СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Патриотические образы в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная задача познакомить обучпющихся с содержанием произведения М.И.Глинки "Иван Сусанин", главным героем и его музыкальной характеристикой, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать музыкальное произведение, развивать вокально-хоровые навыки, способствовать развитию патриотических чувств, умение сопереживать героям музыкального произведения, воспитывать  эмоциональную отзывчивость, уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа.

Просмотр содержимого документа
««Патриотические образы в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин»»

Урок музыки. 3 класс

Тема: «Патриотические образы в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин»


Цель: познакомить с содержанием произведения, главным героем и его музыкальной характеристикой, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать музыкальное произведение, развивать вокально-хоровые навыки, способствовать развитию патриотических чувств, умение сопереживать героям музыкального произведения, воспитывать эмоциональную отзывчивость, уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Формируемые УУД:

1. Личностные

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2. Регулятивные

Умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные

Умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;

музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке. Воспринимать на слух музыкальное произведение. Давать образную характеристику прослушанного произведения.

4. Коммуникативные

Умения слушать и слышать учителя, ученика, проявляют активность во взаимодействии, ведут диалог, слушают собеседника, выразительно исполняют музыкальное произведение.

Средства обучения: компьютер, отрывки видеофильма «Иван Сусанин»,отрывки из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»

 УМК: Учебник « Музыка 3 класс » Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.



Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель (поёт)Здравствуйте, ученики!

Обучающиеся отвечают пением в ответ: «Здравствуйте, учитель!»

II. Мотивация. Актуализация. Целеполагание

1.Беседа с фронтальным опросом:

-На прошлых уроках мы с вами говорили о вокальной музыке? Какая это музыка?

-Что такое романс?

-Что такое кант?

-А кантата?

-С какой кантатой познакомились на прошлом уроке?

-Расскажите ,что вы знаете об Александре Невском?

-Что он делал для своей Родины? Кто он был по отношению к своей Родине? (патриот).

- О чем пойдет речь на уроке?

III. Усвоение новых знаний и способов действия.

  1. Работа с новым понятием.

-Что такое опера? Как вы понимаете ?

Опера- это сложный жанр музыки, в нем слито и драматургическое искусство и поэзия, пение и живопись.

2. Работа по материалу урока.

-Сегодня мы поговорим об первой русской опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».

События оперы происходили 300 лет назад, когда Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей земли Русской-войска польского. Главный герой Иван Сусанин - обыкновенный костромской крестьянин, который завел вражеское войско на гибель, при этом погиб сам.

Чтение отрывка из учебника стр.19

«Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

И радостно гибнет за правое дело.

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит». К.Рылеев

- Дает ли характеристику главному герою это стихотворение? Каким вы его представляете? Опишите.

- Может ли музыкальное произведение дать характеристику герою?

Прослушивание арии Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин».

- Совпала ли ваша характеристика героя с тем, что вы услышали?

Опера состоит из вступительной хоровой сцены и 4 действий.

Прослушивание интродукции.

Какую картину мирной жизни вы себе нарисовали? Почему? Сделайте музыкальный анализ послушанной части.

Физкультуминутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Прослушайте «Полонез».

-Что такое полонез? Где его можно исполнить? К русским или полякам его можно отнести? Почему? Охарактеризуйте это произведение.

Конечно ,в этой опере замечательная концовка.
Представьте себе , Красная площадь в Москве заполнена ликующим народом, который празднует свою победу над врагом.

Прослушайте заключительный в опере хор «Славься!»

Сделайте музыкальный анализ послушанной части по схеме::

Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).

Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.)

Характер, настроение – (по словарю настроений)

Интонация – выразительные и изобразительные - выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.

Музыкальный жанр – простые - марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл).

Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз

Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный

Лад – минор, мажор.

Регистр – низкий, средний, высокий

Темп – быстро, умеренно, медленно.

Динамические оттенки – очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука ().

Музыкальная форма – одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5)

Тембр – окраска музыки (голос, инструменты). Исполнители: солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. Муз.инструменты.

VI. Закрепление изученного материала

- Почему это произведение мы считаем патриотическим?

- Что можно сказать о главном герое Иване Сусанине?

- Какой патриотический поступок он совершил?

- Что такое опера? Чем отличается от других жанров музыки.

V. Вокально-хоровая работа.

Распевание.

Разучивание песни.

VI. Рефлексия.

- О чем говорили на уроке? Что запомнилось? Что понравилось?

Ответьте на вопросы (записаны на доске)

Сегодня я узнал…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Я понял, что…

Оцените свою работу на уроке.