СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ответы на биопрактикум

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила техники безопасности в лаборатории при работе с биообъектами

  1. Необходимо четко выполнять инструкции к лабораторным занятиям.
  2. В лаборатории запрещается принимать пищу, пить воду.
  3. Работу с биологическим материалом проводить только инструментами.
  4. При случайном попадании биологического материала (особенно микроорганизмов) на стол, руки, нужно провести обработку дезинфекционным раствором (например, хлорамином).
  5. После работы необходимо тщательно вымыть руки с использованием дезинфекционных средств (детергентов).

Просмотр содержимого документа
«Ответы на биопрактикум»



Применение биологических знаний в практических ситуациях

(ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ)

РАСТЕНИЯ

  1. Пикировка - удаление кончика главного корня. Удаление кончи­ка главного корня приводит к активному росту боковых корней, расположенных в верхнем, наиболее плодородном слое почвы. Формируется мощная корневая система. Улучшается минераль­ное питание растения. Увеличивается урожайность.

  2. Окучивание. Окучивание способствует развитию придаточных корней на нижней части стебля, а значит, развитию более мощной корневой системы, улучшению минерального питания растений и повышению урожайности. У картофеля в результате окучивания увеличивается количество подземных побегов - столонов, на кон­цах которых развиваются клубни.

  3. Рыхление почвы. В рыхлую почву легче проникает воздух, что улучшает условия дыхания корней, лучше впитывается влага. Рыхление после полива способствует сохранению влаги в почве, и поэтому называется сухой поливкой.

  4. Внесение удобрений. Азотные удобрения способствуют росту зеленой массы растений, т. е. побегов, фосфорные - обильному цветению и созреванию плодов, калийные - развитию корней и подземных видоизмененных побегов. Органические удобрения содержат весь набор необходимых элементов, вносятся в почву заранее, т. к. необходимо время для их переживания и высвобож­дения питательных элементов.

  5. В садах во время цветения плодовых деревьев выставляют улья. Это действие полезно и для пасечников, и для садоводов. Пчелы собирают больше меда, т. к. им не приходится тратить вре­мя на поиск и дорогу. При этом они опыляют большое количество цветков, в результате чего увеличивается урожай фруктов.

  6. Перед хранением семена просушивают. Влажные семена ин­тенсивно дышат, при этом выделяется большое количество теп­ла, что может привести к гибели зародыша.

  7. Шампиньоны выращивают искусственно, а белые грибы нет.

Шампиньоны в отличие от других шляпочных грибов не образуют микоризу с деревьями, поэтому их можно выращивать в искус­ственных условиях. Для этого достаточно поддерживать необхо­димую температуру, влажность и обеспечить достаточное количе­ство органических веществ в грунте.

  1. Растения плохо растут на заболоченных почвах. Заболочен­ные почвы бедны кислородом, что затрудняет дыхание корней. Это отрицательно сказывается на развитии корневой системы и всего растения.

  2. Для посева отбирают крупные семена. Крупные семена содер­жат больший запас питательных веществ, что обеспечивает луч­шее развитие проростка.

  3. Одни семена сеют глубже, другие ближе к поверхности. Мел­кие семена сеют неглубоко, т. к. иначе имеющегося в них запа­са питательных веществ не хватит для выхода проростка на по­верхность. Крупные семена заделывают глубже, т. к. им требуется больше влаги для прорастания.

  4. Пасынкование - удаление лишних боковых побегов. Удаление пасынков (например, у томатов) производится с целью повышения урожайности культуры. Питательные вещества расходуются не на рост ненужных боковых побегов, а на образование плодов.

  5. Распространение сфагнума часто приводит к заболачива­нию территории. Сфагнум имеет особые мертвые клетки, запа­сающие воду. Масса запасаемой одним растением воды может превышать его собственную массу в 25 раз. В результате проис­ходит переувлажнение верхнего слоя почвы и возможно дальней­шее заболачивание.

  6. При стерилизации медицинских инструментов используют высокую температуру и давление, а не замораживание. Сте­рилизация при высокой температуре и давлении приводит к гибе­ли не только самих бактерий, но и их спор. При замораживании бактерии образуют споры.

  7. Садоводы на зиму обворачивают стволы плодовых дере­вьев для защиты от грызунов и зайцев. Грызуны и зайцы могут повреждать кору. В коре находятся проводящие элементы, поэто­му повреждение коры приводит к нарушению взаимосвязи корне­вой системы и надземной части растения.

  8. Весной стволы плодовых деревьев белят. Во-первых, побелка играет роль дезинфицирующего вещества, уничтожая часть вре­дителей. Во-вторых, светлые стволы отражают солнечные лучи, что уменьшает нагревание ствола и защищает от весенних ожогов.

ЖИВОТНЫЕ

  1. Мясо надо прожаривать. Плохо прожаренное или проваренное мясо может содержать финны бычьего цепня. Попав в организм человека, финны могут развиться во взрослого червя.

  2. Дождевые черви приносят большую пользу. Дождевые черви рыхлят почву, улучшая ее структуру, тем самым обеспечивая до­ступ воздуха к корням растений и лучшее впитывание влаги. Кро­ме того, они перемешивают различные почвенные слои и участву­ют в переработке растительных остатков.

  3. С комнатными мухами надо бороться. Мухи могут быть раз­носчиками возбудителей инфекционных заболеваний или яиц па­разитических червей.

  4. Биологический метод борьбы с вредителями. Биологический метод заключается в использовании против вредителей их есте­ственных врагов: паразитов (например, наездников) или хищников (например, птиц).

  5. Пресмыкающиеся по утрам сидят на пнях или камнях. Пре­смыкающиеся - холоднокровные животные. Утренние лучи солнца нагревают тело пресмыкающегося. Повышение температуры тела приводит к повышению интенсивности обмена веществ. Животное становится более активным.

  6. Привлечение птиц. Для привлечения птиц изготавливают искус­ственные гнездовья (скворечники, синичники). Птицы уничтожают большое количество насекомых-вредителей, особенно в период выкармливания птенцов.

  7. Летучие мыши ориентируются даже с закрытыми глазами.

Для ориентации в пространстве летучие мыши используют преи­мущественно ультразвук, поэтому более важным является орган слуха, а не зрения.

ЧЕЛОВЕК

  1. Гиподинамия. При недостатке двигательной активности мышцы слабеют, в мышечных волокнах уменьшается количество сократи­тельных нитей. Из костей уходят соли кальция, которые, соединя­ясь с холестерином, откладываются на стенках кровеносных со­судов, нарушая кровообращение.

  2. При длительном стоянии или сидении отекают ноги. Ноги оте­кают в результате затруднения венозного кровообращения. Движе­нию крови по венам ног способствуют наличие венозных клапанов и сокращение скелетных мышц (сдавливающих вены). При стоя­нии или сидении мышцы не сдавливают вены, в результате чего отток крови от нижних конечностей затрудняется. Давление крови увеличивается, жидкость просачивается в ткань, вызывая отек.

  3. Час ходить легче, чем час стоять на одном месте. При ходьбе попеременно работают мышцы сгибатели и мышцы разгибатели ног. В момент сокращения разгибателей сгибатели расслабляются, и наоборот. Во время стояния эти группы мышц работают одновре­менно, поэтому утомление наступает быстрее. Другой причиной утомления является затруднение венозного кровотока (см. выше).

  4. При введении в вену лекарственных препаратов, их разбав­ляют физиологическим раствором. Введение больших доз ле­карств в вену может привести к нарушению постоянства состава плазмы крови (к сдвигу состояния плазмы в сторону гипертони­ческого раствора), что может вызвать нарушение работы клеток крови. Физиологический раствор - раствор хлорида натрия с кон­центрацией 0,9% - соответствует концентрации минеральных со­лей в плазме крови.

  5. Дети, переболевшие ветрянкой (или некоторыми другими бо­лезнями), больше не болеют ею. Вырабатывается активный есте­ственный иммунитет. После болезни в организме длительное время сохраняются клетки иммунной памяти (особая группа лимфоцитов), которые в случае повторного попадания соответствующего возбуди­теля обеспечивают выработку большого количества антител.

  6. Сердце алкоголика большое, но слабое. У человека, страдаю­щего алкоголизмом, мышечная ткань сердца перерождается в жи­ровую, не способную сокращаться. Кажущееся большим, сердце на самом деле обладает малой силой сокращения, выталкивает небольшой объем крови за один раз и поэтому сокращается чаще.

  7. В пищу необходимо обязательно употреблять свежие фрук­ты и овощи, т. к. они содержат минеральные вещества, витамины и улучшают моторику (сокращение стенок) кишечника.

  8. При взлете и посадке самолета пассажирам предлагают ле­денцы. При взлете и посадке появляются неприятные ощуще­ния в ушах, связанные с возникновением разницы давления на барабанную перепонку со стороны внешней среды и со стороны полости среднего уха. Глотательные движения способствуют рас­ширению слуховой (евстахиевой) трубы, соединяющей полость среднего уха с носоглоткой. В результате давление по обе сторо­ны барабанной перепонки выравнивается.

  9. Лечение антибиотиками. Длительное использование антибиотиков приводит к нарушению микрофлоры кишечника - дисбактериозу. В результате могут развиваться болезнетворные организмы, ухудшает­ся работа кишечника, нарушается синтез некоторых витаминов. Фор­мируются устойчивые к антибиотикам штаммы микроорганизмов.

  10. Вредно принимать пищу и одновременно читать (или смот­реть телевизор). Посторонние раздражители могут угнетать со­коотделительные рефлексы, что ухудшает пищеварение.

  11. Принимать пищу желательно в одно и то же время (режим питания). Прием пищи в одно время способствует выработке условного рефлекса на время приема. Пищеварительные соки на­чинают вырабатываться заблаговременно, благодаря чему пища попадает в уже подготовленный желудок и усваивается быстрее.

  12. Зачем сервировать стол и украшать блюда. Вид красиво сервированного стола и аппетитного блюда вызывает условно- рефлекторное выделение пищеварительных соков, что улучшает пищеварение. Выделяющийся при этом сок И.П. Павлов назвал запальным, или аппетитным.

  13. Надо есть суп. Мясные отвары и отвары овощей содержат гото­вые биологически активные вещества (аминокислоты, олигопепти­ды), вызывающие усиленную секрецию пищеварительных соков.

  14. Лекарства должен назначать врач. Врач имеет соответствую­щее образование и знает назначение каждого лекарственного пре­парата и правила его приема. Лекарства имеют побочные эффек­ты. Прием лекарств без консультации специалиста недопустим.

  15. Лучше дышать через нос. При прохождении через носовую по­лость воздух очищается, согревается и увлажняется.

  16. Носовые кровотечения. В носовой полости близко к поверхно­сти расположены кровеносные сосуды, благодаря которым вды­хаемый воздух нагревается.

  17. Пуля пробила грудную клетку, легкие оказались не задеты, но раненый погиб от удушья. Пуля нарушила целостность легочной и (или) пристеночной плевры. В результате нарушилась герметич­ность плевральной полости, поэтому расширение грудной полости при вдохе не приводит к расширению легких. Легкие спадаются.

  18. После бани или физических упражнений лицо часто крас­неет. При физической нагрузке вырабатывается большое количе­ство тепла. Расширение кровеносных сосудов кожи способству­ет теплоотдаче. Во время пребывания в бане теплоотдача также увеличивается.

  19. При сильном ударе затылком перед глазами «бегают» звез­дочки. В затылочной доле коры больших полушарий находится центральная (обрабатывающая) часть зрительного анализатора (зрительная зона). Сильный удар может вызвать раздражение нервных клеток и возникновение зрительного образа в виде звез­дочек и т. п.

  20. Человек не может одновременно видеть четко предметы, расположенные на разном удалении от него. Это связано с особенностями аккомодации хрусталика. При рассматривании близко расположенных предметов хрусталик более выпуклый, что делает невозможным четкое видение предметов, находящихся далеко, и наоборот.

  21. При переезде на новую квартиру рука ищет выключатель на прежнем месте, а выключатель находится на другом. Это пример условного рефлекса, выработавшегося на старом месте житель­ства. Со временем этот рефлекс угаснет и выработается новый.

Биологические методы делятся на:

  1. Эмпирические — позволяет изучать явление с помощью опыта.

    • описательный,

    • сравнительный,

    • экспериментальный,

    • измерительный.

  2. Теоретические

    • статистический,

    • моделирование.

К основным (универсальным) методам в биологии относятся:

  1. Описательный метод связан с наблюдением и описанием объектов или явлений, определением их свойств.

  2. Сравнительный метод. Сходства и различия разных систематических групп, сообществ организмов, их строения, функций и составных частей изучаются с помощью сравнительного метода. Этот метод используется в систематике, морфологии, анатомии, палеонтологии, эмбриологии и других отраслях науки. Принципы сравнения легли в основу систематики, клеточной теории. Открыты биогенетический закон, закон гомологи­ческих рядов в наследственной изменчивости.

  3. Исторический метод выясняет закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций в ходе геологической истории Земли. С его помощью было создано учение об эволюционном развитии орган­ического мира.

  4. Экспериментальный метод (опыт, практика) состоит в изменении исследователем условий существования объекта опыта, его строения и наблюдение по результатам изменений. Эксперименты бывают полевые и лабораторные. Этот метод позволяет гораздо глубже исследовать сущность поведения, строение и особенности организмов.

К частным биологическим методам исследования относятся методы

  1. Генеалогический метод. Используется при составлении родословных людей, выявлении характера наследования некоторых признаков и заболеваний.

  2. Исторический метод. Позволяет обнаружить закономерности возникновения и развития живых существ.

  3. Палеонтологический метод — позволяет выяснить родство между древними организмами, которые находятся в земной коре, в разных геологических слоях.

  4. Центрифугирование — разделение смесей на основные части под действием центробежной силы.

  5. Цитологический, цитогенетический, микроскопирование — исследование строения клетки, ее структур с помощью микроскопа.

  6. Биохимический метод — исследование химических процессов, происходящих в организме.

Теоретические методы:

  • Статистический метод основан на статистической обработке количественного материала, собранного в результате других исследований (наблюдений, экспериментов, моделирования), что позволяет всесторонне проанализировать и установить определенные закономерности.

  • Моделирование — дает возможность изучать объекты и процессы, которые сложно или невозможно воспроизвести экспериментально, или непосредственно наблюдать.


Приборы и инструменты биологической лаборатории

Бинокулярный микроскоп Бинокль Секундомер Линейка

Скальпель Щипцы Пипетка Препаровальная игла

Колба Мерный цилиндр Весы Пробирки


Ученые-биологи и их вклад в развитие биологии

ФИО ученого

Открытия, теория, вклад в развитие биологии

Р. Гук

Открыл растительную клетку (установил клеточное строение растительных тканей). Ввел термин «клетка»

Антони ван Левенгук

Открыл одноклеточные животные организмы (инфузории)

Р. Броун

Открыл клеточное ядро у растений

М. Шлейден и Т. Шванн

Основоположники клеточной теории

Р. Вирхов

Доказал, что клетки образуются путем деления

К. Тимирязев

Установил роль хлорофилла в процессе фотосинтеза

Дж. Рей

Ввел термин «вид»

С.Н. Виноградский

Открыл процесс хемосинтеза (образование органических веществ в результате окисления неорганических соединений), хемосинтезирующим организмам относят некоторые штаммы бактерий

Г. Мендель

Основоположник науки - генетика

Т. Морган

Автор хромосомной теории наследственности

И.В. Мичурин

Ученый-селекционер, создавший разные сорта плодово-ягодных культур

Н.И. Вавилов

Открыл 7 центров происхождения культурных растений. Автор закона «Гомологических рядов наследственной изменчивости»

Ч. Дарвин

Автор эволюционной теории, определил три движущие эволюции: борьба за существования, наследственная изменчивость (неопределенная), естественный отбор

К. Линней

Основоположник систематики, ввел бинарную номенклатуру для самой мелкой систематической единицы –Вид: (двойное название, напрмер: подорожник большой, белый медведь, уссурийский тигр…), Правильно определил человека и человекообразных обезьян в один отряд- Приматы.

Ж. Ламарк

Автор первой эволюционной теории, усовершенствовал линнеевскую систематику, ввел термин «градация». По своим взглядам являлся трансформистом. Разделил животных на позвоночных и беспозвоночных. Автор труда «Философия зоологии»

А. М. Бутлеров

Автор теории «Строения органических соединений»

Э. Геккель и Ф. Миллер

Авторы биогенетического закона «Онтогенез есть краткое и неполное повторение филогенеза»

К. Бэр

Автор закона «Зародышевого сходства»

Аристотель

Основоположник науки «Зоология», придерживался теории Самозарождения веря в наличие «активного начало»

Ф. Реди

Проводил опыты использую мясо змей в результате, которых подверг сомнениям теорию «Самозарождения»

Л. Пастер

Опроверг теорию «Самозарождения» и направление Витализм (существование жизненной силы способной -неживое сделать живым)

А.И. Опарин (Д. Холдейн)

Автор теории «Абиогенного синтеза органических веществ», «Биохимической эволюции», «Естественного происхождения жизни на Земле», «Коацерватной теории»

С. Миллер (Юри)

Экспериментально подтвердил три этапа (из 5) теории Опарина, создав в колбе первичный океан

Э.Геккель

Впервые ввел термин «экология» в науку

Э.Зюсс (Ламарк)

Ввел термин «Биосфера»

В.И. Вернадский

Автор учения о биосфере (ноосфера-«разумная оболочка»)

И.П. Павлов

Теория об условных рефлексах. Изучал физиологию пищеварительной системы

Ф. Мишер

Открыл нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК)

В. Сукачев

Ввел термин «биогеоценоз»

Дж. Уотсон, Ф.Крик

Создали пространственную модель ДНК

Д. И. Ивановский

Открыл вирус табачной мозаики

С.Г. Навашин

Открыл двойное оплодотворение у покрытосеменных растений


Правила техники безопасности в лаборатории при работе с биообъектами

  1. Необходимо четко выполнять инструкции к лабораторным занятиям.

  2. В лаборатории запрещается принимать пищу, пить воду.

  3. Работу с биологическим материалом проводить только инструментами.

  4. При случайном попадании биологического материала (особенно микроорганизмов) на стол, руки, нужно провести обработку дезинфекционным раствором (например, хлорамином).

  5. После работы необходимо тщательно вымыть руки с использованием дезинфекционных средств (детергентов).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!