СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Отработка навыка правописания слов с сочетаниями жи- ши, образование слов и формы слов с данными буквосочетаниями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка во 2 классе. Изучение нового. 

Просмотр содержимого документа
««Отработка навыка правописания слов с сочетаниями жи- ши, образование слов и формы слов с данными буквосочетаниями»»


ФРАГМЕНТ

Урок русского языка во 2 классе «Отработка навыка правописания слов с сочетаниями жи- ши, образование слов и формы слов с данными буквосочетаниями»

Иванова М. А., учитель начальных классов,

МБОУ «Большеполянская ООШ», РТ.

Цели урока:

- закрепить навык правописания слов с буквосочетаниями жи – ши, подбирать примеры слов с сочетанием жи – ши;

- развивать речь учащихся при изменении слов и форм слов с данными буквосочетаниями, при составлении предложений;

- воспитывать бережное отношение к животным.

Формирование УУД:

Предметные:

- соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши

- повторить материал по фонетике

- видеть однокоренные слова и формы слова.

Познавательные:

– овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; расширять знания детей о животных.

Коммуникативные:

- развивать способность слушать собеседника и вести диалог, договариваться и приходить к общему решению.







Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке.

Личностные:

- развивать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение русского языка; коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности.

Планируемые достижения учащихся: усвоить правописание жи – ши, применять правило при образовании формы слова.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация Microsoft Power Point, карточки для игры «Составь из слогов слова», карточки с текстом, три игрушки (по одной для каждого ряда).

Ход урока

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

«Я рад снова видеть тебя». (Приложение 1)

- Ребята, я рада видеть вас. Думаю у нас все получится.

  1. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: речевая разминка

- Ребята, попробуйте быстро произнести скороговорку:

«Шапкой Миша шишки сшиб» (слайд)

-Какой звук слышится много раз?( Ш)

- Произнесите его и охарактеризуйте. (Согласный, шипящий, глухой, всегда твердый)



А теперь произнесите:

- «В живом уголке жили ежи и ужи» (слайд)

- Какой звук повторяется? (Ж)

- Произнесите его и охарактеризуйте. (Согласный, шипящий, звонкий, всегда твердый)

- Что общего? Какие это звуки? (Согласные, шипящие, всегда твердые, парные по звонкости-глухости)

- Эти звуки спрятались в загадках. Отгадаем их, но для этого нам нужны помощники.

- Я читаю загадки, а вы ребята записываете их на доске.

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями деревьев. (Жираф)


- Как догадались?


Что же это за девицы?

Не швеи, не мастерицы,

Ничего сами не шьют,

А иголочки несут. (Ежи)

- Назовите слова-подсказки, что это именно ежи.

Это кто там лентой черной

К ручейку скользит проворно?

Сквозь кусты пробрался ловко.

А на маленькой головке

(Все об этом знать должны)

Пятна желтые видны.



- Уж – если много? – УЖИ

- Докажите, что это именно ужи.

- Как вы думаете это однокоренные слова или формы одного и того же слова?

- Образовалась форма слова, в котором появилось буквосочетание ЖИ.

- Какое правило применим, чтобы правильно написать слово?

- Сформулируйте тему урока.

- Чему должны научиться?

- Учиться правильно писать буквосочетания в словах, применять правило при образовании формы слова.

3. Первичное закрепление

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого поддерживается учебно-познавательный интерес к новому учебно-познавательному материалу и способам решения новой задачи, зафиксировать новое содержание во внешней речи.

- А теперь откроем тетради, запишем красиво число, классная работа.

Ковш- чиж - стриж -

Еж- малыш - камыш -

- Образуйте форму слова и напишите, выделите орфограмму.

Выполнение с комментированием.

1.Образую форму множественного числа.

2.Нахожу сочетание жи – ши, подчеркиваю.

Вывод.

- Когда применяем правило правописания сочетания ЖИ-ШИ.

- Применяем правило при образовании формы слова.

