«Критериальное, формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы: инструменты и механизмы»
Почему необходимо оценивание?
Оценивание учебных достижений - это процесс установления степени соответствия реально достигнутых обучающимися результатов планируемым целям обучения и ожидаемым результатам
Согласно исследованию психолога Б.Г.Ананьева:
« Отсутствие оценки … является самым худшим видом оценки , поскольку это воздействие дезориентирующее, депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку на субъективных истолкованиях намеков, полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников»
Цели И ФУНКЦИИ оценивания
- Анализ достижения учащимися краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой;
- Установление оперативной взаимосвязи между учителем и учеником для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала;
- Внесение корректив в организацию учебного процесса.
Нормативная функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование достижений конкретного учащегося отностительно утвержденного государством эталона с тем, чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой стороны – административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качестао работы учителя (в соответствии с печальной практикой, сложившейся несколько десятилетий назад).
Информативно-диагностическая функция , основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.
Карательно-поощрительная функция , связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений
констатирующая (информационная) ¨ конт ролирующая, ¨ регулирующая (стимулирующая, мотивирующая, диагностическая, ориентирующая) ¨ воспитательная ¨ Карательно-поощрительная.
Критериальное оценивание
Процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.
ЗАДАЧИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
СИСТЕМА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
- Термин «формирующее оценивание» впервые был предложен в 1967 году Майклом Скривеном в работе «Методология оценивания».
- Формирующее оценивание было предложено в качестве инструмента повышения качества освоения образовательной программы и противопоставлялось суммативному оцениванию, которое определялось как показатель соответствия уровня обученности стандартам.
ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ на уроке
Формативный опрос.
Таблицы ЗИУ
Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке.
«Знаю-Интересуюсь-Умею»
Трёхминутная пауза
Саммари одного предложения.
Краткое изложение чего - либо объемного
Лист самооценки.
форма, в которой учащийся высказывается о собственных результатах, достижениях, способностях, старании. Использование листов способствует развитию оценочной самостоятельности ребёнка .
Проверка ошибочности понимания. Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе .