СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт уголка уединения

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Уголок уединения» — это место, где ребёнок в детском саду может ощутить себя в полной безопасности, может успокоится, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме, или просто помечтать.

У детей дошкольного возраста часто меняется настроение в связи с недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы. Дети еще не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев, злость, грусть. Для ребенка изменение обстановки, пребывание целый день в шумном кругу людей при отсутствии мамы, а также исполнение требований педагогов и восприятие большого объема новой информации является серьезным стрессом. Поэтому для сохранения психологического комфорта дошкольника в группах создают специальные зоны, где малыш может побыть в одиночестве. В таком уголке кроха может "спрятаться" от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты с помощью интересных спокойных игр и просто отдохнуть в тишине.

 

Просмотр содержимого документа
«Паспорт уголка уединения»

Паспорт уголка уединения

В старшей группе 5-6 лет

(группа № 6)





«Любимый уголок»






Актуальность.

«Уголок уединения» — это место, где ребёнок в детском саду может ощутить себя в полной безопасности, может успокоится, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме, или просто помечтать.

У детей дошкольного возраста часто меняется настроение в связи с недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы. Дети еще не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев, злость, грусть. Для ребенка изменение обстановки, пребывание целый день в шумном кругу людей при отсутствии мамы, а также исполнение требований педагогов и восприятие большого объема новой информации является серьезным стрессом. Поэтому для сохранения психологического комфорта дошкольника в группах создают специальные зоны, где малыш может побыть в одиночестве. В таком уголке кроха может "спрятаться" от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты с помощью интересных спокойных игр и просто отдохнуть в тишине.


Цель: организации уголка уединения в группе: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;

- сформировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым;

- организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;

- способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе;

- способствовать комфортной организации режимных моментов;

- обеспечить индивидуальный подход, свободу выбора и волеизъявления, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка;

- научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением;

- помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, обрести уверенность в себе;

- повысить самооценку тревожных и застенчивых детей, учить ребят бесконфликтному общению друг с другом;

- свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе.

Наполнение уголка уединения:

Предметы для выражения негативных эмоций

Подушка для битья.

«Стаканчик гнева»: красиво оформленный стакан с оранжевым фоном с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда ребенок выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.

«Коврик злости»: маленький коврик из шероховатой ткани. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.

«Коробочка примирения»: картонная коробка интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в варежку руку каждый со своей стороны и, проговаривая слова мирилки, мирятся.

Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что ребенок не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.

Кукла. Чтобы ребенок мог выговориться и поговорить, рассказать свои переживания



Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию

Сенсорные игрушки: шнуровки, мозаика.

Игрушки-шумелки: игрушки издающие звуки.

Альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.

Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.

Массажёры: небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).

Корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.

Материалы для изодеятельности: пластилин, цветное тесто, карандаши для рисования.

Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

Пособия для развития эмоциональной сферы

В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:

Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки».

«Книга доброты»: альбом с изображениями только добрых сказочных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.

«Подушка-обнимушка», мягкая тряпичная кукла- бегемот. Если подушка для битья даёт выход отрицательным эмоциям, то этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах.

«Мешочки плохого, хорошего настроения». Воспитатель предлагает ребенку положить свое плохое настроение в один мешочек и взять хорошее настроение из другого.

«Поляна настроений». Ребенок выбирает картинку с изображением того настроения, какое он хочет, чтобы было у него.

«Ласковое солнышко». Манипуляции с лучиками-прищепками помогут успокоить или помирить поссорившихся ребят.

Воспитатель обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.

Основные виды деятельности в уголке уединения

С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Обозначим основные направления:

Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — прищепками, прищипывая их на солнышко. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребёнка: они играют, одновременно говоря друг другу добрые слова. Другой пример —занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приёмам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.

Дидактические игры. Ребёнок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.

Речевые игры с использованием предметов. Например, «Мои добрые дела».  Воспитатель предлагает ребенку вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом всё проговаривается вслух).

Изобразительная деятельность. Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета), «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).

В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.

Выводы:

Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и

избавиться от них. Именно поэтому очень важно, чтобы в группах создавались специальные зоны уединения, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно и сможет избавиться от негатива посредством специально отобранного педагогом оборудования.

В основе педагогической деятельности должна лежать уверенность в том,

что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого

ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.