Сценарий конференции для воспитателей детского сада на тему «Патриотическое воспитание дошкольников по ФОП ДО»
Подготовила старший воспитатель
ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 8 «КОЛОСОК»
Г.О. СНЕЖНОЕ» ДНР
Попова О.А.
Слайд1. Вступление Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались на конференцию, посвященную важной теме – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках Федерального образовательного стандарта дошкольного образования (ФОП ДО). Эта тема актуальна, так как формирование у ребенка чувства любви к Родине начинается уже в раннем возрасте. Мы обсудим, какие методы и подходы наиболее эффективны при работе с детьми, а также поделимся опытом и идеями друг с другом.
Слайд 2. Первая часть: Теоретические аспекты патриотического воспитания
Уважаемые коллеги, давайте начнем с теоретических основ патриотического воспитания. Патриотизм – это чувство привязанности и преданности своей стране, своему народу, культуре и традициям. Это основа формирования гражданской позиции личности. В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования уделяется особое внимание нравственно-патриотическому воспитанию, которое направлено на развитие у детей уважения к истории и культуре своего народа, понимание ценности дружбы между народами и уважение к другим культурам.
Слайд 3. Вопросы для обсуждения:
1. Каковы цели и задачи патриотического воспитания в детском саду?
Слайд 4 (после ответа педагогов)
Ответ: Патриотическое воспитание в детском саду по ФОП (Федеральной образовательной программе дошкольного образования) направлено на формирование у детей основ гражданственности, любви к Родине, уважения к культурным традициям и истории своей страны. Основные цели и задачи патриотического воспитания включают:
Цели: -Формирование чувства привязанности и любви к родному дому, семье, детскому саду, городу/селу. Это основа для развития патриотизма – дети учатся ценить то, что их окружает, понимать важность своего места в мире.
-Воспитание уважительного отношения к природе родной местности. Через знакомство с природой родного края дети начинают осознавать ценность окружающей среды и необходимость её сохранения.
- Развитие интереса к культуре, традициям, обычаям своего народа. Дети знакомятся с народными праздниками, играми, сказками, что помогает им лучше понять свои корни и идентифицироваться со своим народом.
-Знакомство с историей и достижениями своей страны. На доступном уровне детям рассказывают о важных событиях в истории России, о выдающихся личностях, чтобы воспитать чувство гордости за свою страну.
Слайд 5. Задачи: -Создание условий для эмоционального восприятия детьми культурных ценностей. Важно, чтобы дети не просто получали информацию, но и переживали эмоции, связанные с культурой и историей своей страны.
-Активизация познавательной деятельности через игры, беседы, чтение литературы. В процессе игр и других видов активности дети глубже погружаются в тему, что способствует лучшему усвоению материала.
-Организация мероприятий, направленных на развитие у детей интереса к общественной жизни. Это могут быть праздники, экскурсии, встречи с интересными людьми, что позволяет детям почувствовать себя частью общества.
- Взаимодействие с родителями и другими социальными институтами. Родители играют важную роль в патриотическом воспитании, поэтому важно привлекать их к участию в мероприятиях детского сада.
Таким образом, патриотическое воспитание в дошкольных учреждениях является важным элементом общего образовательного процесса, направленным на формирование гармоничной личности, любящей и уважающей свою Родину.
Слайд 6. 2. Какие элементы культуры и традиций могут быть использованы в образовательной деятельности?
Слайд 7. (После ответа педагогов) В рамках реализации ФОП (Федеральной образовательной программы) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), используются различные элементы культуры и традиций, направленные на всестороннее развитие ребенка. Вот некоторые примеры таких элементов:
- Народная музыка и песни - Пение народных песен, колыбельных, потешек. - Слушание музыкальных произведений, основанных на русских мелодиях. - Использование музыкальных инструментов народного происхождения (например, балалайка, гармонь).
-Фольклор и сказки - Чтение русских народных сказок и былин. - Рассказывание сказок педагогами и самими детьми. - Организация театрализованных представлений по мотивам народных сказаний.
-Традиционные народные праздники - Проведение праздников, связанных с календарными обрядовыми датами (Масленица, Пасха, День Ивана Купала и др.). - Участие детей в праздничных обрядах и играх.
- Русские народные танцы и хороводы. Обучение простым движениям народных танцев. Выполнение коллективных танцевальных номеров на утренниках и праздниках.
- Ремесла и декоративно-прикладное искусство Изготовление поделок в стиле традиционных ремесел (гжель, хохлома, матрешки). Лепка из глины, резьба по дереву, вышивка, плетение из лозы.
- Этнографические элементы: -Знакомство с национальными костюмами разных регионов России. Посещение музеев и выставок, посвященных народной культуре.
Праздники и традиции семьи. Создание семейных альбомов, где дети вместе с родителями собирают фотографии и рассказы о своих предках. Совместные мероприятия с участием родителей, такие как семейные вечера, выставки творческих работ.
- Кулинарные традиции: Приготовление блюд национальной кухни совместно с родителями. Дегустация традиционных угощений на тематических праздниках (блины на Масленицу, куличи на Пасху).
