СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ответы для подготовки к обязательной контрольной работы по учебному предмету " Основы специальной психологии, коррекционной педагогики и инклюзивного образования" для групп ДО-231зб, ДО-232зб, ДО-233зп, ДО-234зп.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ответы для подготовки к обязательной контрольной работы по учебному предмету " Основы специальной психологии, коррекционной педагогики и инклюзивного образования" для групп ДО-231зб, ДО-232зб, ДО-233зп, ДО-234зп.»

Ответы для обязательной контрольной работы по учебному предмету «Основы специальной психологии и коррекционной педагогики»


Дизонтогенез – общее название различных вариантов нарушений в психическом развитии.


Коррекция - система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития ребенка.


Олигофрения - это стойкое  недоразвитие познавательной деятельности, всей личности в целом вследствие диффузного органического поражения коры головного мозга.


Задержка психического развития - нарушение темпа психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей развития ребенка при специальном его обучении.


Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.  


Перечислите общие закономерности психического развития

Неравномерность, гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, девергентность-конвергентность


Перечислите общедидактические принципы, используемые при реализации специального образования с детьми с ОПФР

Отражательности, детерминизма, единства сознания и деятельности, генетический.


Перечислите причины задержки психического развития

Причины (этиология) ЗПР: дефекты конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматические заболевания, органические поражения ЦНС (минимальная мозговая дисфункция), неблагоприятные социокультурные условия, биологические механизмы: патология беременности, ненормальные роды, частые соматические болезни ребенка в первые годы жизни.


Перечислите варианты дизонтогенеза по В.В.Лебединскому

1) психическое недоразвитие;

2) поврежденное развитие;

3) задержанное развитие;

4) дефицитарное развитие;

5) искаженное развитие;

6) дисгармоническое развитие


Перечислите основные принципы инклюзивного образования.

Необходимо выделить восемь принципов, на которых базируется инклюзивное образование (как и образование в целом):

1) Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2) Каждый человек способен чувствовать и думать.

3) Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4) Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

5) Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6) Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7) Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8) Все люди нуждаются друг в друге.


11. Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата в УДО, включает в себя комплекс мер, направленных на развитие их двигательных навыков, коррекцию нарушений и улучшение качества жизни.

 Основные аспекты этой работы:

Развитие двигательных навыков:

Использование различных видов упражнений, игр и видов деятельности, которые способствуют развитию мелкой и крупной моторики. 

Коррекция нарушений:

ЛФК, массаж, применение ортопедических средств, направленные на устранение дефектов и улучшение функциональности опорно-двигательного аппарата. 

Индивидуальный подход:

Учет особенностей каждого ребенка, его двигательных возможностей и степени тяжести нарушений. 

Социальная адаптация:

Помощь детям в освоении навыков самообслуживания, коммуникации и взаимодействия с окружающим миром. 

Развитие двигательных навыков:

Мелкая моторика: Игры с мелким материалом (кубики, пуговицы), рисование, лепка, пальчиковая гимнастика. 

Крупная моторика: Ходьба, бег, прыжки, игры с мячом, лазанье, ходилки, поручни. 

Развитие функциональных навыков: Отработка захвата, удерживания, перекладывания предметов, мытье рук, одевание. 

ЛФК: Упражнения на укрепление мышц, растягивание, коррекцию осанки. 

Массаж: Способствует расслаблению мышц, улучшению кровообращения, уменьшению спастичности. 

Индивидуальный подход:

Оценка состояния ребенка: Определение двигательных возможностей, сильных и слабых сторон. 

Разработка индивидуальной программы реабилитации: Учет особенностей каждого ребенка. 

Мотивация и поощрение: Создание благоприятной атмосферы для обучения и развития. 

Обучение навыкам самообслуживания: Мытье рук, одевание, еда. 

Развитие коммуникативных навыков: Использование жестов, знаков, словаря. 

Социализация: Участие в групповых занятиях, играх, общении с сверстниками. 

