Духовно-нравственное развитие и воспитание - основа формирования личности гражданина и патриота России.
2 сл. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: "Обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской федерации. Таким образом, духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образование призвано обеспечить принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей, следования им в жизни».
В духовно - нравственном воспитании обучающихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей
Мой многолетний опыт работы учителя начальных классов в МКОУ Останинской ОШ привёл к мысли, что такое важное направление как воспитание подрастающего человека – патриота ослаблено. Школа должна ориентировать детей на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать знания и энергию на благо Родины.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.
3 сл. В рамках новых стандартов усилилась воспитательная составляющая образования. В моей работе это всегда носило приоритетный характер. За многие годы сложилась система воспитательной работы, в которой значительное место занимало духовно-нравственное направление. Но если ранее, определяла критерии результативности воспитательной работы исходя из собственной системы ценностей, своего видения нравственного идеала, то теперь эта работа направлена на достижение модели выпускника начального общего образования средней школы, которая отвечает требованиям ФГОС. Выпускник начальной школы обладает такими качествами, как:
Любознательный, активно познающий мир;
Владеет основами умения учиться;
Знает свою родословную, любит свой дом и малую родину;
Доброжелательный, коммуникативный, толерантный;
Осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни;
Готов отвечать за свои поступки перед семьей, школой, товарищами.
4 сл. Цель духовно-нравственного развития и воспитания:
Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
5 сл. Необходимым условием формирования духовно - нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст обучающихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.
6 сл. Для работы с детьми в своей работе использую различные формы:
классные часы;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
конкурсы, выставки;
соревнования;
экскурсии;
трудовые дела;
уроки мужества, гражданственности.
7 сл. Развитие ребенка, в том числе его системы нравственных ценностей, происходит только в деятельности. Необходимо было найти такое коллективно-творческое дело, которое бы было социально значимым для каждого ребенка, интересным и адекватным их возможностям. В классе надо было создать такой уклад школьной жизни, в котором они активно действуют, проживают ситуации, заставляющие их думать, сопереживать, сотворчествовать, сорадоваться.
Перед о мной стояла проблема, как в условиях нарастающей жестокости и агрессивности в мире, занятости родителей экономическим выживанием, воспитать добрых и отзывчивых, любознательных и коммуникативных, толерантных и активных детей. Как научить их видеть и решать проблемы окружающей действительности, подготовить ученика, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей в целом – это одна из моих педагогических задач моей деятельности. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящие в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу.
8 сл. Азы большой работы по воспитанию духовности начинаются в начальной школе, именно здесь закладывается фундамент будущей личности. Ребенок в школе развивается в процессе разнообразной учебно-воспитательной деятельности: на уроках, в игре, в труде, в процессе взаимоотношений с окружающими».
Так, например, знакомлю детей с пословицами, поговорками, объясняю нравственный смысл пословиц и поговорок. Дети, путем подбора интересных примеров, усваивают правила русского языка, расширяют свой словарный запас.
9 сл. Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь.
10 сл. Приступая к изучению рассказа «Наше Отечество» К.Д. Ушинского в 1 классе, первым делом знакомлю детей с понятиями слов Россия, Родина, Отечество, мать, матушка. Затем приступаю к их смысловым значениям: почему мы Россию называем Отечеством? Потому что в ней испокон веков жили наши деды и отцы. Почему мы зовем Россию Родиной? Потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, все в ней для нас родное. Почему Россию называем матерью, матушкой? Потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своим водами, научила своему языку и, как мать, она защищает нас от врагов. И пока мы с Родиной, мы счастливы. А если останемся без нее, то жизнь даже самая изобильная, станет призрачной и обесцененной.
11сл. Целью моей воспитательной работы как классного руководителя- помощь обучающимся в определении духовно-нравственных ценностей, жизненных и профессиональных перспектив через самопознание и создание ситуаций выбора.
12 сл. Работа по духовно-нравственному развитию и воспитанию реализуется через организацию классных часов, конкурсов, игр, проектов, внеклассных мероприятий. Через совместную деятельность родители могут увидеть, как учится и развивается их ребенок в коллективе, перестают относиться к школе , как посторонние наблюдатели.
13 сл. Работа ведётся по направлениям:
Гражданско-патриотическое воспитание.
