СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме: "Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: "Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности"»

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

Цели урока:

Образовательная: Рассмотреть, как индустриальная революция изменяет социальную структуру общества; усвоить причины миграционных процессов и эмиграции европейского населения; проследить изменения в положении всех социальных слоев, рассмотреть как изобретения индустриальной эпохи, врываясь в повседневную жизнь, делали более интересной и комфортной, расширяли сферы деятельности человека, создавали новые профессии

Развивающая: развивать навыки работы с лекционным материалом, умение видеть причинно-следственные связи

Воспитательная: возможность эмиграции для решения экономических проблем существовала прежде и существует теперь, но следует понимать, что этот шаг необязательно влечет за собой успех, а также ведет к разлуке с родиной и своими близкими

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний



Ход урока:

  1. Организационный.(1мин)

  2. Мотивационный этап и актуализация знаний. (7мин)



-Добрый день уважаемые ребята и гости.

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел переход от традиционного общества к индустриальному.

- Ребята перед вами на столе лежат предметы. (На столе лежат предметы, ассоциирующие изобретения 19 века, учитель показывает эти предметы)

(дети называют автомобили, телефон, лампочку).

Эти предметы между собой связаны, как вы думаете чем? (Ответ: они созданы в 19 веке)

Создание проблемной ситуации:

Давайте вспомним, какие еще изобретения и открытия подарил нам  ΧΙΧ век? (Ответы)

- У вас на столе лежат информационные листы. Выполните задание №1 из информационного листа:

  1. Технический прогресс и новые средства связи связаны с Семюэлом Морзе и Александром Беллом? (Да)

  2. Развитию автомобилестроения способствовало создание управляемого аэростата?(Нет, потому что был изобретен двигатель внутреннего сгорания)

  3. В 1903 году американский инженер Оливер Эванс пустил по улицам Филадельфии 1-й автомобиль с паровым двигателем? (Нет, он его пустил 100 лет назад, в 1803)

  4. Первым современным станком из металла считается токарный станок Генри Модсли изобретенный в 1800 году? (Да).

  5. Успехи технического прогресса ускорили промышленный рост развитых европейских стран и США? (Да, новые изобретения, выросли города)

  6. На смену капитализму свободной конкуренции пришел монополистический капитализм? (Да)

  7. Монополистический капитализм – стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство в одной отдельной области жизни общества? (нет, во всех областях – экономической, политической, идеологической, культурной)

  8. Основные формы слияния предприятий: картели, синдикаты, тресты, концерны? (Да)


- Меняемся вариантами и проверяем. Кто на все 8 ответил? Поставьте «5»! Кто сделал 1-3 ошибки? Поставьте отметку «4»! У кого 4 неверных варианта? Не надо ставить себе отметку, поставьте в листе самооценки «?» это означает, что данный материал надо будет еще подучить.

Итак, проверили, отметки себе поставили, занесите их в лист самооценки «Задание №1»! Молодцы, продолжаем!

- В традиционном обществе большая часть населения Европы жила в сельской местности, основными классами были дворяне, землевладельцы и крестьяне, но в 19 веке произошли кардинальные изменения. Как вы думаете к чему это привело? (появились новые достижения, но и новые проблемы)

- Давайте сформулируем тему урока!

- Давайте вместе попробуем сформулировать на какой вопрос в конце урока мы с вами должны ответить?

Проблемный вопрос: как изменилось общество в 19 веке?

Изучение нового материала. (23мин)

  1. Земля выбрасывает своих детей (3мин)

Период – начала ΧΙΧ века. Этот период немецкий ученый назвал временем, когда «земля выбрасывала своих детей». Почему он так охарактеризовал это время? (19 столетие - время коренных перемен в западном обществе. Что его традиционное устройство, господствовавшие веками устои, превратились в нечто новое)

1.Рост городов – одна из черт индустриального общества. Этот процесс ускорился в начале 19 века и продолжался в дальнейшем. Давайте обратимся к слайду (3). Работаем по схеме.

- Назовите чем был вызван бурный рост городов?

- С чем это было связано?

- Сделайте вывод? (Люди в поисках работы вынуждены менять место жительства)

Это явление получило название миграция - уход из деревни. (Запись в тетради)

2.Люди в движении (6мин)

С 20-х годов началось массовое переселение европейцев, а куда они переселялись, мы сейчас с вами выясним. Раздаю карты распечатки

Распечатать карту с континентами, они стрелочками проведут, в какие земли переселение. Обучающиеся должны будут прийти к явлению эмиграция, используя учебник на стр. 22 пункт «Люди в движении». (Запись в тетради)

Проверка по слайду, оценка в листе самооценки и делаем вывод, что передвижение из одной страны в другую называется эмиграция.

3. Социальная структура (10мин)

Передвижение населения на протяжении всего 19 века, индустриальная революция меняли социальную структуру общества. Работа со схемой на слайде. Посмотрите на слайд, Каким было общество до 18 века и каким оно стало в 19 веке?

До 18 века 19 век

ТРАДИЦИОННОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ

  1. Дворяне-землевладельцы

  2. Крестьяне ?

  3. Духовенство

  4. купечество



ДО 18 ВЕКА – ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО. (дворяне землевладельцы, крестьяне, духовенство, купечество)

МЫ ПЕРЕШЛИ В 19 ВЕК – ИНДУСТРИАЛЬНОЕ. (???)

Давайте назовем, основные слои этих обществ. (Формулируют по схеме).

Какие слои составляют основу индустриального общества? (Это и будет наша следующая задача урока).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2МИН)

Что нам поможет? Нам поможет учебник, остаточные знания по истории и коллективная работа. (работа в парах)

Задание

Заполните эту схему на основе учебника (стр.28 – 30)

(Раздаточный материал)

Социальная структура общества





Аристократия



Крестьянство















крупная

средняя





мелкая

неквалифицированный





Итак, назовите, какие же слои общества составляли основу индустриального общества? ……

Аристократия, Буржуазия, Средний класс, Рабочий класс, Крестьянство = Вот основа индустриального общества!

-Работа закончена. На экране схема.

Итак, назовите, какие же слои общества составляли структуру индустриального общества?

(вывести на экран)

Оцените свою работу? есть у вас ошибки? (нет – поставьте себе «5», если 1 ошибка – поставьте себе «4»). (Заносят в лист самооценки)


1.Кто такие аристократы? Это крупные землевладельцы! (наследственный привилегированный слой общества, из представителей самых благородных земель)

Аристократия – что значит старая аристократия?

А что значит новая аристократия?

Они отличаются? (новая - они теряют часть земель, они занимаются политикой, занимают руководящие посты в банках и компаниях).

2. Буржуазия  Основной критерий разделения на среднюю, крупную и мелкую – уровень дохода.

Т.е. самый большой доход – крупная, мелкая – маленький доход.

3. Средний класс - объединил мелкую буржуазию – те, кто возглавлял частные компании, и лиц свободных профессий – инженеры, врачи, преподаватели. Главный признак – устойчивое материальное положение.

4.Рабочий класс  - он был однородным? (нет) – высоквалифицированные и неквалифицированные. В чем разница? (Одни получали меньше, а другие имели техническое образование и становились служащими).

5.Крестьянство.

(Это общественный класс, занятый в сельском хозяйстве и имеющий в своем владении или пользовании землю и другие средства производства).



  1. Женский и детский труд (4мин)

Давайте подумаем, как индустриальная революция, о которой вы говорили на прошлом уроке, повлияла на социальную структуру индустриального общества?

-Все, что вы назвали это большое достижение, но вместе с достижениями появляются и проблемы: Расслоение общества, условия работы были тяжелыми, с появлением техники появилась безработица, на фабриках использовался женский труд., а также существовала еще одна большая проблема, назвать которую, вы сможете, просмотрев видеоролик.

(просмотр видео. Детский труд)



ИТОГИ


ДОСТИЖЕНИЯ


ПРОБЛЕМЫ


Рост городов и городского населения


Расслоения общества


Появление среднего класса


Тяжелые условия рабочих


Женское движение за уравнение в правах


Безработица




Женский и детский труд



Подтвердите мои слова, что это было действительно так? (стр.30-31) Рассмотрите исторические картины в учебнике.

Эти проблемы привели к 1. Миграциям населения; 2. Женскому движению за уравнение в правах, о котором вы узнаете дома.

V. закрепление.(3 мин)

- Давайте вспомним и ответим на проблемный вопрос, который мы ставили в начале урока: как изменилось общество в 19 веке?

Составление синквейна «Общество»

Индустриальное, промышленное.

Развивается, изменяется, модернизируется.

Общество приобрело более сложную структуру.

Проблемы.



Итак мы видим, что в 19 веке происходило окончательно крушение сословной структуры традиционного общества, и теперь, общество приобрело более сложную структуру!

VI. Домашнее задание.(1мин)

«3» - п.4 вопросы с. 28

«4» - п.4 вопросы с. 28, с. 29 – 31 – допол. Чтение.

«5» - п.4 вопросы с. 28, с. 29 – 31 – допол. Чтение., сочинение «Развлечения аристократов»

VII. Рефлексия. (3мин)

- Оцените свою работу в листе самооценки.

- Сдайте свои тетради, информационные листы, листы самооценки, раздаточные материалы. Урок окончен!