Памятка педагога-психолога
для классный руководителей
Характеристики социально-психологического климата класса и факторы, которые его формируют.
Для того чтобы изучить социально-психологический климат в классе, педагоги должны знать характеристики социально-психологического климата и факторы, которые его формируют.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата:
В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают «слабых», выступают в их защиту, помогают новичкам.
В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:
В классе преобладает подавленное настроение, пессимизм, наблюдается конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, класс заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.