СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. ЖАНРЫ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработанном уроке предпочтение отдаётся активным, продуктивным, мыследеятельностным методам (проблемное изложение материала, творческие задания, исследовательская деятельность).

         Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы. Для проведения урока требуется большая подготовительная работа. Она включает несколько этапов:

  1. Организационный момент предполагает объединение студентов в группы, выбор руководителя.
  2. Знакомство с заданиями, распределение обязанностей, обсуждение этапов выполнения заданий.
  3. Работа групп по созданию текстов различных типов в публицистическом стиле (обсуждается название студенческой газеты; рубрики, содержание заметки).

         Проверяется умение работать в группе на общий результат, пользоваться основными приёмами составления текстов, творчески мыслить, применять полученные знания на практике.

         За 10 дней до занятия студентам выдаётся задание для самостоятельной работы. За подготовку группы к уроку несут ответственность руководители групп, которые осуществляют контроль за предварительным выполнением заданий.

         Работа в группах способствует формированию коммуникативной компетенции. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать её от чужой и отстаивать.

         От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность её взаимодействия с партнёрами по общению и самореализация в обществе. Эти качества необходимы будущим специалистам.

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку»

Задание № 1.


Выписать слова, в которых сделаны ошибки.

Записать правильный вариант.



гипотеза, милосердие, предвыборная компания, кансенсус, народные избранники, парламенские слушания, авторитет, предприниматель, диструктивный, анотация, дискуссия, публицистика, каммуникативный, электорат, журналистское расследование, чевствовать победителя, правосудие, сокраментальный, мировоззрение, суверенитет, интелигентный человек, полемезировать





Задание № 2.


С любым словом (или сочетанием слов) из задания № 1 составить и записать предложения по схемам:



х , / /, …



, и



«П, – а, – п»



, и –



[ ], (что ……….)



Задание № 3.



Укажите в приведённом списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистике.



Построение сложноподчинённых предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами; выборы президента; решение линейных уравнений; соединение химических элементов; рейтинг исполнителей современной музыки; проблема терроризма в стране; использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой; литературоведческий анализ текста; проблема развития и сохранения русского языка; проблема свободы личности.




Задание № 4.


Заполните таблицу «Языковые особенности публицистического стиля».


Лексические особенности






Эмоциональные средства выразительности






Синтаксические особенности








Задание № 4.


Заполните таблицу «Языковые особенности публицистического стиля».


Лексические особенности

общественно-политическая лексика, морально-этическая лексика; слова из области психологии, культуры, экономики; слова, обозначающие внутреннее состояние человека и др.

Эмоциональные средства выразительности

эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация; фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи; цитаты, языковые средства юмора, сатиры, иронии; термины в переносном значении

Синтаксические особенности

однородные члены, вводные слова и предложения, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции

























Задание № 4.


Заполните таблицу «Языковые особенности публицистического стиля».


Лексические особенности


















Эмоциональные средства выразительности






















Синтаксические особенности
















Задание № 5.



Поясните значение фразеологических оборотов. Составьте три предложения, включив в них эти обороты.



Толочь воду в ступе, вылететь в трубу, заложить фундамент, вырвать с корнем, сидеть сложа руки, рубить с плеча, бить в набат, витать в облаках, скрещивать шпаги, жребий брошен.









Задание № 6.



Составьте словосочетания или предложения, в которых данные ниже слова-термины приобрели бы переносное значение и явились средством усиления образности речи.



Образец: баланс – баланс политических сил;

инфляция – инфляция совести.




Атмосфера, аккорд, паразитировать, заморозить, марафон, рецепты, рычаги, дуэт, барометр, битва.






Задание № 7.



Проанализируйте стилевые и языковые особенности публицистического стиля.



Учитесь говорить и писать



Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.


Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему всё нипочём, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.


И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.


Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.


Второе правило. Чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.


Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».


(Д.С. Лихачёв)



Задание № 8.


Определите, к какому стилю относятся предложения. Устно обоснуйте свой ответ.



  1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Российской Федерации.

(Конституция РФ)




  1. Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

(И. Тургенев)




  1. Добро не может быть глупо; добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата».

