов. Научиться….отличать союзы от союзных слов. | Мотивация на приобретение новых знаний 5. Работа с учебником. Цель: выявление обучающимися новых знаний, освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности Параграф _____ стр. _____ . Читаем, ставим карандашом пометки в каждом абзаце. Если доступно для меня, то «+», если нет, то - «-». Давайте обобщим в расстановке «-» или «+». -Что мы сейчас делали? (изучили материал) - Для чего нам нужен был этот теоретический материал? (знать, как отличить союзы от союзные слова) 6.Построение проекта выхода из затруднения. Сравним: Я думаю, что маме нужно подарить книгу. (можно удалить, союз) | Я решаю, что подарить маме. (нельзя удалить, союзное слово) | Мини-исследование. - Сравните предложения. -С помощью какого средства связи придаточное предложение присоединяется к главному? (что ) - Составим алгоритм: (слайд №8) 1.Выделите грамм.основы. 2.Определим средство связи частей. 3.Попробуем убрать это средство связи: «что». Изменилось предложение? 4.Являются ли слова «что» и «что» членами предложения? 5.Сделайте вывод: какое из этих слов будет союзом, а какое союзным словом. 7.Закрепление (первичное) Проверка. 7. ВЫВОД: 1. Союзы и союзные слова могут быть омонимами. То есть, они одинаково пишутся и произносятся, но имеют разные свойства. 2. Союзные слова принадлежат к самостоятельным частям речи, но в сложноподчиненных предложениях могут выступать в роли союзов. 3. Союзные слова являются членами предложения. |