- Допишите также по одному своему примеру.

- Я уверена, что вы уже знаете много таких слов. Назовите их мне.

- А сейчас я вам предлагаю составить такие слова и записать их в тетрадь. Какое правило вы будете применять? Сочетания жи, ши подчеркнуть снизу одной линией. Это орфограммы.

Игра в парах «Составь из слогов слова».(Приложение 2)

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, правильно ли выполнена работа. У вас на партах кружки красного и зеленого цвета. Кто считает, что работал хорошо –положите зеленый кружок на край парты. Кто считает, что надо еще постараться – положите кружок красного цвета.

- Что мы сейчас учились делать? (составлять слова с сочетаниями жи-ши).

4. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: закрепить умения самостоятельно работать и делать выводы.

- У вас на партах лежат карточки с текстом. Работаем в группах. Ребята первой парты повернутся к ребятам второй парты. Пробегите текст глазками.(Приложение 3)

- Что заметили?

-Какое может быть задание? (да, можно озаглавить).

Работа в группах. Вставить буквы на карточке.





- Что нового узнали о ежах? Какую орфограмму повторили?

- Иногда люди, повстречав ежа в лесу, ловят его и приносят домой. Стоит ли это делать? Почему?

- А какое домашнее животное тоже охотится на мышей? (кот)

- У кого дома есть кот или кошка? Ловят они мышей?

- Что любить делать ваш кот или кошка? Составьте красивое предложение.

Покажите мне какой у вас кот

Театрализованная физкультминутка.

- Встали из-за парт. Покажите как

-кот виляет хвостиком

-кот умывается

-крадется

-притаился и следит за мышкой.

- Молодцы!

- У меня тоже есть кот. Вот его фотография. (слайд)

- Какую кличку можно дать этому коту? Почему?

(Рыжий, Рыжик)

- Запишем под диктовку предложения про этого кота. Выделим орфограммы.

- Сколько предложений я прочитала?

Жил пушистый кот. Спал Рыжик на диване.

Проверка по образцу на доске. Самооценка.

«Я молодец» -зеленый кружок.

«Надо постараться» - красный кружок.





- Попробуйте продолжить этот рассказ одним – двумя предложениями. Следующее предложение должно начаться со слова: Вдруг… (Устно)

- А знаете ли вы, что в Англии и Австрии кошек берут на работу для охраны помещений, в которых хранится зерно, от мышей. Когда кошка становится старой, ее отправляют на отдых и выплачивают пенсию. Как думаете, чем?

(мясом, молоком, бульоном.)

5. Итог. Рефлексия учебной деятельности.

- Почему надо знать изученные орфограммы и уметь их находить?

- Когда применяем правило написания буквосочетания жи – ши?

- Над какой темой сегодня работали?

-Вы очень хорошо работали. Вижу у вас много зеленых кружков. Работать с вами было интересно.

- Спасибо за урок.

6. Домашнее задание: по выбору 1) подобрать загадки, где встречаются слова с жи – ши; 2) придумать сказку про слоги жи – ши.





















Приложение 1

«Я рад снова видеть тебя»

Дети передают друг другу мячик сидящим за ними вдоль ряда со словами «Я рад снова видеть тебя». Ребята, сидящие за последней партой, получив мяч, передают его своим соседям, после чего мяч переходит из рук в руки в обратном направлении. Когда он вернется на первую парту, все дети встают и поднимают руки

Приложение 2

Игра «Составь из слогов слова»

ши – на -вер

жи - дер

ши – бка - о

жик-ё

ши – боль- е

жи – лу

ро – сто - жить

жин – ка - сне

ро – ши -кий

ши –ла - ша

Приложение 3

Еж… ж…вут в лесу. Они неуклюж…е. Зато на охоте еж… очень ловкие. Их добычей становятся насекомые, мыш…, уж… . Летом у ежей родятся детёныш… . Малыш… слепые и голые. Зимой еж… спят в норках под пуш…стым снежным одеялом.



7