СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка для педагогов "Дизартрия у детей с детским церебральным параличом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Памятка для педагогов "Дизартрия у детей с детским церебральным параличом"»

Дизартрия у детей с детским церебральным параличом

Комплексная системная коррекционная работа

Детский церебральный паралич – это заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленная недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дизартрия при ДЦП – это сложный синдром дезинтеграции акта произношения, обусловленный нарушением регуляции речедвижений при органическом поражении ЦНС.

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДЦП:

* диплегическая;

* гемиплегическая;

* двойная гемиплегия;

* атонически – астатическая;

* гиперкинетическая.

ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ:

* Корковая дизартрия;

*Псевдобульбарная дизартрия;

* Мозжечковая дизартрия;

* Бульбарная дизартрия;

* Экстрапирамидная дизартрия.

В клинике ДЦП выделяются следующие Формы дизартрии по ведущему неврологическому синдрому (Л.А. Щербакова, И.И. Панченко):

1. Спастико – паретическая (ведущий синдром – спастический парез). Встречается почти во всех формах дизартрии.

2. Спастико – ригидная (ведущие синдромы – спастический парез и тонические нарушения типа ригидности). Соответствует экстрапирамидной и псевдобульбарной дизартриям.

3. Гиперкинетическая (ведущий синдром – гиперкинезы: хореические, атетоидные, миоклонии).

4. Атактическая (ведущий синдром – атаксия). Соответствует экстрапирамидной дизартрии.

5. Спастико – атаксическая (ведущий синдром – спастический парез и атаксия). Соответствует псевдобульбарной и мозжечковой формам.

6. Спастико – гиперкинетическая (ведущий синдром – спастический парез и гиперкинез). Соответствует экстрапирамидной и псевдобульбарной дизартриям.

7. Спастико – атаксико – гиперкинетическая (ведущий синдром – спастический парез, атаксия и гиперкинез). Соответствует экстрапирамидной, мозжечковой и псевдобульбарной дизартриям.

8. Атактико – гиперкинетическая (ведущий синдром – атаксия, гиперкинез). Соответствует экстрапирамидной и мозжечковой дизартриям.

Дети – дизартрики с ДЦП обучаются:

Логопедическая работа в доречевой период:

I уровень – стимуляция голосовых реакций:

*Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

*Вокализация выхода;

*Стимуляция голосовых реакций;

*Развитие зрительной фиксации и прослеживания;

*Выработка слухового сосредоточения;

*Формирование зрительно – моторной координации.

II уровень – стимуляция гуления:

*Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

*Увеличение объема выхода с последующей вокализацией, стимуляция гуления;

*Развитие устойчивости фракции взора, плавности прослеживания;

* Развитие зрительной фиксации и прослеживания;

*Формирование умения локализовать звуки в пространстве и воспринимать различный интонируемый голос взрослого;

* Развитие хватательной функции рук.

III уровень – стимуляция интонированного голосового общения и лепета:

*Нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата;

*Выработка ритмичности дыхания и движений ребенка;

*Стимуляция лепета;

*Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям;

* Выработка зрительных дифференцировок;

*Стимуляция кинестетических ощущений и развитие на их основе пальцевого осязания;

*Выработка акустической установки на звуки и голос;

*Развитие слуховых дифференцировок;

*Формирование подготовительных этапов понимания речи.

IV уровень – развитие общения со взрослым посредством интонационных звуков лепета и лепетных слов:

*Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

*Увеличение силы и длительности выдоха;

*Стимуляция физиологических эхолалий и лепетных слов;

*Развитие манипуляционной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук;

*Формирование понимания речевых инструкций в конкретной ситуации.


Логопедическая работа в период речевого развития:

* Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;

* Развитие и облегчение речевой коммуникации;

* Формирование правильного звукопроизношения;

* Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;

* Формирование слухового внимания, восприятия темпа и ритма речи;

* Развитие пассивного и активного словаря;

* Формирование лексико-грамматического строя речи;

* Формирование слоговой структуры слова;

* Развитие неречевых психических процессов;

* Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;

* Предупреждение или коррекция нарушений устной и письменной речи.

Формы и методы логокоррекционной работы при дцп: