СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пед ситуация для ОВЗ дэмо

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пед ситуация для ОВЗ дэмо»

Анализ педагогической ситуации


ФИО студента:

Проблема, отраженная в педагогической ситуации: Систематическое невыполнение учеником домашних заданий (забывание тетради), что свидетельствует о несформированной учебной мотивации, недостаточной саморегуляции и возможных когнитивных нарушениях, актуальных для детей с ОВЗ (ЗПР, СДВГ, расстройства поведения и внимания).

Задачи по решению данной проблемы:

  1. Выявить причину повторяющегося поведения (медицинская, психологическая, семейная).

  2. Обеспечить поддержку ученика в развитии навыков организации учебной деятельности.

  3. Сформировать у родителей ответственное отношение к ежедневному контролю.

  4. Подобрать щадящие, но эффективные педагогические приемы, учитывающие возможности ребенка.

Варианты решения проблемы:

  1. Организация памятки-дневника: завести визуальный ежедневник с цветными символами (например, "тетрадь", "д/з", "карандаши"), который ученик будет заполнять вместе с учителем или родителем в конце урока.

  2. Индивидуальные напоминания: ежедневное напоминание от классного руководителя или тьютора (если есть), например, через карточки или пиктограммы.

  3. Поддерживающее поощрение: введение системы жетонов или стикеров за каждый день, когда тетрадь была принесена. 5 жетонов — похвала, наклейка или игровая награда.

  4. Упрощение объема домашних заданий: минимизировать количество заданий до 1–2 посильных, чтобы формировать успех и снизить тревожность.

  5. Консультация школьного психолога или логопеда: для определения уровня развития произвольной регуляции и памяти.

Прогнозирование развития ситуации с учетом предложенных вариантов

решения проблемы:

При использовании комплекса поддерживающих мер, адаптированных под возможности ученика с ОВЗ, велика вероятность формирования более устойчивого поведения:

  • ребёнок начнёт помнить о заданиях;

  • повысится уровень учебной мотивации;

  • уменьшится тревожность по поводу наказаний за забывчивость;

  • наладится сотрудничество между учителем, учеником и родителями.

При отсутствии системной поддержки — проблема может закрепиться, перейдя в форму школьной дезадаптации.

Рекомендации для родителей (законных представителей) по указанной

педагогической проблеме:

  1. Понимайте, что ребёнок с ОВЗ может забывать домашние задания и тетради не из-за лени или упрямства, а по причине особенностей памяти, внимания, слабой саморегуляции и повышенной утомляемости. Воспринимайте это как естественные трудности, требующие системной поддержки.

  2. Сохраняйте спокойный, доброжелательный тон. Избегайте упрёков и наказаний — вместо этого предлагайте помощь, хвалите за старание и поддерживайте позитивный настрой. Говорите ребёнку: «Ты можешь! Главное — не бояться ошибаться».

  3. Каждый вечер собирайте портфель вместе с ребёнком. Делайте это в форме совместного, приятного ритуала. Используйте визуальный список предметов (например, на холодильнике), включающий учебники, тетради, пенал, спортивную форму, дневник и домашние задания. Лучше, если список будет с пиктограммами или картинками.

  4. Ежедневная проверка рюкзака и заданий должна быть не контролем, а частью домашнего порядка. Важно, чтобы ребёнок не чувствовал давления, а воспринимал это как заботу и помощь.

  5. Организуйте индивидуальную систему визуального планирования («помогатор»): табличку, блокнот, доску, где ребёнок сам (или с вашей помощью) будет отмечать, что задано и что нужно взять. Это развивает самостоятельность, снижает тревожность и помогает ребёнку ориентироваться в заданиях.

  6. Используйте систему положительного подкрепления. За каждый день, когда ребёнок не забыл тетрадь или сделал задание, можно дать жетон, наклейку или просто записать «смайлик» в дневник. За 5–7 успешных дней подряд — небольшая награда (выбор книги, совместная игра, любимое занятие и т.д.). Поощряйте не только результат, но и приложенные усилия.

  7. Следите за объёмом домашних заданий. Если вы замечаете, что выполнение вызывает перегрузку, обратитесь к учителю с просьбой адаптировать объём или предложить частичное выполнение. Даже одно выполненное задание — уже шаг к самостоятельности.

  8. Поддерживайте постоянную связь с педагогами: классным руководителем, тьютором, школьным психологом. Сообщайте об успехах и сложностях, уточняйте, какие подходы эффективны в классе. Если у ребёнка есть заключение ПМПК — обязательно передайте его в школу.

  9. При наличии рекомендаций специалистов (ПМПК, ПМПк), старайтесь следовать им последовательно: используйте, например, тьюторское сопровождение, щадящий режим дня, индивидуализированные задания и прочие меры, рекомендованные для вашего ребёнка.

  10. Формируйте дома атмосферу принятия и понимания. Давайте понять ребёнку, что ошибки — это естественная часть учёбы, и что рядом всегда есть взрослый, готовый поддержать. Эмоциональная безопасность — важнейшее условие для успешного обучения детей с ОВЗ.

  11. Использование буклета «Садимся за работу с полезными советами для родителей.


«Советы родителям»













Домашний ритуал сборов

Ваш ребенок говорит:

«Я снова забыл(а) тетрадь…»,

«Забыл(а) сделать домашнее задание…» — и так каждый день.


Это не лень, не вызов взрослым, а часто —


  • недостаточно развитая память,

  • слабая саморегуляция,

  • проблемы с организацией.



«Листок-помогатор» или дневник с пиктограммами

Почему это важно?

  • Привычка забывать мешает успешной учебе

  • Ухудшается самооценка

  • У ребёнка возникает страх перед школой

  • Формируется «ярлык» невнимательного ученика

Эту проблему можно решить — вместе! Что может помочь?

Система поощрений

Выделите 10 минут каждый вечер: собирайте портфель вместе.

Используйте список на холодильнике:

Тетради

Учебники

Домашнее задание

Пенал

Спортивная форма



Вместе заполняется таблица:

День

Что нужно взять?

Взял?

Сделал?

Пн

Русский, математика

Вт

Русский, литература



Ср

Окружающий мир, математика



Чт




За каждый день без «забывания» — жетон или наклейка
За 5 жетонов — мини-награда (наклейка, рисование, настольная игра)
Важно:
поощряем даже малейший успех!

  • Не сравнивайте с другими

  • Говорите: «Ты не один, я рядом»

  • Помогайте не наказанием, а структурой и спокойствием

  • Учим ребёнка хвалить себя сам: «Сегодня я не забыл!»

Помните:

Без криков — с поддержкой

"Самостоятельность — это не когда ребёнок делает всё один, а когда он знает, к кому и как обратиться за помощью."





  • Делайте из рутин — игру

  • Включайте ребёнка в процесс (приклеить стикеры, нарисовать список вещей)

  • Делайте перерывы, если у ребёнка усталость

  • Не ждите быстрых результатов — формирование устойчивых навыков требует времени и поддержки

















"Садимся за уроки"