1.Орг момент. Цель: мотивация к учебной деятельности | Готовит уч-ся к остановке проблемной ситуации через игровой момент | Определяют проблему, ставят цель урока | Учитель: -Здравствуй, Лесовичок! Почему ты такой грустный? Лесовичок. -А чего мне радоваться? Посмотрите вокруг, вчера на этой поляне был порядок, а теперь столько грязи и мусора. Учитель: -Откуда это все, здесь появилось? Лесовичок:- Не знаю Учитель: -А куда же ты денешь весь этот мусор ? Лесовичок:- Не знаю. Учитель: - ребята, какие два вопроса я задала Лесовичку? 1) откуда берется мусор? 2) куда девается мусор? - знает он ответы на вопросы? (нет) - что же делать? ( надо помочь Лесовичку ответить на эти вопросы) | Р1 |
2. Постановка цели урока. Самоопределение к учебной деятельности | 1.Организует работу в малых группах (по карточкам- заданиям) | Дети совместно отвечают на вопросы, работаю по учебнику и готовят сообщение о том, что они узнали. Совместно с учителем обобщают высказывания одноклассников, делают вывод о том, откуда берется мусор | - Правильно, сегодня на уроке мы будем помогать Лесовичку искать ответы на эти вопросы (учитель садит Лесовичка на стул и просит послушать детей) Народная пословица гласит: «Один ум хорошо, а два – лучше». Последуем совету и будем работать в группах Работа в группах. Работа по карточкам Карточка- задание №1 Обсудите в группе, откуда берётся мусор? 1шаг. -Вспомните: чем пользуется человек каждый день? -Какой мусор образуется после использования продуктов? 2 шаг. Проверь по учебнику на с. 78 3 шаг. Прочитайте на с. 78, что любит Злючка-Грязючка. - А кто из вас разбрасывает мусор куда попало? - Можно ли это делать? Почему? 4.шаг. Подготовь сообщение: «Мы узнали… Вывод: человек в процессе жизнедеятельности использует большое количество вещей (гигиена, питание, учёба, досуг и пр.); став ненужными, они превращаются в мусор, как и упаковки от этих вещей. - Так ли прекрасна планета, когда она завалена грудами мусора? - Что же нужно сделать для того чтобы наши улицы, дворы, лес, реки были чистыми? Правила: 1.Не бросать мусор, где попало, а выбрасывать в урну, мусорное ведро или контейнер 2.Охранять природу и соблюдать чистоту; 3. По-возможности, сортировать мусор | Р1 Р2, К4 К1, К2 П1, П2 К3 |
3.Открытие новых знаний и способов действий | 3.Организует исследовательскую деятельность уч-ся по формированию представлений о способах утилизации мусора. | Выдвигают гипотезы: сжечь, закопать, увезти. Проводят опыты в результате, которых делают вывод и приходят к единому мнению о том, что мусор надо вывозить на заводы по переработке мусора | Ответили мы на первый вопрос « Откуда берется мусор?» Отвечаем на второй вопрос, посмотрите на нашу полянку, Куда мы будем девать этот мусор? Исследовательская работа Опыты: сжигание (маска, проветривание), отрицание данной гипотезы, т.к произойдет отравление ядовитым воздухом. Закопать: (учитель поднимает мусор и вместе с детьми рассуждает о сроках его растворения) Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет. Пластмассовые бутылки также не разлагаются. Металлические банки могут разлагаться от 80 до 100 лет. Брошенные в лесу полиэтиленовые пакеты и резиновые вещи будут разлагаться от 10 до 20 лет - так можно закапывать мусор? отрицание данной гипотезы - Вы можете закопать только старую бумагу и пищевые отходы, они большого вреда не принесут Увезти: - куда? Карточка - задание №2 Обсудите, куда лучше вывезти мусор и объясните свое решение? 1шаг. Рассмотрите верхний рисунок в учебнике на с.79. Сделай вывод. - Самый хороший вариант - это завод по переработке мусора. Но, к сожалению, они есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки, которые должны располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах. Это место не должно располагаться вблизи водоемов и заповедников. 3. Практическая работа - Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его: мусор из разного материала собирают в разные контейнеры. Для чего они это делают? (Чтобы облегчить его переработку на заводе) - Давайте и мы рассортируем мусор (дети собирают мусор и сортируют мусор в контейнеры, затем моют руки) Результат деятельности: Научились сортировать мусор из разного материала. Вернемся к нашим вопросам. Ответили мы на второй вопрос? -Куда же девается мусор? - Ребята, а что вы можете предложить, чтобы мусора стало меньше? Ученики: -Из коробок можно сделать кормушки, из пластиковых бутылок - различные поделки, одноразовые стаканчики использовать под рассаду, и т. д. - соблюдать чистоту, не разбрасывать мусор | Р2 П3 К1 П3 |
Итог урока. | | | -Давайте вернёмся к началу урока и вспомним, про Лесовичка. Что мы ему обещали? (рассказать откуда берется мусор и куда девается мусор) - Лесовичок ту услышал ответы на вопросы. - так откуда же появляется Мусор? - а потом куда девается мусор? Лесовичок - Спасибо вам ребята за урок, давайте закончим наш урок строчками стихотворения (читают с экрана, Д -девочки, М - мальчики)) В природе нет мусора, нет и отходов, Давайте учиться, друзья, у природы. Д.Мы на планете вместе живем: М.Эта планета наш общий дом: Д.Быстрые реки и синее море: М.Лес и поляны, и дальние горы: Д.Дом для зайчонка, дом для оленя... М.Дом для дельфина, кита и тюленя. Вместе. Всех приютила наша планета, Только для мусора места здесь нет! | К1 Р1 П2 |