Практические примеры:

Использование вертикализаторов для тренировки стояния и ходьбы.

Игры с мячом разного размера для развития крупной моторики.

Использование пластилина или теста для развития мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика для развития кистей рук.

Разработка индивидуальных планов ЛФК с учетом особенностей ребенка. 


12.Работа с детьми, имеющими нарушения речи в УДО включает в себя комплексный подход, направленный на коррекцию речевых нарушений, развитие языковых и коммуникативных навыков, а также поддержку общего развития ребенка. Это предполагает индивидуальную работу с каждым ребенком, учитывающую его возраст, тип и степень речевого нарушения, а также его особенности. 

Основные направления работы:

Коррекция звукопроизношения:

Упражнения для развития артикуляции, коррекция неправильного произношения звуков. 

Формирование фонематического слуха:

Упражнения на различение звуков, развитие звукового анализа и синтеза. 

Развитие грамматического строя речи:

Упражнения на образование предложений, согласование слов в предложении. 

Развитие связной речи:

Упражнения на повествование, описательный рассказ, развитие умения выражать свои мысли. 

Расширение словарного запаса:

Изучение новых слов, формирование умения использовать их в речи. 

Развитие познавательных способностей:

Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. 

Развитие коммуникативных навыков:

Упражнения на диалогическую речь, развитие умения устанавливать контакты и взаимодействовать с другими людьми. 

Работа с родителями:

Информирование родителей о нарушениях речи ребенка, рекомендации по организации коррекционной работы дома, сотрудничество в процессе коррекции. 

Использование различных методов и форм работы:

Индивидуальные занятия, групповые занятия, игровые методы, художественная литература. 

Дополнительные аспекты работы:

Совместная работа логопеда, педагога, психолога и других специалистов:

Комплексный подход обеспечивает более эффективную коррекцию и развитие ребенка. 

Учет психологических особенностей ребенка:

Работа с детьми с нарушениями речи может быть эмоционально сложной, поэтому важно поддерживать ребенка и создавать позитивную атмосферу. 

Обеспечение успешной интеграции ребенка в общество:

Работа с детьми с нарушениями речи должна быть направлена на то, чтобы помочь им в дальнейшем успешно общаться, учиться и жить. 


13. Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, в УДО включает в себя физическое и сенсорное воспитание, развитие пространственной ориентации, точности движений и глазомера, а также формирование практических навыков и умений, опираясь на оставшееся зрение и другие сохранные анализаторы. 

Физическое и сенсорное воспитание:

Прогулки, подвижные игры, дидактические игры, ориентированные на развитие пространственной ориентации, точности движений и глазомера. 

Развитие пространственной ориентации:

Использование тактильных ощущений, слуховых сигналов, словесной регуляции деятельности для лучшей ориентировки в пространстве. 

Формирование практических навыков:

Помощь в выполнении последовательных действий по изготовлению игрушек, поделок, обучение самостоятельному надеванию одежды, ориентированию по сигнальным опорам. 

Использование остаточного зрения и сохранных анализаторов:

Развитие умения узнавать и различать объекты по их свойствам, использование тактильных ощущений, слуховых сигналов и других анализаторов. 

Коррекционная работа:

Подготовка к обучению в школе, адаптация в обществе, развитие самостоятельности. 

В работе с детьми с нарушением зрения в ДОУ также используются следующие методы:

Метод наблюдения:

Используется во всех формах деятельности: в повседневной жизни, на прогулках, экскурсиях, на занятиях, в играх и рисовании. 

Метод игры:

Игры помогают развивать навыки и умения, адаптировать их к особенностям детей с нарушениями зрения. 

Метод практических действий:

Помогает детям осваивать предметные действия и навыки через непосредственное участие в процессе.


14.Работа с детьми с нарушениями слуха в УДО (детский сад) включает в себя комплекс мер по развитию слухового восприятия, речи, коммуникации и адаптации к социальной среде. Это достигается посредством использования специальных методик, адаптации образовательной среды и индивидуального подхода к каждому ребенку. 

Основные направления работы:

Развитие слухового восприятия:

Это включает в себя тренировку различения звуков, звуков речи, развитие внимания к звукам окружающей среды и постепенное увеличение дистанции, на которой ребенок способен воспринимать речь. 

Формирование речи:

Работа над правильным произношением звуков, расширением словарного запаса, развитием грамматического строя речи. Это может включать в себя чтение вслух, повторение слов и фраз, игры на развитие речи. 

Развитие коммуникации:

Использование различных способов коммуникации, включая зрительные сигналы, жесты и словесную речь. Развитие навыков общения в различных ситуациях. 

Адаптация к социальной среде:

Подготовка детей к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, развитие навыков самостоятельности и самообслуживания. 

Использование специальных методик:

Аудиолингвальный метод, жестовая методика, верботональная методика и другие методы, подходящие для конкретной группы детей. 

Адаптация образовательной среды:

Обеспечение комфортной звуковой среды, использование специальных средств обучения, таких как слуховые аппараты и другие. 

Индивидуальный подход:

Каждый ребенок с нарушениями слуха имеет свои особенности, поэтому важно учитывать индивидуальные потребности и возможности при разработке индивидуальной программы обучения и реабилитации. 

Роль родителей:

Родители играют важную роль в процессе обучения и реабилитации детей с нарушениями слуха. Они должны активно участвовать в занятиях, поддерживать ребенка и создавать ему комфортную среду для развития.


15.Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) в УДО включает в себя создание адаптированной образовательной среды, применение индивидуальных подходов к обучению, развитие коммуникативных и социальных навыков, а также поддержку сенсорных и поведенческих потребностей детей. 

Элементы работы с детьми с РАС в ДОУ:

Индивидуальная работа:

Определение конкретных потребностей каждого ребенка с РАС, его сильных сторон и трудностей. 

Разработка индивидуальной программы развития, учитывающей уникальные особенности ребенка. 

Обучение и адаптация методов работы с учетом индивидуальных потребностей. 

Сенсорная интеграция:

Обеспечение сенсорно-обогащенной среды, включающей различные материалы, текстуры, звуки, цвета, чтобы удовлетворить сенсорные потребности детей с РАС. 

Применение различных сенсорных игр и занятий, направленных на улучшение сенсорной регуляции. 

Обучение детей с РАС распознавать и обрабатывать сенсорные стимулы. 

Социально-эмоциональное развитие:

Формирование у детей навыков социального взаимодействия, таких как понимание и выражение эмоций, установление контактов, соблюдение правил поведения. 

Использование различных методов обучения и игр для развития социальных навыков. 

Помощь детям с РАС в понимании эмоций других людей. 

Поддержка поведения:

Использование позитивной дисциплины и предотвращение негативных форм поведения. 

Применение стратегий, направленных на снижение агрессии и самоагрессии. 

Помощь детям с РАС в управлении своими эмоциями и поведением. 

Коммуникативные навыки:

Развитие вербальных и невербальных форм коммуникации, таких как использование жестов, мимики, специальных карточек или альтернативных систем коммуникации (например, PECS). 

Помощь детям с РАС в понимании и выражении своих потребностей. 

Обучение детей с РАС использованию языка и речевых средств. 

Создание безопасной и предсказуемой среды:

Обеспечение структурированной и предсказуемой среды, которая помогает детям с РАС чувствовать себя в безопасности и снижает тревожность. 

Использование визуальных расписаний, графиков и других визуальных подсказок. 

Обеспечение места уединения, где ребенок может отдохнуть и успокоиться при перегрузке. 

Работа с семьей:

Обучение родителей и воспитателей методам работы с детьми с РАС. 

Организация консультаций и семинаров для родителей. 

Создание партнерства между семьей и дошкольным учреждением.