(Д. Лихачёв)




  1. Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в грамматических категориях падежа, числа и в лексико-грамматической категории рода.

(Из «Грамматически современного

русского литературного языка»)




  1. Вот посмотрите, батюшка, какая рожа! Глуп ведь, как дерево, а попробуй что-нибудь положить, мигом украдёт!

(Н. Гоголь «Мёртвые души»)






Приложение № 1.



Публицистический стиль речи



Слово «публицистический» образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

Цель публицистического стиля – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля – общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики – статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нём широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути её решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, – общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует метафоры, эпитеты, сравнения и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.



Приложение № 2.



Жанры публицистического стиля



Заметка – краткое сообщение в печати.



Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.



Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).



Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).



Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.



Отзыв – отклик, мнение о ком-чём-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.



Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т.п.


Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приёмов изложения.











Приложение № 3.



Устное выступление



диалог – разговор между двумя или несколькими лицами

дискуссия – вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого её решения

диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему

оппонент – тот, кто оспаривает тезис

полемика – спор при обсуждении, выяснении научных, литературных, политических вопросов

пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис

спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение







Главная задача устного выступления – это общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.





Приложение № 4.



Словарь



аннотация – краткое изложение содержания книги, статьи и т.д.

деструктивный – разрушающий

кампания – совокупность военных действий, а также мероприятия для осуществления важной общественно-политической или хозяйственной задачи

коммуникативный – легко устанавливающий связь или контакт

компромисс – соглашение, достигнутое путём взаимных уступок

консенсус – общее согласие по спорным вопросам, к которому приходят участники международных конференций, переговоров

парламент – высший государственный представительный законодательный орган любого конституционного государства

сакраментальный – 1. связанный с религиозным обрядом, ритуальный

2. перен. закрепившийся в традиции, ставший обычным

суверенитет – полная независимость государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики

электорат – совокупность избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию или её кандидата на парламентских, президентских или муниципальных выборах.




Приложение № 5.




  1. Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

Сократ (470-399 г. до н.э.)




  1. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

Гесиод (720 г. до н.э.)




  1. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк.

египетский жрец (2000 лет до н.э.)




  1. Эта молодёжь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

изречение найдено в глиняном горшке

в развалинах Вавилона, возраст горшка – 3000 лет









Приложение № 6.



Домашнее задание



Написать мини-сочинение публицистического характера в жанре рассуждения на одну из тем:


1. Что важнее: кем быть или каким быть?

2. Нужны ли милосердие и сострадание сегодня?

3. Существует ли конфликт между «отцами» и «детьми»?

4. Считаешь ли ты себя патриотом своей страны?

5. Своя тема.



Подготовьте устное выступление об одном из авторов публицистических статей (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Д.С. Лихачёв, Н.А. Бердяев, Д.А. Гранин, А.И. Солженицын, А.Д. Сахаров и др.)






















Стили речи


I вариант


  1. Найдите неверное утверждение:

  1. стили – разновидности языка;

  2. разговорный стиль используется для непосредственного, повседневного общения;

  3. книжный тип речи включает 3 стиля речи: научный, официально-деловой и публицистический;

  4. очерк – жанр официально-делового стиля.


  1. Какого стиля речи не существует в литературном языке?

  1. публицистический;

  2. научный;

  3. жаргонный;

  4. разговорный.


  1. Определите стиль по описанию.

Наиболее общими особенностями лексики этого стиля является употребление слов в прямом значении, отсутствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики и терминологии.

  1. научный;

  2. публицистический;

  3. художественный;

  4. официально-деловой.


  1. Определите, чертами какого стиля являются призывность, оценочность, образность, эмоциональность, использование общественно-политической лексики.

  1. публицистический;

  2. разговорный;

  3. научный;

  4. художественный.


  1. Укажите, какие из указанный черт не соответствуют официально-деловому стилю:

  1. стандартизированность;

  2. точность формулировок;

  3. эмоциональность;

  4. долженствующе-предписывающий характер.


  1. Определите, какой жанр не относится к научному стилю:

  1. диссертация;

  2. научная статья;

  3. интервью;

  4. монография.

  1. Определите, какое слово или выражение не соответствует официально-деловой речи:

  1. с персональным ответом;

  2. в масштабах города;

  3. корабельщики дивятся;

  4. место жительства.


  1. Определите стиль данного текста.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. (Д. Лихачёв)

  1. научный;

  2. публицистический;

  3. художественный;

  4. официально-деловой.


  1. Определите стиль данного текста:

В уставшем от зимней тяготы лесу, когда ещё не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки ещё не доели поросль, но уже плачут, когда мёртвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви не шевелят, а лишь потихоньку трогают друг друга, неожиданно донёсся запах подснежника!

  1. художественный;

  2. публицистический;

  3. научный;

  4. официально-деловой.



  1. Определите подстиль данного текста.

Сейчас мы познакомимся ещё с одним механическим понятием, которое позволяет сформулировать новый для нас важный закон движения. Это понятие называется вращательным моментом, или моментом импульса, или моментом количества движения.

  1. собственно-научный;

  2. научно-популярный;

  3. научно-учебный.



  1. Выберите правильное определение стиля.

Научный стиль –

  1. это стиль научно-фантастических романов и рассказов;

  2. это стиль научных статей, докладов, монографий и учебников;

  3. это стиль, который призван быстро откликаться на общественно-политические события;

  4. это стиль критических статей, рецензий и отзывов.


  1. Определите стиль речи по характеристике.

Этот стиль окончательно сформировался в России в XIX веке, немалую роль в этом сыграли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

  1. научный;

  2. публицистический;

  3. художественный;

  4. официально-деловой.


  1. Какой троп или фигура речи использованы в тексте:

«Белый ест ананас спелый, чёрный – гнилью мочёный». (В. Маяковский)

  1. антитеза;

  2. гипербола;

  3. сравнение;

  4. перифраза.


  1. Какой троп использован в тексте:

«Несказанное, синее, нежное,

Тих мой край после бурь, после гроз». (С. Есенин)

  1. олицетворение;

  2. сравнение;

  3. перифраза;

  4. эпитет.

























Стили речи



II вариант



  1. Найдите неверное утверждение:

  1. совокупность правил литературного произношения – это орфоэпия;

  2. очерк – жанр публицистики;

  3. наличие речевых стандартов – клише – особенность художественного стиля;

  4. для разговорного типа речи характерна диалогическая речь.


  1. Какого стиля речи не существует в литературном языке?

  1. официально-деловой;

  2. публицистический;

  3. диалектный;

  4. научный.


  1. Определите стиль по описанию.

Для этого стиля характерно стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы, употребление присущих этому стилю клише.

  1. научный;

  2. публицистический;

  3. художественный;

  4. официально-деловой.


  1. Определите, чертами какого стиля являются чёткая логика, информативная насыщенность, лаконичность, точность, отсутствие эмоций, обилие терминов.

  1. публицистический;

  2. разговорный;

  3. научный;

  4. художественный.


  1. Укажите, какие из указанных черт не соответствуют разговорному стилю.

  1. неофициальность;

  2. неподготовленность речи;

  3. точность и полнота формулировок;

  4. непринуждённость.


  1. Определите, какой жанр не относится к публицистическому стилю:

  1. репортаж;

  2. повесть;

  3. очерк;

  4. интервью.



  1. Определите, какое слово или выражение не соответствует художественной речи:

  1. цепная реакция;

  2. лазоревая вода;

  3. перлы дождевые;

  4. чудное мгновение.


  1. Определите стиль данного текста:

У кротояра лёд отошёл от берега. Прозрачно-зелёная вода плескалась и обмывала илистый ледок окраинцев. (М. Шолохов)

  1. научный;

  2. публицистический;

  3. художественный;

  4. официально-деловой.


  1. Определите стиль данного текста:

Право на «ничегонеделание», считавшееся чуть ли не пороком ещё полвека тому назад теперь должно быть признано как необходимый элемент отдыха. Пассивный отдых как один из видов психической гигиены и самолечения совершенно необходим и его нельзя недооценивать.

  1. художественный;

  2. публицистический;

  3. научный;

  4. официально-деловой.


  1. Определите подстиль данного текста:

Необходимым признаком грамотной устной речи является не только правильное произношение звуков и слова, но правильное выделение голосом ударного слога. Ударение называют «душой речи».

