Данилина Яна Юрьевна
Педагогическая этика учителя и её особенности в работе с обучающимися специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Педагогическая этика — это не только принципы педагогической морали, но и её категории, моральные ценности.
Моральные ценности - это система представлений о добре и зле, справедливости, чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей, социальной значимости их деятельности и отношений в обществе.
К этим понятиям относятся, прежде всего, такие как профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и достоинство, педагогический авторитет. «Личность учителя — краеугольный камень воспитания. Всё, что осуществляется в процессе воспитательной работы: формирование взглядов, убеждений, идеалов, мировозрения, интересов, увлечений - всё, как в фокусе, сходится в личности педагога. В нем преломляются общественные, политические, нравственные, эстетические идеи, истины, воззрения. Все это, только пройдя через его личный мир, отражается в воспитании, повторяется в нем на высшей основе», - говорил В.А.Сухомлинский.
Педагогическая этика — это совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у учителя с теми людьми и учреждениями, по отношению, к которым он имеет профессиональные обязанности. На основании такого подхода целесообразнее всего рассматривать нравственные отношения в наиболее четко выделяющихся подсистемах: “учитель — ученик“, “учитель — педагогический коллектив” “учитель — родители учащихся”. При таком выделении подсистем можно более четко проследить особенности нравственных отношений по их качественным признакам, субъективно — объективным и др.
Взаимопомощь и взаимодоверие в педагогическом коллективе являются одним из определяющих условий профессионального роста и нормального развития нравственных отношений. Проявляются они в постоянном обмене информацией, почерпнутой из педагогической, методической и другой литературы, в обмене опытом, “находками” в процессе педагогического труда.
Одной из причин конфликта в педагогическом коллективе может оказаться профессиональный эгоизм. Сущность его в том, что узкопрофессиональные интересы учитель ставит превыше всего, не считаясь с коллективными интересами. Это борьба за авторитет среди учителей, завышенная самооценка учителя и др. - все это катализатор нарушения и разрушения нравственных отношений в педагогическом коллективе, показатель нездорового нравственно — психологического климата.
Критика - острейший инструмент воспитания и эффективный инструмент воспитания регулирования нравственно — психологического климата. Поэтому им нужно пользоваться осторожно. Некорректно высказанное замечание, необъективная критика недостатков могут надолго испортить взаимоотношения между педагогами, продлить психическое напряжение, подавленное настроение, причем не только у того, кому она адресована, а порою у всего коллектива. В атмосфере бережного отношения к учителю рождаются мастера педагогического труда, составляющие костяк коллектива. Педагогическая этика считает правильной критику, которая направлена на недостаток, а не на его носителя — личность, критику, которая проникнута заботой об улучшении дел и поведения человека.
Учитель- это, прежде всего, образец подражания для учеников. Следовательно, его взаимоотношения с коллегами должны соответствовать нормам педагогического такта и педагогической этики. Педагог школы VIII вида должен:
- быть вежливым (следить за речью, тоном, мимикой, жестами, не проявлять отрицательных эмоций);
- быть готовым к взаимопомощи (в условиях школы VIII вида взаимопомощь является необходимым условием и успешного обучения детей, и построения положительных отношений в коллективе);
- сотрудничать с коллегами, обмениваясь опытом, знаниями в сфере педагогической деятельности (изучать и пропагандировать прогрессивные методики, приемы, творческие моменты);
- поддерживать авторитет друг друга;
- быть критичным (уметь тактично указать коллеге на его ошибку);
- соблюдать единство требований, выработанных в данном педагогическом коллективе;
- быть доброжелательным и великодушным к коллегам, не отказывать в помощи;
- обладать сдержанностью, терпимостью;
- быть коммуникабельным.
Соблюдение перечисленных параметров способствует созданию нормальной рабочей атмосферы в трудовом коллективе, создает необходимые предпосылки для успешной самореализации учителя в школе VIII вида, что в конечном итоге приводит к повышению результативности учебно- воспитательного процесса.
Правила педагогического такта
Существует немало приёмов, пользуясь которыми, педагог ,не нарушая педагогического такта ,добивается установления этически правильных взаимоотношений с воспитанниками и тем самым добивается эффективного общения. Некоторые из них можно назвать правилами педагогического такта и сформулировать следующим образом:
. воспитывать учащегося – это значит « крепко держать его в руках», воспитание, основанное преимущественно на методах принуждения, всегда чревато негативными последствиями; подавление воли воспитанника никогда не способствует формированию чувства уважения к наставнику;
Никогда нельзя употреблять в разговоре с воспитанником выражений, оскорбляющих его человеческое достоинство;
Учителю не следует прибегать к угрозам, практически невыполнимым;
Необходимо владеть своими чувствами и управлять эмоциями даже в острых конфликтных ситуациях;
Обида на воспитанника не должна быть долговременной и мелкой;
Никогда не следует сетовать на отсутствие уважения воспитанника и высказывать ему об этом, уважение нужно заслужить своим поведением.;
Ни в коем случае нельзя подчеркивать преимущество своего положения; чем больше учитель подчеркивает свое превосходство перед учеником, тем меньшее ученик доверяет ему ,советуется с ним ,прислушивается к его требованиям;
Если учитель чувствует и осознаёт, что он оказался по стечению обстоятельств виноватым перед своим воспитанником, он обязательно должен извиниться, это в большей мере смягчает его положение;
Педагог никогда не должен «одёргивать» своего ученика, когда последний говорит неприятные для него факты; он и обязан выслушивать и горькую правду ,не теряя при этом самообладания ;
Никогда не следует напоминать ученику о его физических недостатках (если они есть);
не следует часто говорить и о приобретенных им недостатках ,если они осознаются самим учащимся;
целесообразнее быть более щедрым на похвалу, чем на осуждение;
всегда ,при любых обстоятельствах ,необходимо поддерживать педагогическую уравновешенность во всех своих суждениях и действиях;
в работе с учащимися следует соблюдать дистанцию, не допускающую фамильярности со стороны воспитанника;
учителю следует всегда стараться разряжать натянутую обстановку (если она сложилась),не навязывая своей воли и не используя положения старше
го.