«Патриотическое воспитание школьников . »
Выполнила: Дохтаренко Валентина Владимировна
«Россия…как из песни слово, Берёзок юная листва, Кругом леса, поля и реки Раздолье, русская душа. Люблю тебя моя Россия! За ясный свет твоих очей! За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей, Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть! Люблю всё то, что называют Одним широким словом Русь» С. Васильев.
Проблема нравственно-патриотического воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.
Современный мир агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влияние на детскую психику детей, их нравственность и духовный мир.
Каждый год в школу приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя и куклах Монстр Хай. Во многих странах мира, а также в России вырос огромный интерес у детей к серии кукол Монстр Хай. Родители, психологи, общественные деятели забили тревогу: «Чему могут научить детей игры с монстрами, оборотнями и вампирами?». С просьбой о проведении экспертизы на предмет вредного психологического влияния на детей обратились к уполномоченному по защите прав ребенка Павлу Астахову.
- Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей школьного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание школьника.
Задачи патриотического воспитания
— воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, школе , улице, городу, селу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Работа по патриотическому воспитанию с детьми ведётся в нескольких направлениях:
- Духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, макетов, занятия в музее);
- Воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
- Культурно-познавательное (экскурсии, встречи с интересными людьми);
- Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация посильного труда детей).
В.В. Путин отметил
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе.»
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма школьников необходимы следующие
педагогические условия:
- эвристическая среда в школе и в семье,
- тесное сотрудничество учителей с членами семьи,
- подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для школьника полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.
Тесное сотрудничество педагогов с членами семьи:
- установление доверительных деловых контактов с семьями учеников;
- обеспечение родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучение их способам общения с ребенком; - обеспечение регулярного взаимодействия детей, педагогов и родителей;
- вовлечение членов семьи в педагогический процесс;
- создании в школе и семье предметной развивающей среды.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает
наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) я прививаю детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т.д.
Важно подвести ученика к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
- Родители принесли фотографии родных, участников ВОВ, взрослые, при встрече с школьниками, с восхищением рассказывали о родственниках защищавших Родину от врагов, чтобы дети понимали значимость слов «они защищали Родину »…
Каждый год накануне Дня Победы в нашей школе проводятся мероприятия, посвященные Победе нашего народа в Великой Отечественной войне.
В прошлом году в связи с празднованием 70 - летия Победы народа в Великой Отечественной войне я сделала акцент на это направление в патриотическом воспитании учеников.
В моём классе был разработан проект «Этих дней не смолкнет слава».
Я и мои ученики принимали активное участие при закладке «Аллеи памяти» 25 сентября 2013 года. Каждое дерево, посаженное школьниками, напоминает им о рассказах про освобождение Смоленщины. Отечество наше сильное, непобедимое, великое. Ребята пока ещё маленькие – должны беречь каждый куст, каждое дерево.
Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов войны и нравственного отношения к ним.
На таких экскурсиях я познакомила детей с биографией Героя Советского Союза Ивана Тихоновича Гришина, чьё имя носит наша школа.
Мои ученики принимают активное участие в подготовке и проведению праздничного концерта для ветеранов и тружеников тыла, участвуют «конкурсе стихов о Победе».
В тесном сотрудничестве с библиотекой Липовского сельского поселения и представителями районной библиотеки имени «Н.И.Рыленкого» проходила акция «Читаем детям о войне», где мои воспитанники читали лучшие стихи о войне.
В моём классе был оформлен уголок Славы, в котором сосредоточены наборы открыток о героях Великой Отечественной войны, альбомы с изображением орденов и медалей, о городах-героях, картинки с изображением военной техники, фрагментов сражения, детские рисунки на военную тематику.
Были проведены занятия: “Их имен не смолкнет слава”, “Города – герои”, “Дети и война”, В группе вместе с детьми и родителями был оформлен стенд «Я помню, я горжусь».
Взаимосвязь с родителями
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если школа установит тесную связь с семьёй. Я в своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников школьного учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
В процессе реализации задач можно получить следующие результаты:
- - повысить уровень развития школьников;
- - обеспечить комплексный подход к развитию патриотических чувств у школьников;
- - повысить познавательный интерес у учеников к родному краю, к своей стране;
- - повысить значимость патриотического воспитания в глазах родителей учеников .
В нашей школе дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии, мы закладываем духовно-нравственные основы личности, даем жизненные ориентиры, формируем совестливого и неравнодушного человека, и рано или поздно, мы верим, что посеянные зерна дадут о себе знать! Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и достижения ребенка.
«Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; …самое главное - открывать глаза на дорогое и родное".
В.А. Сухомлинский.