  1. собственно научный;

  2. научно-популярный;

  3. научно-учебный.


  1. Выберите правильное определение стиля.

Публицистический стиль –

  1. это стиль художественных произведений;

  2. это стиль общественно-политической литературы;

  3. это стиль, который используется для передачи научных знаний;

  4. это стиль, которым написано произведение «Собачье сердце» М. Булгакова.


  1. Определите стиль речи по характеристике.

Этот стиль считают вершиной литературного языка. Важной чертой этого стиля является индивидуальность слова. Обилие художественно-изобразительных средств языка – главная особенность этого стиля.

  1. публицистический;

  2. официально-деловой;

  3. художественный;

  4. научный.

  1. Какой троп использован в тексте:

«Бой идёт святой и правый…» (А. Твардовский)

  1. олицетворение;

  2. сравнение;

  3. перифраза;

  4. эпитет.


  1. Какая фигура речи использована в тексте:

На братских могилах не ставят крестов.

Но разве от этого легче? (В. Высоцкий)

  1. градация;

  2. антитеза;

  3. риторический вопрос;

  4. анафора.
































Ответы


задания

I вариант

II вариант

1

г

в

2

в

в

3

а

г

4

а

в

5

в

в

6

в

Б

7

в

а

8

б

в

9

а

Б

10

В

б

11

б

б

12

б

в

13

а

г

14

Г

в
















Ф.И. _____________________________________

Группа _______________

Я оцениваю свою работу на уроке ___________

_________________________________________

_________________________________________

Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Моё мнение об уроке ______________________

_________________________________________

_________________________________________


Ф.И. _____________________________________

Группа _______________

Я оцениваю свою работу на уроке ___________

_________________________________________

_________________________________________

Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Моё мнение об уроке ______________________

_________________________________________

_________________________________________

Ф.И. _____________________________________

Группа _______________

Я оцениваю свою работу на уроке ___________

_________________________________________

_________________________________________

Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Моё мнение об уроке ______________________

_________________________________________

_________________________________________


Ф.И. _____________________________________

Группа _______________

Я оцениваю свою работу на уроке ___________

_________________________________________

_________________________________________

Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Моё мнение об уроке ______________________

_________________________________________

_________________________________________

Ф.И. _____________________________________

Группа _______________

Я оцениваю свою работу на уроке ___________

_________________________________________

_________________________________________

Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Моё мнение об уроке ______________________

_________________________________________

_________________________________________


Ф.И. _____________________________________

Группа _______________

Я оцениваю свою работу на уроке ___________

_________________________________________

_________________________________________

Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Моё мнение об уроке ______________________

_________________________________________

_________________________________________

Ф.И. _____________________________________

Группа _______________

Я оцениваю свою работу на уроке ___________

_________________________________________

_________________________________________

Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Моё мнение об уроке ______________________

_________________________________________

_________________________________________


Ф.И. _____________________________________

Группа _______________

Я оцениваю свою работу на уроке ___________

_________________________________________

_________________________________________

Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Моё мнение об уроке ______________________

_________________________________________

_________________________________________

Тема: «Публицистический стиль речи. Основные особенности. Жанры»

Тип урока – комбинированный

Форма проведения – работа в группах

Методы – активные, мыследеятельностные, продуктивные

Цели:

1) образовательные:

  • обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»;

  • изучить языковые особенности публицистического стиля;

  • познакомить с жанрами публицистического стиля;


2) развивающие:

  • содействовать совершенствованию языковой компетенции (т.е. развивать умение владеть лексическими, синтаксическими, орфографическими, пунктуационными нормами литературного языка);

  • содействовать развитию исследовательских умений и навыков самостоятельной работы;

  • развивать устную речь студентов и навыки написания творческих работ в соответствии с нормами русского языка;

  • развивать наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять различные стили, а также пользоваться средствами публицистического стиля в своей речи;


3) воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку;

  • формировать коммуникативные качества личности, трудолюбие, уважение к окружающим, взаимопомощь, ответственность;

  • воспитывать интерес к предмету, способность воспринимать важные общественные проблемы.



Оборудование: мультимедийный проектор,

рабочая тетрадь по теме.



