СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 9 классе "СПП с придаточными образа действия и степени"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок объяснение нового материала, состоящий из 5 разделов:повторение, объяснение новой темы, закрепление, самостоятельной работы, подведение итогов.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 9 классе "СПП с придаточными образа действия и степени"»

Урок русского языка в 9 классе







Тема: Сложноподчиненные предложения

с придаточными образа действия и степени.





Цели:

  • формировать представление о придаточных образа действия и степени;

  • развивать навыки постановки знаков препинания в СПП;

  • воспитывать культуру умственного труда;

  • воспитывать любовь к родному краю.



Оборудование:

мультимедийный проектор, экран, презентация основных положений учебного материала.

















Ход урока.

I Организационный момент.

Сегодня мы начнем урок с анализа текста в рамках подготовки к ГИА

(текст на экране).

Слайд 2

(1) Что такое Родина?

(2) Родина – это то, что дорого сердцу.

(3) Это место, где ты родился, куда стремишься всей душой!

(4) Для меня Родина – это село Папоротка, тихий уголок в Тульской области.

(5) Село расположено по берегам небольшой живописной речки Папоротки, впадающей в Непрядву.

(6) Достопримечательностью Папоротки является архитектурный памятник старины – Храм Казанской Божией Матери, построенный в середине XIX века.

(7) В настоящее время Храм переименован в Свято-Казанский женский монастырь.

(8) Недалеко от монастыря находится Святой источник и купальня.

(9) Возле источника всегда много людей, так как вода целебная.

(10)Каждый, кто посещает его, имеет возможность набрать Святой воды.

(11) Село Папоротка имеет богатую историю и хорошее будущее.

(12) Папоротка – навсегда милый сердцу уголок.

Вопросы к тексту:

  1. Сформулируйте основную мысль текста. (Родина – это то, что дорого сердцу.)

  2. В предложении 6 укажите слово с непроверяемой гласной в корне. (Памятник)

  3. В предложениях 2 – 4 укажите существительное 3-го склонения. (Область)

  4. В предложениях 6 – 9 укажите обособленное определение. (Построенный в середине XIX века)

  5. Назовите основу предложения 6. (Памятник является достопримечательностью)

  6. Словосочетание архитектурный памятник, построенное по типу связи согласование, замените синонимичным словосочетанием со связью управление. (Памятник архитектуры)

  7. В предложениях 10 – 12 укажите сложное предложение с подчинительной связью. Назовите предложение. Определите вид придаточного.





По окончании работы учитель задает вопросы:

  • По каким признакам выделяется придаточное предложение?

  • Что может пояснять придаточное предложение?

II Работа с карточками.

Слайд 3

Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Выделите грамматические основы предложений. Составьте схемы.

  1. На торжественной ц…р…монии закрытия 100-тысячный ст..дион со слезами на глазах провожал гиган…ского олимпийского Мишу _________ улетал в московское небо под звуки песни А. Пахмутовой : «До свиданья, Москва, до свиданья!»______________________________________________________________

  2. Вся страна помнит____________ российская женская к…манда по биатлону на Олимпиаде в Ванкувере завоевала золотые м…дали.__________________________

  3. Уникальный рекорд _____________ установил Сергей Шилов (ни)кто и (ни)когда (не)перекроет.__________________________________________________________



  • Какие виды придаточных встретились в этом задании?

  • На прошлом уроке мы познакомились со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными.

  • Назовите виды придаточных обстоятельственных.

  • В чем особенность присоединения к главному предложению придаточных обстоятельственных?

  • Что общего между придаточными обстоятельственными в СПП и обстоятельственными в простом предложении? (имеют те же значения, отвечают на те же вопросы, соответственно делятся на те же виды)





III Изучение нового материала

Слайд 4

Запишем тему урока Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действий и степени. (Рассмотрим схемы данных предложений)

  1. Больной лечился так, как советовал врач.

  2. Больной лечился так старательно, что врач его похвалил.





Слайд 5

Придаточные степени и образа действия могут быть однозначными (если присоединяются союзными словами как, сколько, насколько) и многозначными (если присоединяются союзами что, чтобы, словно, точно, будто, как будто).

Посмотрим на экран, проанализируем предложения.

Слайд 6

  1. Ученик всё сделал так, как велел мастер. (Предложение с союзным словом как имеет одно значение – образа действия)

  2. Ученик всё сделал так, что мастер похвалил его.(Союз что – значение образа действия и следствия, результата)

  3. Ученик всё сделал так, чтобы мастер его похвалил. (Союз чтобы – значение образа действия и цели)

  4. Ученик всё сделал так, будто хотел удивить мастера. (Союз будто – значение образа действия и сравнения)



Схема на доске.



Придаточные образа действия и степени



Однозначные


присоединяются союзными словами

как

насколько

сколько

Многозначные


присоединяются союзами

что

чтобы

точно

словно

будто

как будто









  • Какие придаточные могут быть однозначными?

  • Многозначными?



Схемы на доске и в тетрадях.





IV Закрепление.

  1. Индивидуальное задание.

На экране даны предложения.

  • Саша выписывает СПП с придаточными, имеющими не одно значение, расставляет знаки препинания.

  • Сережа – СПП с придаточными степени (однозначные), расставить знаки препинания.

  • Женя и Ваня – СПП с придаточными образа действия (однозначные), расставить знаки препинания.

  • Дима списывает 1 – 3 предложения, расставляет знаки препинания.





Слайд 7

  1. Незнакомец не рассматривал нас так как рассматривали мы его.

  2. Лес рубили так чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.

  3. Люба смотрела на пилу так как будто это была не пила, а диковинное существо.

  4. Ольга слушалась настолько насколько тётка выражала желание или высказывала совет.

  5. Лыжники шли красиво и свободно как ходят хорошо тренированные спортсмены.

  6. Оля настолько хорошо изучила французский язык насколько это было возможно в её возрасте.

Слайд 8

  1. Распространите главные предложения придаточными с союзами словно, будто, как будто.



  1. В лесу была такая тишина ………

  2. Выражение лица у неё было такое кислое ……...

Слайд 9

Конструирование предложений по схемам

[… так + глаг. ], ( союзн. сл. как… ).

[ … такой +прилаг.], ( союз что … ).



V Подведение итогов урока.

  • Что нового узнали на уроке?

  • На какие вопросы отвечают придаточные образа действия и степени?

  • Как различить однозначные и многозначные придаточные образа действия и степени?

Оценки за урок:

Слайд 10

VI Домашнее задание:

§12, стр.60, упр. 131. Из ГИА вариант 6.

Подготовить поздравление с Новым годом с использованием СПП образа действия и степени.