-Игры и забавы Игры, характерные для различных регионов России (лапта, городки, жмурки). Народные подвижные игры, развивающие ловкость и координацию движений. Эти элементы помогают ребенку не только познакомиться с культурным наследием своей страны, но и развить творческие способности, коммуникативные навыки, уважение к традициям и истории.
Слайд 8. 3. Как интегрировать патриотическое воспитание в повседневную жизнь группы?
Слайд 9. (после ответов педагогов) Интеграция патриотического воспитания в повседневную жизнь группы предполагает использование разнообразных методов и подходов, которые позволяют сделать этот процесс естественным и интересным для детей. Например:
- Создание предметно-развивающей среды - Оформление уголков, посвящённых русской культуре и традициям: книги, игрушки, национальные костюмы, предметы быта. - Размещение фотографий достопримечательностей, природных ландшафтов России, портретов известных людей. - Подбор дидактических материалов, иллюстрирующих историю и культуру страны.
-Использование игровой деятельности - Проведение ролевых игр, связанных с историческими событиями или традициями («Мы – защитники Отечества», «Как жили наши предки»). - Организация сюжетно-ролевых игр, отражающих общественные процессы и события (например, выборы президента, празднование Дня Победы). - Игра в народные игры и забавы, характерные для разных регионов России.
- Проведение бесед и обсуждений - Регулярные беседы о значимых событиях в истории России, о выдающихся людях, о природном богатстве страны. - Обсуждение семейных традиций и обычаев, связанных с патриотизмом. - Чтение книг и обсуждение тем, связанных с любовью к родине, уважением к старшим поколениям.
-Участие в праздничных мероприятиях - Ежегодное участие в празднованиях государственных праздников (День Победы, День России, День народного единства). - Проведение тематических утренников, посвященных значимым датам и событиям. - Организованные выезды на городские мероприятия, посвящённые патриотическим темам.
-Экскурсии и прогулки - Экскурсии в музеи, исторические места, парки и скверы, имеющие значение для города или региона. - Прогулки по улицам города с рассказами о его истории и достопримечательностях. - Посещения мемориалов и памятников героям войны и труда.
-Творческая деятельность - Рисование картин на темы природы России, исторических событий, национальных костюмов. - Лепка фигурок животных, характерных для российской фауны, создание макетов архитектурных сооружений. - Изготовление поделок в стиле народных промыслов (матрешку, гжельскую посуду, хохлому).
-Музыкальное воспитание - Прослушивание и исполнение патриотических песен, гимнов, народных мелодий. - Танцы под русские народные мотивы, изучение движений народных танцев. - Музыкальные занятия, включающие игру на народных инструментах.
- Работа с родителями - Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий, связанных с культурой и традициями. - Совместные проекты, где родители и дети создают альбомы, презентации, выставки, посвященные истории семьи и стране. - Родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы патриотического воспитания и даются рекомендации по поддержке этой работы дома.
-Проектная деятельность - Реализация проектов, связанных с изучением истории родного края, природы, традиций. - Создание мини-музеев внутри группы, где дети могут представить результаты своих исследований. - Презентация проектов перед сверстниками и родителями.
Интеграция патриотического воспитания в повседневную жизнь группы детей требует комплексного подхода, который включает разнообразные формы работы: от создания предметно-развивающей среды до проведения специальных мероприятий и экскурсий. Важно, чтобы каждый элемент был доступен и интересен детям, способствовал развитию их чувств и понимания важности культурного наследия и истории своей страны.
Слайд 10. Вторая часть: Практическая реализация патриотического воспитания
Докладчик 2: Теперь перейдем к практическим аспектам. Воспитатели играют ключевую роль в формировании у детей интереса к окружающему миру, природе, людям и событиям. Важно использовать разнообразные формы работы: игры, экскурсии, чтение книг, просмотр мультфильмов, проведение праздников и тематических занятий.
Например:
- Экскурсии в музеи, парки, исторические места.
- Проведение дней национальной кухни, где дети знакомятся с блюдами разных народов.
- Организация выставок детских рисунков на темы природы, города, страны.
- Театрализованные представления на основе русских народных сказок и былин. Практикум: Давайте попробуем вместе разработать план проведения мероприятий по патриотическому воспитанию в детском саду. Для этого разделимся на команды. Выберите по карточке и найдите участников с такими же карточками (педагоги выбирают карточку с изображением праздника (День Победы или 23 февраля), карточки перевернуты рисунком вниз.
Теперь подумайте:
-Что бы вы включили в программу?
-Какие мероприятия будут интересны детям?
Каждая команда составит план мероприятий: 1 – к празднованию Дня Победы, 2 – к празднованию Дня защитника Отечества. (составляют план)
Третья часть: Опыт коллег и обмен идеями
Модератор: А теперь давайте послушаем опыт наших коллег. Кто хочет поделиться своими успехами и трудностями в реализации патриотического воспитания?
Выступления участников:
Рассказ воспитателей о проведении проекта по патриотическому воспитанию
Обсуждение:
В своем выступлении (Ф.И.О.) представила проект, реализованный в нашем детском саду. Есть вопросы к выступающему?