Эпиграф к уроку


Словом можно убить,

словом можно спасти,

Словом можно полки

за собой повести.

Д. Кедрин


Л.З. Согласны ли вы с высказыванием? Аргументируйте свой ответ.



Структура урока


  1. Организационный момент.

    5 мин.

  2. Активизация внимания.

  3. Сообщение темы, постановка цели урока – 2 мин.

  4. Актуализация знаний – 3 мин.

  5. Мотивация – 2 мин.

  6. Словарная работа – 10 мин.

  7. Работа над новым материалом – 30 мин.

  8. Проверка подготовленного студентами творческого задания «Заметка в студенческую газету» – 15 мин.

  9. Обобщение и закрепление материала – 20 мин.

  10. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия. – 5 мин.



Лист рефлексии

Ф.И. _____________________________________

Группа _______________

Я оцениваю свою работу на уроке ___________

_________________________________________

_________________________________________

Мой вклад в подготовку группы к занятию я оцениваю ________________________________

_________________________________________

_________________________________________

Моё мнение об уроке ______________________

_________________________________________

_________________________________________



















































































































































Просмотр содержимого документа
«Частная методика»

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мурманский торгово-экономический техникум»









методическая разработка открытого урока


по дисциплине:


«Русский язык»


для студентов, обучающихся на базе

основного общего образования


Тема:

«Публицистический стиль речи. Основные особенности. Жанры»










г. Мурманск



Тема: «Публицистический стиль речи. Основные особенности. Жанры»

Тип урока – комбинированный

Форма проведения – работа в группах

Методы – активные, мыследеятельностные, продуктивные

Цели:

1) образовательные:

  • обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»;

  • изучить языковые особенности публицистического стиля;

  • познакомить с жанрами публицистического стиля;


2) развивающие:

  • содействовать совершенствованию языковой компетенции (т.е. развивать умение владеть лексическими, синтаксическими, орфографическими, пунктуационными нормами литературного языка);

  • содействовать развитию исследовательских умений и навыков самостоятельной работы;

  • развивать устную речь студентов и навыки написания творческих работ в соответствии с нормами русского языка;

  • развивать наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять различные стили, а также пользоваться средствами публицистического стиля в своей речи;


3) воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку;

  • формировать коммуникативные качества личности, трудолюбие, уважение к окружающим, взаимопомощь, ответственность;

  • воспитывать интерес к предмету, способность воспринимать важные общественные проблемы.



Оборудование: мультимедийный проектор,

рабочие материалы по теме.



Эпиграф к уроку


Словом можно убить,

словом можно спасти,

Словом можно полки

за собой повести.

Д. Кедрин


Л.З. Согласны ли вы с высказыванием? Аргументируйте свой ответ.


Структура урока


  1. Организационный момент.

  2. Активизация внимания.

  3. Сообщение темы, постановка цели урока.

  4. Актуализация знаний.

  5. Мотивация.

  6. Словарная работа.

  7. Работа над новым материалом.

  8. Проверка подготовленного студентами творческого задания «Заметка в студенческую газету».

  9. Обобщение и закрепление материала.

  10. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия.



Ход урока


1. Организационный момент.

(приветствие преподавателя, проверка присутствующих на уроке)


2. Активизация внимания.

Однажды к мудрецу пришёл хитрец: «Если ты такой умный, скажи, жива или мертва бабочка в моих руках?» А про себя подумал, что скажет: «Жива» – сожму кулак покрепче, и бабочка погибнет, а скажет: «Мертва» – разожму ладони и выпущу её на свободу. Ласково и спокойно улыбнулся мудрец: «Всё в твоих руках».

Пусть эта древняя притча будет для вас жизненным ориентиром, и сегодня результаты нашего урока будут зависеть только от самих нас. Желаю нам плодотворной, полезной работы.


– К какому стилю можно отнести данную притчу?


– Какие ещё стили речи вы знаете?


– Вы уже знаете, что любой стиль можно охарактеризовать по ряду признаков. Что это за признаки? Назовите их.



3. Сообщение темы урока. Совместная постановка цели урока.


  • Вы имеете общее представление о стилях речи, а сегодня мы более подробно поговорим об особенностях публицистического стиля (запись темы урока в тетрадь).