Система мероприятий направленны на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Готовясь к проведению празднования дня Победы в последнем учебном году, где я выпускала 4 класс, провела я среди этих обучающихся мини-опрос из трех вопросов:
Что такое патриотизм?
Кто такой патриот?
Считаешь ли ты себя патриотом?
Ответы обучающихся превзошли мои ожидания, рассеяли опасения, что дети не имеют представления о патриотизме.
Почти все обучающиеся 4-го класса, ответили, что патриотизм - это любовь к Родине, готовность встать на ее защиту. Патриот - это человек, любящий свою Родину, готовый ее защищать, отдать за нее жизнь. И многие назвали себя патриотами, потому что они любят свою Родину. Вот ответы некоторых ребят:
Патриотизм - любовь к родине, когда человек, способен совершить подвиг на благо Родине своей.
Я считаю себя патриотом, потому что я живу на своей Родине.
Для проверки эффективности гражданско-патриотического воспитания проводилось анкетирование на:
- знание символики края, страны – 80 %
- знание истории района - 60 %
- знание истории Новосибирской области – 60 %
Мой опыт работы показывает, что патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание, и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество, рассвет. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе.
14 сл. Неоценимое значение в воспитании патриотических чувств имеют экскурсии к памятнику неизвестного солдата. После таких экскурсий дети не остаются равнодушными. Десятки вопросов – самых неожиданных и разнообразных, рождаются в умах и душах детей.
В преддверии Дня Победы дети готовились к конкурсу чтецов, учили стихи на тему « По дорогам войны», делали открытки и рисунки на военную тему.
15 сл. Мои ребята принимали участие в митингах, посвященных Дню Победы, в акции «Бессмертный полк».
16 сл. В преддверии празднования Защитника Отечества ребятами в школе был оформлен стенд «Отчизны верные сыны», где они собирали информацию о своих родственниках: братьев, отцов, дедов. Каждый рассказал о прохождении их службы.
17 сл. Проходили встречи с тружениками тыла ВОВ и ветеранами труда.
18 сл. Нравственное и духовное воспитание:
Обучающиеся учаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
19 сл. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству. Приобщение обучающихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни. Трудовые десанты на территории школы.
20 сл. Интеллектуальное воспитание. Развитие индивидуальных, особенностей обучающихся внутри классные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников. Посещение сельской библиотеки.
21 сл. Здоровьесберегающее воспитание. У обучающихся формируются умения и навыки санитарно - гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.
22 сл. Сфера социокультурного и медиакультурного воспитания:
Формируется у обучающихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта; формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей.
23 сл. Культуротворческое и эстетическое воспитание:
Обучающиеся знакомятся основными направлениями эстетической культуры.
Получат возможность для развития художественных способностей и эстетического вкуса.
24 сл. Правовое воспитание и культура безопасности:
Обучающиеся получают первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека; первоначальные умения отвечать за свои поступки, достигать общественного согласия по вопросам школьной жизни; элементарный опыт ответственного социального поведения, реализации прав школьника; первоначальный опыт общественного школьного самоуправления
25 сл. Экологическое воспитание:
Обучающиеся получают первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.
26 сл. Спортивно-оздоровительное: Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.
27-28 сл. Также дети, под моим руководством участвуют в районных конкурсах проектных и исследовательских работ «Фестиваль новых идей», где занимают призовые места. Одним из которых был творческий проект «Словарь диалектных слов села Останинки», где девочка заняла 2-е место. Она собрала около 150 слов местного диалекта.
29 сл. Проектная и исследовательская деятельность:
В результате реализации проектов ребята получают самый главный
результат – доверие друг к другу, доверие к педагогу, выработка общих позиций по отношению к одноклассникам и задачам коллектива, преодоление отстранённости семей от школьных дел.
30 сл. В конце каждого учебного года я подвожу итоги, было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предлагаю детям анкету. Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными и больше всего запомнились?” Ребята перечислили много мероприятий, проведенных за год, а те ребята, которые пришли вновь, написали: “Я узнала, что в школе можно не скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя наши дела?” дети написали, что они научились любить Родину, своё село, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.
Все эти годы я наблюдала, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договариваться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
31 сл. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».
Хочется верить, что именно школа и педагог посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для них школой «воспитания добрых чувств» и наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.