СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятка по русскому языку для начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Памятка по русскому языку»



Памятка

по русскому языку



Составила учитель начальных классов





























.


В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10, звуков – 6

Согласных букв –21, звуков – 36

Не обозначают звуков: ь, ъ

ГЛАСНЫЕ СОНОРНЫЕ ПАРНЫЕ

а

о

у

э

ы

л

м

н

й

р

б

в

г

д

з

ж


ь

я

е

ю

е

и


п

ф

к

т

с

ш

х

ц

ч

щ

ъ

ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ Обозначают твёрдость согласных звуков буквы а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков буквы я, е, ё, ю, и Обозначают два звукав начале слова - после Ь, Ъ - после гласной – буквы: е [йʼэ], ё [йʼо], ю [йʼу], я [йʼа]

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [йʼ], [чʼ], [щʼ]

Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [чʼ], [щʼ]


Алгоритм фонетического разбора слова:

  1. Выпиши слово. Прочитай слово так, как ты его произносишь. Поставь ударение.

  2. Подели слово на слоги. Прочитай ударный слог.

  3. Дай характеристику звукам по порядку:

Гласные звуки: ударные или безударные.

Согласные звуки: твердые или мягкие, звонкие или глухие, парные или непарные.

  1. Посчитай, сколько в слове букв и сколько звуков.

  2. Напиши фонетическую транскрипцию.

Делай так:

Я|ма - 2 слога, [й'ама]

я - [й'] - согласный, ,звонкий, непарный, мягкий

[а] - гласный, ударный

м - [м] - согласный, звонкий, непарный, твердый

а - [а] -гласный, безударный

––––––––––––––

3 б., 4 зв.













Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.

Ударение всегда падает гласный звук в слоге.

Ударение может менять место при изменении формы данного слова: рекá - рéки

Запомни!

Знак ударения не ставится:

Если в слове один слог: слон, ночь

На букву Ё, она всегда ударная: ёлка, чёрный.

Правило:

Чтобы найти ударный слог, нужно произнести слово 3-5 раз очень быстро, а потом медленно.

Работа над ошибками

  • Пропусти 2 рабочие строки после работы.

  • На 3 строке напиши посередине:

Работа над ошибками.

  • Начни с ошибок в оформлении предложений. Каждое предложение выписывай с новой строки.

  • Выписывай слова без ошибок каждый раз с новой строки.

  • Подчеркни исправленную букву и определи орфограмму.

  • Найди эту орфограмму в списке памятки и следуй указаниям инструкций под таким же номером.

Количество исправлений учителем и количество строк в работе над ошибками должны совпадать.























Орфограммы, изученные в 1-2 классе

1 Оформление предложения.

2 Пропуск, замена букв или незнакомая орфограмма.

3 Перенос слова

4 Гласные после шипящих

5 Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН

6 Заглавная буква в именах собственных.

7 Проверяемая безударная гласная

(а, о, е, и, я ) в корне слова.

8 Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

9 Парные согласные.

10 Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

11 Разделительный мягкий знак.

12 Разделительный твёрдый знак.

13 Правописание предлога со словом.

14 Правописание приставки со словом.

15 Двойные согласные.














1 Оформление предложения.

Запомни! Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.

Запомни! Первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится (.) или (!) или (?) или (…).

Работа над ошибками

  • Выпиши предложение правильно .

  • Подчеркни заглавную букву и знак в конце предложения.

Делай так: У тебя много друзей ?


2 Пропуск, замена букв

или незнакомая орфограмма.

Запомни! Когда пишешь слово – диктуй его по слогам и медленно тяни каждый звук.

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно и поставь ударение.

  • Подчеркни букву, где была допущена ошибка.

  • Запиши ещё 2 раза, разделяя слово на слоги.

Делай так: Двéри, двé-ри, двé-ри


3 Перенос слова

Запомни! Слово переносится с одной строки на другую по слогам. При переносе нельзя оставлять на строке или переносить одну букву. Буквы Й, Ь и Ъ нельзя отделять от стоящей впереди буквы. Слова с двойной согласной переносятся так: груп-па, а если в слове есть приставка, то так: пере-ехал

Работа над ошибками

  • Выпиши слово, подчеркни гласные буквы и раздели слово на слоги.

  • Подумай, как можно перенести это слово.

Делай так : Объ/яв/леи/е, объявле-ние, объ-явление, объяв-ление


4 Гласные после шипящих

Запомни! ЖИ – ШИ пиши с буквой И,

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У,

ЧА – ЩА пиши с буквой А.

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно.