  • Зачем нам необходимо знать основные особенности публицистического стиля? (Для того, чтобы научиться распознавать тексты публицистического стиля)

  • А зачем нам нужно это умение? (Для создания собственных хороших, полноценных текстов публицистического стиля и для успешного составления собственных хороших выступлений)


На основании высказываний студентов сформулирована цель урока:

  • обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»;

  • учиться использовать выявленные языковые средства публицистического стиля в своей речи;

  • уметь пользоваться различными жанрами публицистического стиля в зависимости от конкретной ситуации.



4. Актуализация знаний.


Задания.


  • Подберите однокоренные слова к слову «публицистический» (публика, публицист, публицистика)

Слово «публицистический» образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

Однокоренными словами являются «публицистика» (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову «публика», имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.


(слайд № 1)

  • Какова цель публицистического стиля?

  • Назовите сферу употребления публицистического стиля.

  • Перечислите жанры публицистики.

  • Назовите основные приметы стиля.

(материалы для ответов студенты находят в раздаточном материале, Приложение № 1)



5. Мотивационный момент.


Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного бума. Может быть, именно собственное мнение, собственная позиция – характернейшие приметы этого стиля.

Иногда мы не подозреваем, что используем публицистический стиль, подобно господину Журдену («Мещанин во дворянстве» Мольера), который очень удивился, узнав, что, оказывается, всю жизнь говорил прозой.

Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника – тогда спор может перерасти в ругань, а то и в драку. В таком «споре» истина никогда не родится. Если же мы подойдём к этому более сознательно, то сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки. И в своей профессиональной деятельности каждый из вас сможет добиться многого, если научится использовать в речи публицистический стиль.

В каждом стиле используется определённая лексика, т.е. слова, которые по-разному могут воздействовать на людей.

Далее преподаватель обращает внимание студентов на эпиграф урока и даёт логическое задание: выразите своё отношение к данным словам.



6. Словарная работа.


а) Работа над орфографическими нормами.

Задание: выписать слова, в которых сделаны ошибки. Записать правильный вариант (раздаточный материал, задание № 1).

Проверка правильного написания слов.

(слайд № 2)

б) Работа над лексическим значением незнакомых слов (Приложение № 4, словарь)

в) Работа над пунктуационными нормами.

Задание: с любым словом (или сочетанием слов) из задания № 1 составить и записать предложения по схемам (раздаточный материал, задание № 2).


Беседа по вопросам:

  • К какому стилю относятся слова из словарного диктанта?

  • Укажите в приведённом списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистике.

  • Назовите другие известные вам проблемы, рассматриваемые в публицистике (проблемы семьи, роли детства в жизни человека, проблемы сохранения и развития русского языка, проблема влияния человека на природу и др.)



7. Работа над новым материалом.


Слово учителя


Публицистику называют летописью современности, т.к. она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества: политическим, социальным, бытовым, философским и т.д. Так же, как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема.


Однажды в английском парламенте один оратор устроил остальным членам парламента своеобразную остроумную ловушку. Обсуждался один очень важный вопрос. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей.


Послушаем. (Выступления студентов)


(слайд № 3)


Беседа по прочитанным текстам.


Все эти изречения были встречены в парламенте аплодисментами. Однако вы, я вижу, и не думаете аплодировать.

  • Согласны ли вы с прозвучавшими мнениями? (выступления учащихся)

  • Какой стиль вы использовали, высказывая своё мнение? (публицистический, т.е. необходимо было отразить своё мнение, проявив эмоциональность, дать оценку высказываниям)

  • Какова тема всех высказываний? (молодёжь)

  • Какова основная мысль? (авторы текста пытаются доказать, что молодёжь плохая, ужасная)

  • Как вы думаете, кто мог быть авторами этих слов?


… Итак, в парламенте звучат аплодисменты. Блестящее выступление. Тогда оратор раскрыл карты. Он объявил, что первое изречение принадлежит Сократу (470-399 г. до н.э.), второе – Гесиоду (720 г. до н.э.), третье – египетскому жрецу (2000 лет до н.э.), а четвёртое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка – 3000 лет.


(см. Приложение № 5)


Получилось очень эффектно и даже смешно.

  • Как вы думаете, какую цель преследовал выступающий в парламенте? (показать, что в давние времена была такая же «плохая молодёжь», тем не менее человечество продолжало развиваться и процветать; проблема «ужасной молодёжи» не нова)


  • Какая проблема была поднята выступающим? (проблема отцов и детей)


  • По вашему мнению, оратор добился цели? (да, слушатели, по всей вероятности задумались; это было эффектно)


  • К какому стилю принадлежат все высказывания? (к публицистическому, т.к. в каждом из них можно увидеть признаки этого стиля: оценочность, страстность, призывность)


  • Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? (публицистический стиль возник очень давно)


  • Как вы думаете, почему? (необходимость поделиться наболевшим, призывать людей и воздействовать на них возникла, наверное, как только человек научился говорить)



Работа над языковыми средствами.


А теперь давайте понаблюдаем, какие языковые средства использованы авторами в этих небольших, но глубоких по своему содержанию высказываниях. Результаты будете фиксировать в таблицах.


Эмоциональные средства выразительности:

  • цитирование, использование высказываний известных людей делает выступление успешным;

  • эпитеты («дурно воспитана»; невыдержанна, невыносима) – это создаёт эмоциональный фон;

  • метафора «молодёжь растлена до глубины души» отражает негативное отношение молодёжи к оратору;

  • устойчивые словосочетания «бразды правления», «критическая стадия» служат для усиления тревоги о будущем;

  • градация («молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна», «молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, не уважает стариков») используется для того, чтобы подчеркнуть отрицательные черты молодёжи, заострить их внимание, показать ужас ситуации).

К эмоциональным средствам выразительности относятся пословицы, поговорки, фразеологизмы, цитаты. В публицистическом стиле, особенно в газетных текстах, для выразительности речи нередко используются термины в их переносном значении.


(задания № 5, № 6)


Синтаксические особенности:

  • вводное слово («видимо» – субъективность мнения; сложноподчинённые предложения, однородные члены)



Тема сложности взаимоотношений отцов и детей продолжает волновать умы людей и в ХХI веке.


  • Каким эпитетом можно обозначить эту проблему? (см. словарь, Приложение № 4)


Просмотр видеосюжета (дискуссия на тему «Они и мы»)


Мы видели пример устного выступления. Один из жанров которого – дискуссия.



Работа с приложением № 3.


  • Какие ещё жанры публицистического стиля, используемые в устной речи, можно отметить? (запись слов в качестве словарного диктанта, проверка понимания сути терминов)

Судебная речь (речь защитника или обвинителя в суде) – ещё один жанр публицистического стиля. От их ораторского искусства, умения владеть словом нередко зависит судьба человека.

Устное выступление – постоянно используется в нашей повседневной жизни. Каждому из вас в жизни не раз приходилось или придётся выступать перед слушателями, сами готовить выступление.

  • Что поможет успешно выступить? (выступление подготовленного студента)

Хочу заострить ваше внимание на том, что только подготовленная речь может стать произведением искусства, поможет отстоять свою точку зрения и убедить других в своей правоте.

Цицерон говорит: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Стать оратором может каждый, но для этого нужно изучить основы этого мастерства.


  • Один из главных типов речи публицистического стиля – рассуждение, оно используется в устной и письменной речи.

(лингвистический рассказ подготовленного студента «Что такое рассуждение?»)


(слайд № 4)


Итак, целью использования публицистического стиля является передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на слушателей, побуждением к каким-либо действиям.

Предназначенный для публики, этот стиль используется на телевидении.

Группе студентов было дано задание исследовательского характера: назвать телепередачи, которые являются публицистическими, аргументировать ответ. (выступление подготовленных студентов: «К барьеру», «Народ хочет знать», «Пусть говорят» и т.д., студенты поясняют свою точку зрения)


Публицистический стиль используется не только в устной, но и в письменной речи.

Мы остановимся на жанрах публицистического стиля, которые используются в СМИ (в газетах).


Роль газеты в жизни общества.

(выступление подготовленного студента)


Главное предназначение массовой газеты в демократическом обществе; её важнейшая функция – это обеспечение граждан информацией о деятельности правительства и событиях политической жизни страны.