- Расскажите о том, как дети реагировали на определенные мероприятия или задания.
- Опишите изменения в поведении и отношении детей после участия в проекте.
Теперь давайте обсудим,
- Какие аспекты этого проекта кажутся вам наиболее важными и актуальными?
- Возможно, у кого-то есть опыт или идеи, которыми хотелось бы поделиться?"
Описание опыта организации праздника "День народного единства".
Обсуждение: (Ф.И.О.) рассказала нам о своем опыте организации праздника "День народного единства". Она постаралась сделать его ярким и запоминающимся событием для всех участников. Но, конечно, всегда есть возможность улучшить организацию подобных мероприятий. Я хотела бы услышать ваши мнения и предложения. Может быть, у кого-то есть интересные идеи или опыт, которым хотелось бы поделиться?"
3. Примеры использования интерактивных технологий в патриотическом воспитании.
Обсуждение: Сейчас мы рассмотрели, как интерактивные технологии могут способствовать формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста." - "Мы увидели, что современные цифровые средства могут стать мощным инструментом для передачи знаний о культуре, истории и традициях нашей страны."
Но мне было бы интересно узнать ваше мнение.
Какой из представленных примеров показался вам наиболее интересным и почему?
Как вы считаете, насколько эффективны эти методы в формировании патриотических чувств у маленьких детей?
Есть ли у вас собственные идеи или опыт, которым вы хотели бы поделиться?"
4. Роль семьи и общества в формировании патриотических чувств у детей. "Итак, мы увидели какую важную роль играют семья и общество в формировании патриотических чувств у наших детей. А теперь давайте перейдем к обсуждению.
Как вы думаете, что может быть сделано дополнительно для усиления этой связи между семьей и обществом?
Возможно, у кого-то есть интересный опыт или идея, которой он хотел бы поделиться?
Какие личные примеры из вашего детства помогли вам сформировать любовь к Родине?
Обсуждение: После каждого выступления модератор задает вопросы участникам и открывает обсуждение, чтобы все могли высказать свои мысли и предложения. Заключение
Рефлексия: Участники заполняют анкеты обратной связи, где оценивают полезность конференции и предлагают темы для будущих встреч.
Ведущий: Уважаемые коллеги, наша конференция подходит к концу. Мы обсудили важные аспекты патриотического воспитания, поделились опытом и нашли новые идеи для работы. Помните, что каждый ребенок уникален, и важно подходить к нему индивидуально, учитывая его интересы и способности. Спасибо всем за участие!
Задание:
1. Подготовиться и провести Фестиваль проектов по патриотическому воспитанию. (апрель-май);
2. Изучить современную широко применяемую в России педагогическую технологию «Река времени», которая позволяет детям дошкольного возраста легко в доступной для них форме изучать исторические события.
Анкета обратной связи
Уважаемые коллеги, благодарим вас за участие в конференции «Патриотическое воспитание дошкольников по ФОП ДО».
Чтобы улучшить качество наших последующих мероприятий, просим вас заполнить эту анкету обратной связи. Ваши ответы помогут нам учесть ваши пожелания и сделать будущие встречи еще более полезными и интересными.
1. Оцените, пожалуйста, общую организацию конференции:
- Отличная - Хорошая - Удовлетворительная - Плохая
2. Насколько полезной оказалась информация, представленная на конференции?
- Очень полезна - Полезна - Мало пользы - Совсем бесполезна
3. Какой из докладов был для вас самым интересным? ___________________
__________________________________________________________________
4. Какие практические рекомендации и идеи вы планируете внедрить в свою работу после участия в конференции? ________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Есть ли у вас замечания или предложения по улучшению формата и содержания подобных мероприятий? _________________________________
__________________________________________________________________
6. Предложите темы для будущих конференций: ________________________
__________________________________________________________________
7. Хотели бы вы участвовать в подобных мероприятиях в будущем?
- Да - Нет - Возможно
Приложение 1.
Анкета обратной связи
Уважаемые коллеги, благодарим вас за участие в
конференции «Патриотическое воспитание дошкольников по ФОП ДО».
Чтобы улучшить качество наших последующих мероприятий, просим вас заполнить эту анкету обратной связи. Ваши ответы помогут нам учесть ваши пожелания и сделать будущие встречи еще более полезными и интересными.
1. Оцените, пожалуйста, общую организацию конференции:
- Отличная - Хорошая - Удовлетворительная - Плохая
2. Насколько полезной оказалась информация, представленная на конференции?
- Очень полезна - Полезна - Мало пользы -Совсем бесполезна
3. Какой из докладов был для вас самым интересным? ________________
_______________________________________________________________
4. Какие практические рекомендации и идеи вы планируете внедрить в свою работу после участия в конференции? ________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
5. Есть ли у вас замечания или предложения по улучшению формата и содержания подобных мероприятий? ______________________________
_______________________________________________________________
6. Предложите темы для будущих конференций: ____________________
_______________________________________________________________
7. Хотели бы вы участвовать в подобных мероприятиях в будущем?
- Да - Нет - Возможно