Урок русского языка в 9 классе
Тема: Сложноподчиненные предложения
с придаточными образа действия и степени.
Цели:
формировать представление о придаточных образа действия и степени;
развивать навыки постановки знаков препинания в СПП;
воспитывать культуру умственного труда;
воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, презентация основных положений учебного материала.
Ход урока.
I Организационный момент.
Сегодня мы начнем урок с анализа текста в рамках подготовки к ГИА
(текст на экране).
Слайд 2
(1) Что такое Родина?
(2) Родина – это то, что дорого сердцу.
(3) Это место, где ты родился, куда стремишься всей душой!
(4) Для меня Родина – это село Папоротка, тихий уголок в Тульской области.
(5) Село расположено по берегам небольшой живописной речки Папоротки, впадающей в Непрядву.
(6) Достопримечательностью Папоротки является архитектурный памятник старины – Храм Казанской Божией Матери, построенный в середине XIX века.
(7) В настоящее время Храм переименован в Свято-Казанский женский монастырь.
(8) Недалеко от монастыря находится Святой источник и купальня.
(9) Возле источника всегда много людей, так как вода целебная.
(10)Каждый, кто посещает его, имеет возможность набрать Святой воды.
(11) Село Папоротка имеет богатую историю и хорошее будущее.
(12) Папоротка – навсегда милый сердцу уголок.
Вопросы к тексту:
Сформулируйте основную мысль текста. (Родина – это то, что дорого сердцу.)
В предложении 6 укажите слово с непроверяемой гласной в корне. (Памятник)
В предложениях 2 – 4 укажите существительное 3-го склонения. (Область)
В предложениях 6 – 9 укажите обособленное определение. (Построенный в середине XIX века)
Назовите основу предложения 6. (Памятник является достопримечательностью)
Словосочетание архитектурный памятник, построенное по типу связи согласование, замените синонимичным словосочетанием со связью управление. (Памятник архитектуры)
В предложениях 10 – 12 укажите сложное предложение с подчинительной связью. Назовите предложение. Определите вид придаточного.
По окончании работы учитель задает вопросы:
II Работа с карточками.
Слайд 3
Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Выделите грамматические основы предложений. Составьте схемы.
На торжественной ц…р…монии закрытия 100-тысячный ст..дион со слезами на глазах провожал гиган…ского олимпийского Мишу _________ улетал в московское небо под звуки песни А. Пахмутовой : «До свиданья, Москва, до свиданья!»______________________________________________________________
Вся страна помнит____________ российская женская к…манда по биатлону на Олимпиаде в Ванкувере завоевала золотые м…дали.__________________________
Уникальный рекорд _____________ установил Сергей Шилов (ни)кто и (ни)когда (не)перекроет.__________________________________________________________
Какие виды придаточных встретились в этом задании?
На прошлом уроке мы познакомились со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными.
Назовите виды придаточных обстоятельственных.
В чем особенность присоединения к главному предложению придаточных обстоятельственных?
Что общего между придаточными обстоятельственными в СПП и обстоятельственными в простом предложении? (имеют те же значения, отвечают на те же вопросы, соответственно делятся на те же виды)
III Изучение нового материала
Слайд 4
Запишем тему урока Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действий и степени. (Рассмотрим схемы данных предложений)
Больной лечился так, как советовал врач.
Больной лечился так старательно, что врач его похвалил.
Слайд 5
Придаточные степени и образа действия могут быть однозначными (если присоединяются союзными словами как, сколько, насколько) и многозначными (если присоединяются союзами что, чтобы, словно, точно, будто, как будто).
Посмотрим на экран, проанализируем предложения.
Слайд 6
Ученик всё сделал так, как велел мастер. (Предложение с союзным словом как имеет одно значение – образа действия)
Ученик всё сделал так, что мастер похвалил его.(Союз что – значение образа действия и следствия, результата)
Ученик всё сделал так, чтобы мастер его похвалил. (Союз чтобы – значение образа действия и цели)
Ученик всё сделал так, будто хотел удивить мастера. (Союз будто – значение образа действия и сравнения)
Схема на доске.
Придаточные образа действия и степени
Однозначные присоединяются союзными словами как насколько сколько | Многозначные присоединяются союзами что чтобы точно словно будто как будто |
Схемы на доске и в тетрадях.
IV Закрепление.
Индивидуальное задание.
На экране даны предложения.
Саша выписывает СПП с придаточными, имеющими не одно значение, расставляет знаки препинания.
Сережа – СПП с придаточными степени (однозначные), расставить знаки препинания.
Женя и Ваня – СПП с придаточными образа действия (однозначные), расставить знаки препинания.
Дима списывает 1 – 3 предложения, расставляет знаки препинания.
Слайд 7
Незнакомец не рассматривал нас так как рассматривали мы его.
Лес рубили так чтобы вековые дубы и ели своими вершинами падали к югу.
Люба смотрела на пилу так как будто это была не пила, а диковинное существо.
Ольга слушалась настолько насколько тётка выражала желание или высказывала совет.
Лыжники шли красиво и свободно как ходят хорошо тренированные спортсмены.
Оля настолько хорошо изучила французский язык насколько это было возможно в её возрасте.
Слайд 8
Распространите главные предложения придаточными с союзами словно, будто, как будто.
В лесу была такая тишина ………
Выражение лица у неё было такое кислое ……...
Слайд 9
Конструирование предложений по схемам
[… так + глаг. ], ( союзн. сл. как… ).
[ … такой +прилаг.], ( союз что … ).
V Подведение итогов урока.
Что нового узнали на уроке?
На какие вопросы отвечают придаточные образа действия и степени?
Как различить однозначные и многозначные придаточные образа действия и степени?
Оценки за урок:
Слайд 10
VI Домашнее задание:
§12, стр.60, упр. 131. Из ГИА вариант 6.
Подготовить поздравление с Новым годом с использованием СПП образа действия и степени.