СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт мини-музея " Музыкальный уголок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

в детском саду, предметно-развивающую среду, можно поплнять каждый день. так как у детей очень быстро меняются интересы.

Просмотр содержимого документа
«Паспорт мини-музея " Музыкальный уголок"»

Паспорт мини- музея музыкальных инструментов

Слово «музей» происходит от латинского «museum», а оно – от греческого «museion» - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Музей в нашей группе организуем экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с воспитательно – образовательными задачами.
Необходимое условие организации и функционирования музея – определение его профиля, который зависит от воспитательно- образовательных задач ДОУ, интересов детей и педагогов, возможностей для комплектования фондов будущего музея подлинными предметами.
В нашей группе мини – музей музыкальных инструментов и музыкальных игрушек. Часть экспонатов приобрел детский сад, часть были принесены родителями группы.

Перечислим его цели и задачи.

Цели:
1. Знакомство дошкольников с музыкальными инструментами и музыкальными игрушками, представленными в музее;
2. Создание условий для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от инструментального музицирования и формирования потребности в нем.
Задачи:
1. Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферы, речь и воображение дошкольников посредством ознакомления с музыкальными инструментами и музыкальными игрушками – их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения;
2. Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам;

Сроки: долгосрочный
Основной фонд. Подлинные музыкальные инструменты и музыкальные игрушки.
Вспомогательный фонд:
Модели музыкальных инструментов - балалайки, гармошки и др.;
«Музыкальная азбука» (загадки про музыкальные инструменты);
Подборка песен про музыкальные инструменты;
Подборка игр («Склад музыкальных инструментов», «Незнайка все перепутал», «Кто на чем играет», «Разбросанный ветром оркестр» ).
Картинки музыкальных инструментов.
Мини – музей музыкальных инструментов и игрушек призван стать частью предметно - развивающей среды ДОУ и помочь реализовывать художественно-эстетическое направление в воспитании детей более полно и интересно.

Ипользование мини-музея
Чем хорош наш мини- музей, тем что его можно не только смотреть, но и пользоваться им. Что не позволено делать в обычном музеи. Например: использование в НОД «музыка» или на праздниках и развлечениях.












Музыкальные инструменты мини- музея

Балала́йка— трёхструнный щипковой музыкальный инструмент с корпусом треугольной формы. Характерными приёмами звукоизвлечения являются бряцание и тремоло — удары указательным пальцем по всем струнам одновременно.

Самый известный русский инструмент, ставший, наряду с гармонью, одним из символов музыкального творчества русского народа. Считается, что балалайка получила распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры.

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас — функцию баса.

Балалайки альт и контрабас звучат на октаву ниже написанного на нотном стане.






Ксилофо́н - ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты. По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками (малетами) или специальными молоточками, похожими на небольшие ложки (на жаргоне музыкантов эти молоточки называют «козьими ножками»).

Тембр ксилофона резкий, щёлкающий в форте и мягкий — в пиано.

Ксилофон имеет древнее происхождение — простейшие инструменты подобного типа встречались и встречаются до наших дней у разных народов Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.

В Европе первые упоминания о ксилофоне датируются началом XVI века: Арнольт Шлик в трактате о музыкальных инструментах упоминает подобный инструмент под названием hueltze glechter. Вплоть до XIX века европейский ксилофон был достаточно примитивным инструментом, состоявшим из примерно двух десятков деревянных брусков, связывавшихся в цепочку и для игры раскладывавшихся на ровной поверхности. Удобство переноски такого инструмента привлекало к нему внимание бродячих музыкантов.

Усовершенствование ксилофона относится к 1830-м годам. Белорусский музыкант Михоэл Гузиков расширил его диапазон до двух с половиной октав, а также изменил конструкцию, расположив бруски особым образом в четыре ряда. Такая модель ксилофона использовалась в дальнейшем в течение более ста лет.

На современном ксилофоне бруски расположены в два ряда наподобие клавиш фортепиано, снабжены резонаторами в виде жестяных трубок и размещены на специальном столике-стенде для удобства передвижения.




Гармо́нь — язычковыйклавишно-пневматический музыкальный инструмент. Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем.). Также некоторые считают гармонь русским изобретением. Согласно исследованиям искусствоведа Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха). Существуют и другие взгляды на этот вопрос.








Бараба́н(вероятно, слово тюркского происхождения — музыкальный инструмент из семейства ударных.