Они снабжают читателей информацией практического свойства, например, программами телепередач, прогнозом погоды, данными о состоянии фондового рынка.

Газеты являются средством развлечения – в них публикуются короткие рассказы, комиксы, кроссворды.

Массовые газеты играют заметную роль в коммерческой жизни страны благодаря публикуемой в ней рекламе.

В 1787г. Т. Джефферсон, автор Декларации независимости, писал: «Ежели бы мне предстояло решать, надобно ли нам иметь правительство без газет или газеты без правительства, я бы, ни на мгновение не поколебавшись, предпочёл последнее».


  • Назовите основные газетные жанры.

(Приложение № 2)



8. Проверка выполнения группового творческого задания «Заметка в студенческую газету».

За 10 дней до урока студенты разделились на группы, во время «мозгового штурма» обсудили название газеты, рубрику. Материал передавался исполнительным редакторам, которые отобрали лучшее.


  • Выступление какой группы больше понравилось?

  • Почему их выступление запомнилось?




9. Обобщение и закрепление материала.


а) Блиц-опрос


  1. Что значит слово «публицистический»?

  2. Где используется публицистический стиль речи?

  3. Какова задача публицистической речи?

  4. Назовите жанры публицистики (слайд № 5)

  5. Что общего у публицистического стиля и научного?

  6. Что роднит публицистический стиль со стилем художественной литературы?

  7. Назовите важнейшее требование, предъявляемое к публицистике.


б) Просмотр видеофрагмента. Определить стилистическую принадлежность; доказать свою точку зрения.



в) Определить, к какому стилю относятся предложения.


(задание № 8)



г) Анализ публицистического текста


(задание № 7)


  • Актуальная ли проблема, поднятая Д.С. Лихачёвым?

  • Выразите своё отношение к проблеме, заключённой в эпиграфе урока.



10. Подведение итогов урока.


Домашнее задание.

(Приложение № 6)



Рефлексия.

Оцените свою деятельность на уроке: насколько результативно вы сегодня поработали. Оценку занесите в карточку. Также отметьте: интересно ли вам было на уроке, что особенно запомнилось.



















Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Публицистический стиль – от лат. publikus (общественный, государственный) Однокоренные слова: публицистика (общественно-политическая  литература на современные,  актуальные темы) публицист (автор произведений на  общественно-политические темы) публика (  1 – посетители, зрители, слушатели  2 – люди, народ)

Публицистический стиль –

от лат. publikus

(общественный, государственный)

Однокоренные слова:

публицистика

(общественно-политическая

литература на современные,

актуальные темы)

публицист

(автор произведений на

общественно-политические темы)

публика

( 1 – посетители, зрители, слушатели

2 – люди, народ)

предвыборная к а мпания, к о нсенсус, парламе нтс кие слушания, д е структивный, а нн отация, к о ммуникативный, че ст вовать победителя, с а краментальный, инте лл игентный человек, п о лем и зировать

предвыборная к а мпания,

к о нсенсус,

парламе нтс кие слушания,

д е структивный, а нн отация,

к о ммуникативный,

че ст вовать победителя,

с а краментальный,

инте лл игентный человек,

п о лем и зировать

Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
  • Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.

Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.
  • Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь возьмёт в свои руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк.
  • Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк.

Эта молодёжь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.
  • Эта молодёжь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

Тип речи Публицисти- ческий стиль речи Тезис РАССУЖДЕНИЕ Проблемный вопрос Аргументы Вывод Примеры

Тип речи

Публицисти-

ческий стиль

речи

Тезис

РАССУЖДЕНИЕ

Проблемный

вопрос

Аргументы

Вывод

Примеры

жанры Публицистического стиля письменная речь  устные выступления – заметка – доклад – статья – дискуссия – рецензия – диспут – репортаж – ораторская речь – отзыв – судебная речь – фельетон – выступление  по радио,  телевидению,  на собрании и др. – очерк портретный путевой проблемный

жанры Публицистического стиля

письменная речь

устные выступления

заметка

доклад

статья

дискуссия

рецензия

диспут

репортаж

ораторская речь

отзыв

судебная речь

фельетон

выступление

по радио,

телевидению,

на собрании и др.

очерк

портретный

путевой

проблемный