  • Придумай и запиши еще 2 слова с этим сочетанием.

  • Обозначь орфограмму.

Делай так: Малыши, карандаши, ушиб.


5 Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН

Запомни! Сочетания ЧК-ЧН, ЩН, РЩ, НЧ, НЩ, –пиши без Ь.

Птичка, ночной, кончик, сварщик, мощный, обманщик.

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно.

  • Придумай и запиши еще 2 слова с этим сочетанием.

  • Обозначь орфограмму.

Делай так: Дочка, речка, ручка


6 Заглавная буква в именах собственных.

Запомни! Фамилии, имена и отчества людей, клички животных, названия рек, городов, деревень, морей, планет, гор, названия газет и журналов пишутся с большой буквы.

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно, подчеркни заглавную букву.

  • Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Кошка Мурка, река Волга, Петров


7 Проверяемая безударная гласная

(а, о, е, и, я ) в корне слова.

Запомни! Для того чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно, поставь ударение, выдели корень.

  • Обозначь орфограмму.

  • Подбери и запиши через тире проверочное слово.

Делай так: Водá – вóды


8 Непроверяемая безударная гласная

в корне слова.

Запомни! Слова с непроверяемой гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно, поставь ударение.

  • Подчеркни букву, которую надо запомнить.

  • Запиши ещё 2 раза или 2 однокоренных слова.

Делай так: Яʹгода, яʹгода, яʹгода, или Яʹгода, яʹгодка, яʹгодное.


9 Парные согласные.

(б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш)

(При произношении парные звонкие согласные в конце слова заменяются глухими парными - оглушáются)

Запомни! Для того чтобы проверить парную согласную в конце слова, надо подобрать проверочное слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная.

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно.

  • Обозначь орфограмму.

  • Подбери и запиши через тире проверочное слово.

Делай так: Мороз – морозы, нет мороза, морозец


10 Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

Запомни! Мягкий знак не обозначает звука. Пишется в конце слова после согласных букв и в середине слова между согласными буквами (Конь, тень, мальчик, коньки).

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно.

  • Подчеркни Ь и согласную перед ним

  • Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: Ель, морковь, пень или

Большой, пеньки, Ольга


11 Разделительный мягкий знак.

Запомни! Мягкий знак не обозначает звука. Пишется в корне слова после букв согласных и перед гласными буквами е, ё, ю, я, и.

(Если в слове слышен звук [ йʼ] после согласного перед гласным ,то пишу букву Ь перед буквами е, ё, ю, я, и.)

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно.

  • Подчеркни Ь и гласную после неё.

  • Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: Ручьи, муравьи, соловьи


12 Разделительный твёрдый знак.

Запомни! Твёрдый знак не обозначает звука. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

(Если в слове слышен звук [ йʼ] после приставки на согласный звук перед гласным ,то пиши букву Ъ перед буквами е, ё, ю, я.)

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно.

  • Подчеркни Ъ и гласную после неё.

  • Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: Подъезд, съезд, объезд


13 Правописание предлога со словом.

Запомни! Предлоги К, ПО, В, НА, НАД, ЗА, С, ПОД, ПО, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ, БЕЗ, ДЛЯ, О, ОКОЛО, ОБ …

Они служат для связи слов в предложении. Предлог со словом пишется отдельно. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

Работа над ошибками

  • Выпиши слово вместе с предлогом.

  • Обозначь орфограмму – пробел.

  • Между предлогом и словом вставь другое слово или вопрос.

Делай так: К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу


14 Правописание приставки со словом.

Запомни! Приставки – В, ВО, ВЫ, С, СО, ЗА, О, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ПРО, ПЕРЕ, ИЗ, НА, НАД, У … пишутся со словом слитно.

ПРИСТАВКА – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Работа над ошибками

  • Выпиши слово.

  • Выдели приставку и корень

  • Образуй от этого слова ещё 2 с другими приставками.

Делай так: Убежала, прибежала, сбежала.


15 Двойные согласные.

Запомни или проверяй по словарю.

пп – группа, грипп, аппликация, Филипп

кк – хоккей, аккуратный жж – дрожжи, жужжат

лл – аллея, коллектив, коллекция, Кирилл, Алла

мм – сумма, килограмм, грамм, Эмма, Римма

нн – осенний, весенний, ранний, утренний, длинный, ванна, Анна, Геннадий, Инна

сс – класс, рассказ, касса, шоссе, русский, Россия,

рр – терраса, территория бб – суббота

Работа над ошибками

  • Выпиши слово, подчеркни удвоенную согласную.

  • Запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: Класс – классный, Россия, шоссе.

















Памятка

по математике























Основные правила натурального ряда чисел

  • Любое натуральное число можно записать с помощью десяти цифр. Цифры служат для записи чисел.

  • Каждое следующее число в натуральном ряду на 1 больше предыдущего, и наоборот.

  • Самое маленькое натуральное число1, а самого большого натурального числа нет, так как к любому числу можно прибавить еще 1 (увеличить на 1).

Число 0 не является натуральным числом. Оно не обозначает количество, а только указывает на отсутствие предметов.


Числа бывают:

Однозначные(которые состоят из одного знака)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Двузначные (которые состоят из двух знаков)

10, 11, 12, 13, 14, 15, … 99

Трехзначные(которые состоят из трёх знаков)

100, 101, 102, … 999

Круглые числа (которые оканчиваются на 0)

10, 20, 100, 130,…

Чётные (которые делятся на 2)

2, 4, 6, 8, 10, 12, …

Нечётные (которые не делятся на 2)

1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, …


В записи двузначного числа левая цифра показывает число десятков, правая цифра – число единиц.

Говорят так:

14 – 1 - цифра разряда десятков,

4 - цифра разряда единиц.

Так как это число равно сумме 1 десятка и

4 единиц, то это число можно записать в виде суммы разрядных слагаемых: 14 = 10 + 4


Число 14 содержит 1 десяток и 4 единицы.

В записи трёхзначного числа левая цифра показывает число сотен, вторая (средняя) цифра показывает число десятков, а правая цифра – число единиц.


Правила арифметических действий.

Выражение это запись, составленная из чисел, букв и знаков арифметических действий.

Найти значение выражениязначит, выполнить действия, указанные в выражении.

Числовые выражения: 2 + 6

Буквенные выражения: a+b

Свойства сложения:

  1. Переместительное (Сумма не изменится, если слагаемые переставить местами)

a + b = b +a

  1. Сочетательное (Результат сложения не изменится, если соседние слагаемые заменить их суммой)

a + (b + c) = (a + b) + c = a + b + c





Действие сложение

Сложитьзначит объединить группы предметов в целое. Знак сложения: плюс (+).

1 слагаемое + 2 слагаемое = сумма

1сл + 2сл = С С – 1сл = 2сл С – 2сл = 1сл

Взаимосвязь между компонентами суммы

  • Самое большое число в сумме – Сумма.

Сумма – целое, а слагаемые – его части.

  • При увеличении (уменьшении) одного слагаемого на несколько единиц сумма тоже увеличивается (уменьшается) настолько же

Правила сложения

  • Прибавить 1 – значит, назвать следующее число.

  • От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.

Если одно из слагаемых равно 0, то сумма равна другому слагаемому.

a + 0 = a 0 + b = b




Действие вычитание

Вычесть значит, удалить группу предметов (части) из целого. Знак вычитания: минус (-).

Уменьшаемое – Вычитаемое = Разность

Ум – в = р Ум – р = в в + р = Ум

Взаимосвязь между компонентами вычитания

  • Самое большое число в разности – уменьшаемое. Уменьшаемое – целое, а вычитаемое и разность – его части.

  • При увеличении уменьшаемого разность увеличивается, а при увеличении вычитаемого разность уменьшается.

Правила вычитания

  • Вычесть 1 – значит, назвать предыдущее число.

  • Если вычитаемое равно 0, то разность равна уменьшаемому. a – 0 =a

Если уменьшаемое равно вычитаемому, то разность равна 0. aa = 0


Действие умножения

Сложение одинаковых слагаемых можно заменить действием умножения. Знак умножения – точка ( · ) или ×. 2 · 5 = 10

Запись читают так: по 2 взять 5 раз или 2 умножить на 5.

1-й множитель · 2-й множитель = Произведение

Взаимосвязь между компонентами умножения

  • Самое большое число – произведение.

1-й множитель обозначает: какое слагаемое складывалось.

2-й множитель обозначает: количество слагаемых, т.е. сколько раз берётся это число. 9+9+ … +9 = 9 · n

Правила умножения

  • От перестановки мест множителей произведение не изменяется.

a · b = c = b · a

  • При умножении на 0 любого числа получается 0. a · 0 =0 или 0 · b = 0 0 · 5 = 0+0+0+0+0 = 0

  • При умножении на 1 любого числа получается то же число. 1 · 5 = 1+1+1+1+1 = 5












Действие деления

Деление – это действие, обратное умножению.

Знак деления – две точки ( : ). 10 : 2 = 5

Запись читают так: 10 разделить на 2, получится 5

Делимое : Делитель = Частное

Взаимосвязь между компонентами деления

  • Самое большое число – делимое.

