Оценка формирования метапредметных результатов при подготовке к ВПР в условиях реализации ФГОС ООО и СОО
Выполнил(а):
Новикова Елена Владимировна
Учитель высшей категории
Сызрань 2022 г.
Введение
Тематическая тестовая работа предназначена для мониторинга метапредметных достижений учащихся 5-6 классов по основной тему «Человек на Земле» курса географии и позволит подготовить к процедуре внешней проверки, в том числе к ВПР. В работе проверяется учебный материал, который подлежит обязательному контролю при оценке качества образования.
Работа разработана к учебнику А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. «География, 5-6 классы (УМК «Полярная звезда»).
1.1. Назначение проверочной работы
В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. N 1507-р, в Российской Федерации реализуется поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования во всех общеобразовательных организациях. В рамках этого процесса начиная с сентября 2015 г. обучающиеся 5 классов во всех школах России учатся в соответствии с ФГОС. КИМ позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
1.2. Документы, определяющие содержание проверочной работы
Содержание и основные характеристики тестовой работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897). рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 20127/2018 учебный год».
1.3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры варианта проверочной работы
Структура и содержание работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. В работе наряду с предметными результатами обучения шестиклассников оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:
1. Регулятивные: целеполагание; планирование; контроль и коррекция; саморегуляция. 2. Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; 3.
Ключевыми особенностями тестовой работы в 6 классе являются:
соответствие ФГОС;
соответствие отечественным традициям преподавания географии;
отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования;
использование ряда заданий из открытого банка заданий (ФИПИ);
предметных географических умений работы с картографическими и иллюстративными источниками информации;
1.4. Структура варианта проверочной работы
Вариант тестовой проверочной работы состоит из 5 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых учащимися задач. Задания 2-3 проверяют знания, составляющие начальную основу географической грамотности обучающихся, а также способность применить знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам начального курса школьной географии, а именно умения работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, графиками и иными условно-графическими объектами, текстом). Задания 4,5 требуют краткого ответа в виде записи одного или нескольких слов, последовательности цифр, числа. Задание 1 предполагают развернутый ответ, требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос. В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности.
1.5. Кодификатор проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки
Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету «География» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ N 373 от 06.10.2009) и с учетом планируемых результатов основного общего образования по географии и Примерной программы основного общего образования по предмету «География».
В таблице приведен кодификатор проверяемых элементов содержания
Код | Требования к уровню подготовки |
Метапредметные |
1 | 1,1 | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации |
| 1,2 | Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы |
| 1,3 | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач |
| 1,4 | Смысловое чтение |
1.6. Распределение заданий проверочной работы по уровням сложности
В таблице представлена информация о распределении заданий тестовой работы по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Задания | Максимальный первичный балл |
Базовый | 1;5 | 1 |
Повышенный | 2;3;4 | 1 |
Всего за тестовую работу обучающийся получит 5 баллов.
1.7. Продолжительность тестовой работы
На выполнение тестовой работы по теме «Человек на Земле» отводится 15 минут.
Задания тестовой работы по теме: «Человек на Земле»
Задание 1. Определите, внешние признаки какой расы перечислены ниже. Укажите основные мест расселения людей данной расы.
Ответ:_______________________________________________________
Правильный ответ: Монголоидная; Азия, Северная и Южная Америка.
В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:
- Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
Задание 2. Познакомьтесь с картами, включёнными в географический атлас, опишите их виды, заполнив таблицу в тетради. По результатам работы сделайте выводы.
Вид географических карт атласа | Что изображено |
1.Физическая карта полушарий | |
2.Физическая карта России | |
3.Политическая карта мира | |
4.Карта «Природные зоны мира» | |
Правильные ответы: Обучающиеся могут написать название материков и океанов; названия стран; названия природных зон. Выводом послужит то, что все карты выполнены при помощи условных обозначений и в определенном масштабе. Все карты, кроме Физической карты России изображены с большими искажениями по краям.
В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Задание 3. С каким из этих двух материков связаны открытия, совершенные путешественниками и исследователями, изображёнными ниже? Укажите название материка.
Подпишите на карте названия океанов, которые омывают берега материка, названного вами.
Ответ:__________
Правильный ответ: 1) Материк Африка (принимается только название материка, а не буква, которая указана в карте), т.к. и Давид Ливингстон и Джон Спик занимались исследованием материка Африка;
2) подписи океанов на карте: Индийский, Атлантический.
В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение.
Задание 4. Используя таблицу, выполнить задания:
№ п/п | Страна | Площадь в кв.км. | Население |
Численность, чел. | Плотность, чел. На 1 кв.км. |
1 | Китай | 9 598 962 | 1 401 295 763 | 150,3 |
2 | Россия | 17 098 246 | 146 880 432 | 8,58 |
3 | Индия | 3 287 263 | 1 359 014 094 | 411,6 |
4 | Бразилия | 8 515 770 | 210 147 125 | 22,0 |
1) Укажите страну с наибольшей плотностью населения.
Ответ:_________________________________________
2) Какая из этих стран имеет наименьшую площадь? Запишите ее название.
Ответ:_________________________________________
3) Расположите перечисленные страны в порядке возрастания численности на селения. Запишите последовательность порядковых номеров этих стран.
Ответ:____________________________________________________
Правильные ответы: 1)Индия; 2) Индия; 3)2,4, 3, 1 (Россия, Бразилия, Индия, Китай).
В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:
-Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Задание 5. Определите страну по ее описанию.
Находится в Западном полушарии. Омывается водами трех океанов: Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого. Занимает 4-е место в мире по площади и 3-е место по численности. Состоит из 50 штатов.
Ответ:_____________________________________
Правильный ответ: США.
В ходе выполнения задания формируются следующие метапредметные умения:
-смысловое чтение;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Тестовая работа по теме: «Человек на Земле»
Задание 1. Определите, внешние признаки какой расы перечислены ниже. Укажите основные мест расселения людей данной расы.
Ответ:_____________________________________________________________
Задание 2. Познакомьтесь с картами, включёнными в географический атлас, опишите их виды, заполнив таблицу в тетради. По результатам работы сделайте выводы.
Вид географических карт атласа | Что изображено |
1.Физическая карта полушарий | |
2.Физическая карта России | |
3.Политическая карта мира | |
4.Карта «Природные зоны мира» | |
Задание 3. С каким из этих двух материков связаны открытия, совершенные путешественниками и исследователями, изображёнными ниже? Укажите название материка.
Ответ:__________
Задание 4. Используя таблицу, выполнить задания:
№ п/п | Страна | Площадь в кв.км. | Население |
Численность, чел. | Плотность, чел. На 1 кв.км. |
1 | Китай | 9 598 962 | 1 401 295 763 | 150,3 |
2 | Россия | 17 098 246 | 146 880 432 | 8,58 |
3 | Индия | 3 287 263 | 1 359 014 094 | 411,6 |
4 | Бразилия | 8 515 770 | 210 147 125 | 22,0 |
1) Укажите страну с наибольшей плотностью населения.
Ответ:_________________________________________
2) Какая из этих стран имеет наименьшую площадь? Запишите ее название.
Ответ:_________________________________________
3) Расположите перечисленные страны в порядке возрастания численности на селения. Запишите последовательность порядковых номеров этих стран.
Ответ:____________________________________________________
Задание 5. Определите страну по ее описанию.
Находится в Западном полушарии. Омывается водами трех океанов: Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого. Занимает 4-е место в мире по площади и 3-е место по численности. Состоит из 50 штатов.
Ответ:_____________________________________