Открытый урок русского языка в 8 классе
Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Цели урока: образовательная: повторение изученного о слитном и раздельном написании НЕ с разными частями речи; повторение правописания НЕ с разными частями речи; формирование умений и навыков нахождения слов на изученные орфограммы в текстах, определения части речи, морфемы; развивающая: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие логического мышления, творческих способностей, коммуникативной компетентности; совершенствование умений и навыков в использовании разной речевой деятельности (слушание, говорение, письмо), стимулирование учебно-познавательной деятельности; создание ситуации «успеха»;
воспитательная: воспитание самостоятельности, чувства ответственности и коллективизма.
Планируемые результаты:
- предметные: осознать необходимость изученных орфограмм для дальнейшего использования в речи и речевых ситуациях; закрепить изученные орфограммы, формировать орфографическую зоркость; научить находить орфограммы в различных видах текстов (песенных, стихотворных и т.д.); формировать умения и навыки определения морфем и частей речи; выполнить и проверить задания на закрепление изученного.
- метапредметные: сформировать умение искать и выделять необходимую информацию из различных источников, учитывая детали поставленной задачи; сформировать умение выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения, ставить цель и планировать пути ее достижения, осуществлять самоконтроль и самооценку, корректируя свои результаты; сформировать умение проявлять активность во взаимодействии с одноклассниками и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач.
- личностные: ориентация на моральные нормы и их выполнение,
зрительное, вербальное восприятие музыки, воспитание духовно-
нравственного потенциала посредством литературы и изобразительного искусства.
Формирование УУД на уроке.
Регулятивные УУД: развивать умения принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); выполнять работу в соответствии с заданным планом (Мозговой штурм); участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; осуществлять самоконтроль и самооценку, корректируя свои результаты (аукцион знаний).
Познавательные УУД: развивать умения «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схем, кратких записей (создание алгоритма, рефлексия); анализировать тексты упражнений; обобщать и классифицировать по признакам изученные ранее орфограммы (орфографические минутки); ориентироваться на форзаце учебника.
Коммуникативные УУД: развивать умения работать в команде разного наполнения (паре, целым классом); вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; работать консультантом и помощником для других ребят; ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу (синквейн); ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога; участвовать в обсуждениях; ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания; не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении.
Личностные УУД: понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; понимать духовно-нравственный смысл изучаемого материала.
Тип урока: урок общеметодологической направленности. Направлен на повторение учащимися пройденного материала 5-7 классов и подготовку к письменным проверочным работам (диктантам, сочинениям, изложениям).
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, раздаточный материал, оценочные карты для райтинга.
Ход урока
1.Приветствие. Знакомство. Организационный момент. (на доске – число)
(Объявить о том, что в течение всего урока работает «Аукцион знаний», для этого у каждого учащегося на парте есть оценочная карта для райтинга, где нужно записывать количество баллов за задание, чтобы в конце урока перевести баллы в оценку; также на партах есть раздаточный материал.)
2.Определение темы урока.
Слайд 1. Не выучил – не делай,
Не знаешь – не спеши.
Выучил – делай,
Знаешь – спеши.
-Как вы считаете, в каком двустишии мысль звучит более глубоко и имеет для вас больше смысла? (Конечно, в первом, можно также ответить поговоркой – ПОСПЕШИШЬ – ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ.)
-Я думаю, вы уже догадались, о какой части речи, маленькой, но очень важной, пойдёт речь сегодня на уроке? (О частице НЕ, и не только о частице, так как НЕ может быть и частью корня, и приставкой. Об этом мы и поговорим сегодня на уроке).
Запишите дату и тему урока в тетради:
Слайд 2. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
3.Актуализация опорных знаний учащихся.
1.Мозговой штурм.
-Вы уже знакомы со всеми частями речи, а значит, знаете правописание с ними НЕ. Предлагаю вашему вниманию стихотворение Е.Ефимовского «Былица про частицу».
Слайд 3. и раздаточный материал Слышал я: в одной стране
Нет совсем частицы «НЕ».
Люди там живут радивы
И казисты всем на диво.
Хоть работы впроворот,
Вмоготу им спать весь год.
А вдомек, что это гоже.
А на улицах всё то же:
Чаянно толкнут любого
И взначай пихают снова.
А чтоб было вам повадно,
Обругать вас могут щадно.
Если ж встретятся друзья,
То друзьям подраться льзя.
Вот такие все там вежды.
Что касается одежды -
Очень ряшлива, приглядна,
И поэтому нарядна.
И довольны все вполне
В той стране, где нету «НЕ».
Вот какую я былицу
Сочинил про «НЕ»-частицу. -Задание (раздаточный материал): восстановите слова с НЕ и запишите в тетрадь.
-Обменяйтесь тетрадями, проверим записанные слова и посчитаем первые баллы. (Максимум -15).
4.Работа над темой урока.
-Итак, все записанные вами слова пишутся с НЕ слитно. Какое правило о правописании подобных слов вы учили?
-На правописание каких частей речи данное правило распространяется?
Слайд 4. Некоторые слова без НЕ не употребляются:
-существительные (неряха);
-прилагательные (ненастный);
-глаголы (негодовать);
-наречия (небрежно);
-деепричастия (ненавидя);
-причастия (ненавидящий).
1. Распределительный диктант.
-Вы учили правила правописания НЕ с этими частями речи, давайте закрепим. К доске пойдут двое желающих. (Делим доску на две части: СЛИТНО/ РАЗДЕЛЬНО). Я диктую слова, ребята у доски выбирают и записывают только в свои колонки, класс распределяет в две колонки одновременно и рядом помечает, какой частью речи является слово. После проверим.
Ненастная погода, невесёлый мальчик, не глубокий, а мелкий, не друг, а враг, поступил нехорошо, красивая незабудка, не обращая внимания, неприятное известие, некого спросить, не с кем дружить, негде спрятаться, неинтересно смотреть.
-Итак, что получилось? (Учащиеся у доски проверяют, в классе взаимопроверка).
Слайд 5. (Максимум – 12 баллов.)
-Давайте обратим внимание на слова НЕКОГО и НЕ С КЕМ. К какой части речи они относятся?(местоимения). Кто вспомнит разряд данных местоимений? (отрицательные). Почему слово НЕКОГО мы пишем слитно, а НЕ С КЕМ раздельно? Кто вспомнит правило? (бонусы)
Слайд 6. Правило.
2.Работа с учебником.
Упражнение № 32 (выполняем устно, цепочкой, по одному слову).
Это же упражнение берётся как ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
3.Слайд 7. Физминутка.
4.Упражнение «Интеллектуальный капитал».
-Как вы знаете, наши предки были людьми очень мудрыми, поэтому оставили после себя богатое наследие в форме устного народного творчества. Какие малые жанры УНТ самые популярные и наиболее употребляемые нами в речи?
(Бонус ответившему). Конечно, это пословицы и поговорки. И следующее задание:
Слайд 8. «Соедини пословицы с частицей НЕ». В тетрадь вы записываете букву от начала пословицы и цифру от продолжения, например, Ж-6.
А)Что написано пером 1) не воин.
Б)После драки 2)не вырубить топором.
В)Кто не работает 3) кулаками не машут.
Г)Семеро одного 4)тот не ест.
Д)Один в поле 5)не ждут.
Ключ: А-2, Б-3, В-4, Г-5, Д-1.
Самопроверка, выставление баллов.
5.Закрепление изученного материала. Тренировочные упражнения.
1. Слайд 9.
Упражнение «Острый слух».
-Итак, мы говорили уже о том, что НЕ может быть не только служебной частью речи – частицей, но и приставкой, и частью корня.
- Следующее задание на внимательность. Прослушайте 6 отрывков из песен, выпишите только слова с НЕ, распределяя их в три колонки:
часть корня приставка частица
Песня будет звучать только один раз, будьте максимально внимательны, задание стоит очень много баллов. После записи – взаимопроверка, запись баллов.
1.Всем и каждому.
2.Прекрасное далёко.
3.Ну, погоди.
4.Не покидай.
5.Антошка.
6.Пусть бегут.
Слайд 10. Правильные ответы:
часть корня приставка частица
нельзя немало не держу
неуклюже неясно не шкаф
непогожий не музей
не будь
не покидай
не проходили
не задавали
(по 2 балла за каждое записанное слово, +5 баллов за правильное распределение по колонкам)
Слайд 11. Перед вами картина Виктора Васнецова «Алёнушка».
Пофантазируйте и подберите 3-4 слова или словосочетания с НЕ любых частей речи, которые были бы уместны при описании этой картины.
( не в силах, не с кем, невесёлая, неглубокая, нехорошо, не волнуется, не обращает внимания, некого позвать на помощь, некому пожаловаться)
(По 1 баллу за слово)
Слайд 12. В этом году наша Республика отметила 75-ю годовщину со дня освобождения Луганщины от фашистских захватчиков. Я предлагаю вам составить 1 предложение на эту тему, используя слова с НЕ.
(По 2 балла)
6.Подведение итогов урока.
Составление словесного портрета частицы НЕ.
- Давайте представим, что частица - живой человек. Какой вы её видите внешне и с каким характером?
- Попробуем вместе составить синквейн по сегодняшнему уроку.
Слайд 13. Итак, частица НЕ:
КАКАЯ?
ЧТО ДЕЛАЕТ?
КАК РАБОТАЕТ ЧАСТИЦА?
КАКОЙ ВЫВОД СДЕЛАЛИ В КОНЦЕ УРОКА?
7.Выставление оценок за урок. Райтинг.
-Сейчас вы подсчитаете количество баллов на ваших картах для райтинга. Максимальное количество баллов за задания – 60 (у некоторых учащихся количество баллов может быть большим за счёт бонусов). Если вы набрали от 50 и больше , то ставите «5», от 35 до 49– «4», от 34 и ниже - «3». Приклейте карту с оценками в дневник.
9. «На закуску».
1)ВНИМАНИЕ! ЧЁРНЫЙ ЯЩИК! (музыка)
В чёрном ящике находится записка с именем литературного персонажа, которое без НЕ не употребляется!
(Подсказки: был на Луне, одного из его друзей звали Цветик, у него была большая голубая шляпа)
-Кто помнит автора , создавшего этот персонаж? (его придумал Николай Носов)
2)Представьте, что вы участвуете в ток-шоу «Пишем устав школы». Устав – это свод правил. Предлагаю вам составить свод правил на тему «Что нельзя делать в школе?». Обсуждение правил для школьников.
Приложение 1 (раздаточный материал)
Слышал я: в одной стране
Нет совсем частицы «НЕ».
Люди там живут радивы
И казисты всем на диво.
Хоть работы впроворот,
Вмоготу им спать весь год.
А вдомек, что это гоже.
А на улицах всё то же:
Чаянно толкнут любого
И взначай пихают снова.
А чтоб было вам повадно,
Обругать вас могут щадно.
Если ж встретятся друзья,
То друзьям подраться льзя.
Вот такие все там вежды.
Что касается одежды -
Очень ряшлива, приглядна,
И поэтому нарядна.
И довольны все вполне
В той стране, где нету «НЕ».
Вот какую я былицу
Сочинил про «НЕ»-частицу.
Слышал я: в одной стране
Нет совсем частицы «НЕ».
Люди там живут радивы
И казисты всем на диво.
Хоть работы впроворот,
Вмоготу им спать весь год.
А вдомек, что это гоже.
А на улицах всё то же:
Чаянно толкнут любого
И взначай пихают снова.
А чтоб было вам повадно,
Обругать вас могут щадно.
Если ж встретятся друзья,
То друзьям подраться льзя.
Вот такие все там вежды.
Что касается одежды -
Очень ряшлива, приглядна,
И поэтому нарядна.
И довольны все вполне
В той стране, где нету «НЕ».
Вот какую я былицу
Сочинил про «НЕ»-частицу.
Приложение 2 (для упражнения «Чёрный ящик)
Незнайка