Распространён у большинства народов, используется в составе многих музыкальных ансамблей. Исполнитель на барабане — барабанщик.

Типичным представителем является мембранный барабан, состоящий из полого корпуса-резонатора определённой формы или рамы, на которую натянута кожаная или пластиковая мембрана. Её натяжением регулируется относительная высота звука. Корпус барабана производится из дерева, металла (стали, латуни), акрилового пластика или даже глины.

Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, щётками, руками, а иногда и трением. Для использования нескольких инструментов одновременно барабаны собираются в ударную установку.

Барабаны других конструкций — стальной барабан, щелевой барабан — не имеют мембран и относятся к идиофонам.

Барабаны известны с незапамятных времён и встречаются почти во всех регионах земного шара. В свое время их изготавливали из глины, кости, бронзы и т. п.

С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, религиозных обрядов, военных шествий и действий, таких, где была бы необходимость соблюдать ритм, например, идти, бежать, тянуть, грести или бить слаженно.

Для изготовления барабанов могут быть использованы различные виды материалов: металл (сталь, бронза), бамбук, пластик. Подавляющее большинство барабанов сделано из дерева: клён, берёза, дуб, липа, ясень, красное дерево, из цельного куска или склеенной в несколько слоев фанеры. Некоторые производители комбинируют несколько видов дерева для изготовления одного резонатора, что позволяет получать лучшее соотношение цена/качество. На звук барабана в большей степени влияет плотность древесины и толщина стенок обечайки.

Кроме материала кадушки, также значительное влияние имеет качество и угол нарезки кромки, которая соприкасается с мембраной инструмента.

После подготовки обечайки на неё крепят фурнитуру— приспособления для крепления и натяжения мембраны. Замки для закрутки болтов, крепления и отверстия изменяют звучание в худшую сторону, поэтому многие производители предлагают различные варианты системы крепления (например, RIMS), сохраняющих целостность кадушки.

Изготовление некоторых барабанов и бубнов для религиозных целей может сопровождаться различными ритуалами инициации, вкладыванием «души» в инструмент, и другими подобными действиями.








Деревянные ложки —ударный музыкальный инструмент в славянской культуре. Игровой комплект составляют от 3 до 5 ложек, из которых одна большая. Большую ложку зажимают за рукоятку в голенище сапога, остальные держат между пальцами одной или обеих рук. Звук извлекается путём ударения друг о друга выпуклых сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения. В Белоруссии при игре традиционно используются только две ложки .

Обычно один исполнитель использу ет три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум ложкам в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики. Первое упоминание о ложках в 1259 году.

Кроме того, ложки широко используются в американской фолк-музыке и менестрель-шоу. Данкан Кемпбелл из UB40является профессиональным музыкантом-ложечником в Великобритании. Британская арт-рок-группа Caravan на своих выступлениях использует электрические ложки (ложки, снабженные устройством электрического усиления звука), на которых играет Джефф Ричардсон.






Треуго́льник — ударный музыкальный инструмент в виде металлического прута (обычно из стали или алюминия), изогнутого в форме треугольника. Один из углов оставлен открытым (концы прута почти касаются).

Треугольник принадлежит к инструментам с неопределённой высотой звука, имеет блестящий и яркий тембр, способный украсить даже мощное оркестровое tutti. Как правило, ему поручаются несложные ритмические фигуры и тремоло. Треугольник подвешивается за один из углов на тонкой проволоке или тесьме, которую держат в руке или прикрепляют к пюпитру. По треугольнику ударяют металлической (реже деревянной) палочкой (на жаргоне музыкантов эта палочка называется «гвоздь»).

Происхождение инструмента не установлено точно, но Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефронаутверждает, что треугольник впервые появился на Востоке.

С конца XVIII века треугольник — один из основных ударных инструментов симфонического оркестра. В сочинениях Гайдна, Моцарта и Бетховена он использовался для имитации так называемой «янычарской музыки». Одно из первых сочинений, в котором треугольнику поручена достаточно ответственная самостоятельная партия — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Листа. Среди музыкантов это произведение иногда в шутку называют «концертом для треугольника».

Характерное звучание треугольника можно услышать в среднем разделе увертюры к опере «Вильгельм Телль» Россини, музыке Грига к драме «Пер Гюнт» (Танец Анитры, Арабский танец) и других сочинениях. Треугольник широко применяется в форро, самбе и других типах популярной музыки Северо-Востока Бразилии. Также его звучание можно услышать и в рок-музыке.




Губная гармоника — язычковый музыкальный инструмент семейства гармоник. Представляет собой небольшой брусок со множеством отверстий сбоку. Выбор извлекаемых звуков осуществляется положением губ и языка на отверстиях, а также направлением движения воздуха на вдох или выдох.

Есть и клавиатурные разновидности губной гармоники, например мелодика, на которой воздух только выдувают в канал мундштука, а звуками управляют нажатием клавиш.






Бубенцы - принадлежат к старинным Русским народным язычковым музыкальным инструментам.

Все видели и прекрасно знают, что такое и как выглядят бубенцы-бубенчики, повязанные на шеях лошадей , летящей по снегу тройки.
Разве можно это с чем-либо спутать?!
Однако, далеко не все люди знают, что это никакие не бубенцы, а самые обыкновенные колокольчики.

Все дело в том, что колокольчик – это открытая снизу, перевернутая металлическая чашечка, внутри которой расположен особый ударник-язычок, который, ударяясь в стенки чашечки, издает столь знакомые всем, звенящие звуки.

Извлечь звук из колокольчика можно только в подвешенном, вертикальном положении.
Тогда, как бубенцы издают свой звук при встряхивании.

Бубенчик – металлический полый шар, в середине которого свободно перекатывается несколько или один металлический шарик.

На шею коня бубенцы подвешиваются для красоты, а другим домашним животным (коровам, козам, баранам) их прикрепляют для того, чтобы животные не потерялись.

Со временем, бубенцы постепенно превращались в инструменты, которые можно было использовать для извлечения мелодичных, музыкальных звуков.

Сегодня бубенцы нашиваются на специальный ремешок по несколько штук (около десятка) и используются в таком виде в музыкальных коллективах.
Часто, бубенцы можно заметить, подвешенными к бубну, ложкам или специальной деревянной рукоятке.







Труба́ —медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. С древнейших времён натуральная труба использовалась в качестве сигнального инструмента, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Обладает ярким, блестящим тембром, используется как сольный инструмент или в симфоническом и духовом оркестрах, а также в джазе и других жанрах. Труба используется в разнообразных музыкальных традициях, в том числе и русской.

Играющий на трубе называется трубачом. В армии Российской империи (кавалерии и артиллерии) существовал нижний чин «Трубач», это был военнослужащий, подающий сигналы. Аналогичную функцию в пехотевыполнял горнист.

Труба— один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н.э. Труба, как и другие медные духовые инструменты, состоит из трёх основных частей: мундштука, трубки и раструба. Трубка образует основной канал инструмента, в котором создаётся звучание за счёт вибрации воздушного столба. Длина трубки 130—150 см, для компактности она загнута дважды: так длина инструмента от мундштучной трубки до раструба составляет 47—50 см. На большей части длины (2/3) трубка имеет цилиндрическую форму с внутренним диаметром около 11 мм, на конечном отрезке от загиба до раструба она конусообразная (постепенно расширяется).

Материал трубок — медь и медные сплавы с цинком:латунь, томпак, полутомпак. Снаружи на трубки наносят защитно-декоративное покрытие из лака, никеляили серебра






Бу́бен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Применявшийся в южноевропейской музыке со времён крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке с XIX века, бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, распространённого на Ближнем Востоке и в греко-римской античности . Сходной конструкции бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов.

В настоящее время различаются два основных вида бубнов:

Народный или этнический, деревянный обод с натянутой кожаной мембраной. В зависимости от предназначения бубны бывают всевозможных размеров. Инструменты этого типа используются в различных ритуальных целях, в том числе и шаманами. В их конструкции могут быть небольшие бубенчики, привязанные к проволоке, протянутой под мембраной.

Оркестровый бубен, самый распространённый вариант, с кожаной или пластиковой мембраной и металлическими тарелочками, укреплёнными в специальных прорезях на ободе. Инструмент твёрдо укрепился в профессиональной музыке, став одним из основных ударных инструментов симфонического оркестра






Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение города Абакана Детский сад «Звездочка»










МИНИ- МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ «ДОМИСОЛЬКА»








Воспитаттели: Кулагина Т.В.

Черныш Т.Ф.



Абакан, 2018