  • При увеличении (уменьшении) делимого частное тоже увеличивается (уменьшается).

  • При увеличении делителя частное уменьшается.

  • При уменьшении делителя частное увеличивается.

Правила умножения

  • При делении 0 на любое число получается 0. 0 : b = 0

  • При делении числа на 1 получается то же самое число. a : 1 = a

  • При делении числа на то же число получается 1. a : a = 1

Выучить: на 0 делить нельзя! a : 0 ≠



Порядок действий

Внимательно рассмотрите выражение – есть ли в нём скобки, какие действия имеются, и только после этого начинайте выполнять вычисления.

Запомнить: Порядок действий

  1. Выполняем действия в ( )

  2. Возвращаемся к началу примера.

  3. Выполняем · или :

  4. Возвращаемся к началу примера.

  5. Выполняем + или –

4 1 2 5 3

Выражения без скобок 18 – 18 : 3 · 2 – 12 : 4


2 1 3 5 4

Выражения со скобками (18 – 18 : 3) · 2 – 12 : 4










Считаем письменно

Основное правило при записи примеров

на сложение «в столбик»:

  • Единицы пишем под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями

Памятка:

Пишу: единицы под единицами и т.д.

1

Складываю единицы: … 48

+

Складываю десятки: … 24

111111111111111111111111111111

Складываю сотни: … 72

Получаю ответ:

Если при сложении двузначных чисел сумма единиц (десятков) оказалась больше десяти, то из неё надо выделить десяток и добавить к десяткам суммы.


Считаем письменно

Основное правило при записи примеров

на вычитание «в столбик»:

  • Единицы пишем под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями

Памятка:

Пишу: единицы под единицами и т.д.

• 10

Вычитаю единицы: … 70

--------------

Вычитаю десятки: … 24

111111111111111111111111111111

Вычитаю сотни: … 46

Получаю ответ:

  • Если при вычитании двузначных чисел из единиц вычесть нельзя , то нужно занять десяток. Ставлю над десятками точку. Над единицами пишу 10. Вычитаю единицы: 10-4=6.

Если над 0 стоит точка, значит, это не 0, а 9.










Решение уравнений

Уравнение это равенство с неизвестным числом

Решить уравнение значит, найти его неизвестное число: с помощью подбора или с помощью вычисления.

Виды уравнений:

5 + х = 7 → х = 7 – 5

Чтобы найти неизвестное слагаемое х, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

a – 3 = 7 → а = 7 + 3

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое a, надо к вычитаемому прибавить разность.

10 – с = 7 → с = 10 – 7

Чтобы найти неизвестное вычитаемое с, надо из уменьшаемого вычесть разность.


Сложение и вычитание в пределах 10

Выучить наизусть:

1+1=2 1+2=3 1+3=4 1+4=5

2+2=4 2+3=5


1+5=6 1+6=7 1+7=8 1+8=9 1+9=10

2+4=6 2+5=7 2+6=8 2+7=9 2+8=10

3+3=6 3+4=7 3+5=8 3+6=9 3+7=10

4+4=8 4+5=9 4+6=10

5+5=10

При вычитании рассуждай так:

9 – 4 9 состоит из 4 и 5, если вычесть 4, останется 5, значит 9 – 4 = 5











Сложение и вычитание с переходом через десяток

Выучи наизусть:

6+5=11 6+6=12 7+6=13 7+7=14

7+4=11 7+5=12 8+5=13 8+6=14

8+3=11 8+4=12 9+4=13 9+5=14

9+2=11 9+3=12


8+7=15 8+8=16 9+8=17 9+9=18

9+6=15 9+7=16

При вычитании можно рассуждать так:

12 – 5 5 раскладываю на сумму удобных слагаемых так, чтобы 12 уменьшить до 10 : 12 – 5 = 12 – 2 – 3 = 7

12 – 5 12 раскладываю на сумму разрядных слагаемых на 10 и 2, из 10 вычитаю 5 и прибавляю 2 : 12 – 5 = 10 - 5 + 2 = 7





ЗАДАЧИ

Задачи бывают простые и составные.

Простые задачи решаются одним действием.

Составныедвумя и более действиями.

Составные задачи можно решать:

  1. по действиям с пояснениями;

  2. по действиям с вопросами;

  3. выражением.

Многие задачи можно решать при помощи уравнения.

К задачам можно составить обратные задачи (задачи, которые отличаются от первоначальной только тем, что искомое и одно из данных поменялись ролями).