Тема: ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ для ВУЗа: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД.
- Абдалиева Перисат Кошоевна
преподаватель математики и информатики,
БГУ им. К.Карасаева г.Бишкек
Цель тренинга: Развитие оценивание результатов обучения при компотентностный подход, в системе педагогического образования.
- Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня, когда высшее профессиональное образование переходит на государственный образовательный стандарт третьего поколения и в соответствии с ними необходимо разработать основные образовательные программы, перед вузами ставят задачу оценки результатов образования на основе компетентностного подхода.
- В презентации анализируются формы контроля, учет и оценка компетенций и рассмотрены разнообразные виды контроля.
Компетентность и компетенции
- Компетенции – базовые качества индивидуума, имеющие причинные связи с эффективной деятельностью после окончания обучения и выявляемые на основе соответствия этой деятельности наилучшим критериям ее выполнения
- Компетенции – это глубоко лежащие устойчивые поведенческие характеристики человеческой личности, прогнозирующие эффективность деятельности личности и отличающиеся от знаний, умений и навыков
Выполнение учебных заданий, профессиональная деятельность и другие наблюдаемые проявления полученной подготовки.
Знание, умение, навыки (результаты обучения)
Само установки, мотивация и другие формируемые свойства личности.
Психофизиологические способности.
(свойство личности)
Компетенции сформированные способности
Документы Болонского процесса:
- «… квалификации будут выражены через рабочую нагрузку, уровень подготовки, результаты обучения, компетенциии направления деятельности» (Берлинское коммюнике, 2003) «Мы принимаем
- … общие дескрипторы для каждого цикла, основанные на результатах обучения и компетенциях» (Бергенское коммюнике, 2005)
- «… следующим шагом явится интегрированное рассмотрение таких вопросов, как национальные структуры квалификаций, результаты обучения и зачетные единицы, обучение в течение всей жизни и признание ранее полученного образования» (Лондонское коммюнике, 2007).
- «… разработка структур квалификаций сведет вместе ряд составляющих Болонского процесса, которые базируются на методе определения результатов обучения в целях обеспечения качества, системы переноса и накопления зачетных единиц, признания предшествующего обучения, образования в течение всей жизни, гибких путей обучения и социального измерения» (Аналитический отчет, 2007)
- «Преподаватели в тесном сотрудничестве с представителями»
Результаты обучения –это «формулировки того, что, как ожидается, будет знать, понимать и будет в состоянии продемонстрировать (делать) обучающийся после завершения периода обучения».
Результаты обучения и компетенции
Результаты обучения:
- выступают средством выражения уровня компетенции;
- являются формулировкой того, что, как ожидается, студент будет знать, понимать и быть в состоянии продемонстрировать после завершению образования на соответствующем его уровне;
- могут относиться к отдельной курсовой единице или к периоду обучения; они определяют необходимые условия для присуждение кредитов.
- Определяют преподаватели.
Компетенции:
- представляют собой динамическую комбинацию знания, понимания, умений и навыков (включают в себя знание, умения, навыки, установки, мотивацию, ценности);
- их развитие является целью образовательных программ;
- формируются в различных курсовых единицах и оцениваются на различных стадиях;
- Приобретаются студентами.
Результаты обучения и стандарты
- Образовательные стандарты –что люди должны изучать, как они должны это учить, и как будет оцениваться качество и содержание обучения. Основное значение формулируется в терминах: предмет, программа, методы обучения, процесс и оценивание.
- Профессиональные стандарты– что людям следует делать, как они должны это делать, и насколько хорошо они это делают. Таким образом, профессиональные стандарты должны быть описаны как компетенции в терминах результатов обучения.
Результаты обучения и стандарты
- Образовательные стандарты –что люди должны изучать, как они должны это учить, и как будет оцениваться качество и содержание обучения. Основное значение формулируется в терминах: предмет, программа, методы обучения, процесс и оценивание.
- Профессиональные стандарты–что людям следует делать, как они должны это делать, и насколько хорошо они это делают. Таким образом, профессиональные стандарты должны быть описаны как компетенции в терминах результатов обучения.
Система контроля знаний
Оценка знаний студента проводится по системе накопленной сумме баллов за время изучения курса итогового контроля и учитывает:
- 1. Посещение лекций и лабораторных занятий должно быть обязательным. Самостоятельная работа студентов (СРС) заключается в выполнении заданий в компьютерном зале, а также в работе с литературой, периодическими изданиями, в поиске материалов в Интернете, подготовке рефератов и докладов во внеаудиторное время, а также в выполнении заданий на ПК
- 2.Задания выдаются по мере проведения лекционных и лабораторных занятий по данной теме и принимаются во время, выделенное для СРСП. Студент, не выполнивший задание для лабораторного занятия или СРС, должен отработать и сдать их до перехода к следующей теме.
- 3.Студенты, пропустившие занятия, должны отработать его во время СРС и сдать преподавателю. Преподаватель зачитывает только полностью выполненные лабораторные работы Студенты, пропустившие без уважительной причины 1/3 часть учебных занятий, к экзамену не допускаются. Студенты, не отработавшие лабораторные занятия, теряют баллы.
- 4.На занятиях не разрешается пользоваться сотовыми телефонами, выходить из класса и опаздывать. Опоздавшие студенты на занятие не допускаются.
Шкала оценки знаний:
- Итоговые оценки знаний студента оцениваются по балльной буквенной системе
- Критерии и правила оценки знаний проводятся согласно унифицированной методике и включает: текущий (фронтальный опрос, выполнение индивидуального задания на ПК), рубежный (бланочное тестирование) и итоговый (тестирование).
Оценка
Отлично
Буквенный эквивалент
оценки
Официальный цифровой эквивалент
А+
А
5,0
Рейтинговый балл
оценки
Характеристика знаний студента
95-100
4,7
А-
Великолепные знания без ошибок и недочетов
90-94
4,5
Великолепные знания с единичными случаями наличия второстепенных ошибок и недочетов
85-89
Отличные знания, имеется небольшое допустимое (для отличной оценки) количеств второстепенных ошибок и недочетов
Хорошо
В+
4,3
В
80-84
4,0
В-
Хороший результат, имеются единичные случаи наличия второстепенных ошибок и недочетов
75-79
3,7
Хорошо - в целом, имеются единичные случаи второстепенных ошибок и недочетов
70-74
Знания «выше среднего» имеется небольшое допустимое (для оценки хорошо) количеств ошибок и недочетов
Удовлетвори-тельно
С+
3,5
С
С-
67-69
3,3
Неудовлетво-рительно
D
3,0
64-66
Приемлемые знания, но со значительными недостатками
Удовлетворительные знания с серьезными недостатками
60-63
2,0
F
Знания «ниже среднего», но в целом достаточные (для удовлетворительной оценки) для пониманий основных понятий курса, имеется ряд основных и второстепенных ошибок
40-59
Очень слабые знания, недостаточные для понимания курса, имеется большое количество основных ошибок и недочетов
Совершенно неприемлемый уровень
- Оценка за СРС – работа с учебной и дополнительной литературой; с электронными носителями информации; самостоятельное решение тестовых заданий, подготовка рефератов, консультации с преподавателем по темам для самостоятельного изучения.
Критерии оценки самостоятельной работы студента:
Самостоятельная работа студентов (СРС) является обязательной составляющей процесса подготовки специалистов высшего образования по гуманитарным специальностям. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование у студентов навыков аналитической, практической и научно-исследовательской деятельности. По модульно-рейтинговой системе оценки знаний студентов для СРС по всем дисциплинам отводится на каждый модуль 10 баллов из 100.
- Контроль за ходом и результатами СРС осуществляется преподавателем дисциплины с периодичностью, установленной в графике учебного процесса. Результаты самостоятельной работы студентов должны оцениваться и учитываться в ходе промежуточного контроля до итогового контроля студентов по изучаемой дисциплине. Студенты заранее знакомятся с критериями оценки их знаний.
- Самостоятельная работа студента может оцениваться по сложности выполняемых самостоятельных работ и результатам по формам отчетности.
Критерии для оценки выполненных СРС:
1. Умение работать с литературой и другими источниками для получения новой информации с целью развития творческого мышления (участия в конференциях, круглых столах и проектах);
2. умение анализировать и принимать решения по конкретной заданной теме;
3. умение формулировать и определять необходимые термины и понятия;
4. владение современными компьютерными технологиями;
Профессорско-преподавательский состав вправе определять (менять) сложность объема выполняемой работы СРС в соответствии с запланированным объемом, а также с учетом специфики содержания данной дисциплины.
По модульно-рейтинговой системе оценки занятий студентов для СРС по данной дисциплине отводится 30 баллов за семестр. Для получения 30 баллов студент должен за семестр сдать 1 тему по СРС. При этом баллы распределяются следующим образом:
Наименование этапов:
Баллы
Наличие и содержание плана реферата
0-4
Наличие теоретических и практических знаний по темам
0-6
Формулировка основных выводов и предложений
0-5
Грамматика и стилистика
0-5
Оформление работы
0-5
Презентация и защита реферата или электронной презентации
0-5
Всего баллов:
0-30
Требования к разработке и оформлению реферата
Выполняется на стандартных белых листах бумаги формата А-4.
Общий объем работы должен составлять не менее 15-20 страниц, при следующих требованиях к оформлению: шрифт – Times New Roman, размер -14 пт, междустрочный интервал – 1,5, параметры страницы: слева – 3 см., справа – 1,5 см., сверху – 2 см., снизу – 2 см., нумерация страниц – слева внизу.
Требования к разработке и оформлению презентации согласно индивидуальным требованиям преподавателя .
Литературы:
- Введение в классическую и современную теорию тестов: учебник. М.: Логос, 2010. 668 с.
- ЧелышковаМ.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие. М.: Логос, 2002. 432 с.
- Звонников В.И. ЧелышковаМ.Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации: компетентностныйподход. М.: Логос, 2012. 280 с.
- Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование.
Литературы: