Пальчиковая гимнастика.
«Домик»
Дом стоит с трубой и крышей
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец правой руки поднят вверх. Кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию.
«Очки»
Бабушка очки одела,
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
«Флажок»
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) соединены вместе. Большой опущен вниз. Тыльной стороной ладони повернуть к себе.
«Лодочка»
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Обе ладони поставлены на ребро. Большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик.
«Пароход»
Пароход плывет по речке
И пыхтит он, словно печка.
Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как ковшик, большие пальцы подняты вверх.
«Грабли»
Листья падают в саду.
Я их граблями смету.
Обе ладони на себя. Пальчики переплетены, выпрямлены и тоже направлены на себя.
«Цепочка»
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Постепенно перебираем пальчики – большой - указательный, большой - средний и т.д. Можно выполнять двумя руками одновременно.
«Скворечник»
Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.
Ладошки вертикально поставлены друг к другу. Мизинцы прижаты - как «лодочка». Пальцы сначала сгибаются, а потом загибаются внутрь.
«Шарик»
Надуваем быстро шарик -
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул - воздух вышел,
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в щепотке и касаются друг друга, при этом пальчики принимают форму шара. «Воздух выходит» - и пальчики принимают исходное выпрямленное положение.
«Корзинка»
В лес корзинку мы берем
И грибы в неё кладем.
Ладони на себя. Пальчики переплетаются, и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики соединяются и образуют «ручку».
«Колокольчик»
Колокольчик всё звенит,
Язычком он шевелит.
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец одной руки опущен вниз, и ребёнок им свободно вращает.
«Собака»
У собаки острый носик.
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро и на себя. Большой палец вверх, указательный согнут, остальные соединены вместе, а мизинец отгибается книзу.
«Кошка»
А у кошки - ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в её норушке.
Средний и безымянный палец упираются в большой, указательный и мизинец - подняты вверх.
«Мышка»
Серенький комок сидит
И бумажкой всё шуршит.
Средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.
«Лошадка»
У лошадки вьется грива -
Бьет копытами игриво.
Правая ладонь на ребре, на себя большой палец кверху. Сверху на неё накладывается ладонь, образуя гриву, большой палец кверху. Два больших пальца образуют «уши».
«Гусь»
Гусь стоит и все гогочет.
Ущипнуть тебя он хочет!
Предплечье вертикально, ладонь под прямым углом, указательный палец упирается на большой, все пальцы прижаты друг к другу.
«Петушок»
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
Ладонь вверху, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх.
«Курочка»
Курочка прыг на крыльцо.
Я снесла тебе яйцо.
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный палец соприкасаются, образуя «глаз». Остальные пальцы выкладываются друг на друга в полусогнутом положении.
«Осы»
Осы любят сладкое,
К сладкому летят.
И укусят осы,
Если захотят.
Выставить средний палец. Зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.
«Слон»
В зоопарке стоит слон -
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.
Ладонь на себя. Средний палец опущен, с одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, с другой - указательным и большим. Нужно шевелить средним пальцем и качать всей кистью.
«Крокодил»
Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста.
Ладонь выставлена вперед, большой палец прижат к ладони. Указательный и мизинец согнуты и прижаты к среднему и безымянному.
Упражнение «Мельница»
Для выработки плавных, пластичных движений рук, помогающих при рисовании.
Стоя. Руки согнуты в локтях и подняты в стороны. Легко качают перед собой, скрещивая их перед грудью, затем взмахивая ими в стороны.
Делают круговые движения руками, начиная с небольшой амплитуды и постепенно увеличивая ее. При небольших круговых взмахах дети слегка пружинят ноги в коленях. С каждым новым взмахом движения становятся энергичными, одновременно дети поднимаются на носки.
Взмахи постепенно уменьшаются и прекращаются.