Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Елабужский институт (филиал)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ М. МОНТЕССОРИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Направление: педагогика
Автор:
Хасанова ДиляраФлюсовна,
студентка 4 курса
Руководитель:
Асхадуллина Наиля Нургаяновна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики
Елабуга, 2020
ВВЕДЕНИЕ
Образовательная парадигма XXI века, основными чертами которой становятся «опережающий характер, гуманизация, непрерывность, развивающее, социально ответственное, личностно ориентированное образование» [10], безусловно, основывается на принципе гуманизма [11]. Однако на сегодняшний день парадигма образования, по мнению И.М. Ильинского, «реализует в основном механистический (линейный, предопределенный) характер развития общества и науки, строится на принципах оптимизации, интенсификации, унификации учебного процесса, типизации и стандартизации учебных планов и программ» [5, с. 223]. В связи с чем в образовании не уделяется должного внимания идее о том, что воспитательная сторона педагогического взаимодействия есть ценностная составляющая труда учителя в формировании социально ответственной личности, способной осознавать окружающую действительность и использовать свой потенциал в созидании общественных благ.
Воспитание духовно-нравственной личности происходит еще с момента внутриутробного развития, а с появлением младенца на свет необходимо создать ему такие условия, в которых он сможет не просто учиться, а познавать окружающий мир в деятельности, что позволит ему в дальнейшем успешно адаптироваться в обществе. Вышеизложенное определяет проблемное поле в профессиональной деятельности современного учителя: какие методики взять на вооружение для создания развивающей среды обучающихся в условиях реформирования современного образовательного пространства?
Объект исследования: процесс реформирования современного образовательного пространства.
Предмет исследования: организация развивающей среды в условиях реформирования современного образовательного пространства на основе анализа педагогического опыта М. Монтессори.
Целью исследования является педагогической системы Марии Монтессори в организация развивающей среды в условиях реформирования современного образовательного пространства.
Задачи исследования: на основе анализа педагогической системы М. Монтессори обозначить принципы создания развивающей образовательной среды; показать эффективность дидактических методов, которые применяла в своей образовательной практике М. Монтессори, в формировании социально активной и творческой личности; рассмотреть возможности применения диагностических методов и средств педагогической школы М. Монтессори в работе с детьми разных учебных возможностей, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ
Созданию развивающей среды в условиях реформирования современного образовательного пространства уделяется большое внимание в работах Е.В. Барышниковой, Е.В. Константиновой [2, 7] Однако в решении этой проблемы не стоит отказываться от того положительного педагогического опыта, который дошел до нас благодаря трудам великих педагогов (Я.А. Коменского, Я. Корчака, А.С. Макаренко, М. Монтессори, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и др). Несмотря на глобальные вызовы, с которыми сталкивается образование (цифровизация, миграция, интеграция и др.), учитель по-прежнему «сеет разумное, доброе, вечное», поэтому изучение исторического опыта педагогической деятельности и использование его в современной развивающей образовательной среде может значительно повысить эффективность его труда.
В условиях создания развивающей образовательной среды первоочередной задачей педагога является удовлетворение потребности обучающихся в саморазвитии, что, безусловно, определяет необходимость педагогической поддержки и сопровождения развития личности обучающихся.
В истории педагогической науки особое внимание созданию развивающей образовательной среды обращала Мария Монтессори. Возможно широкий диапазон ее профессиональной и общественной деятельности (детский врач, педагог, психолог и др.) сыграли значимую роль в создании собственной методики развития личности ребенка по принципу «помоги мне сделать это самому». Краеугольный камень педагогики М. Монтессори – вера в ребёнка, в его возможности. М. Монтессори пытается исключить какое-либо авторитарное давление на формирующуюся личность. Педагогическая школа М. Монтессори ориентируется на идеале свободной, самостоятельной, активной личности.
Основная педагогическая идея М. Монтессори базируется на биологической предпосылке ребёнка. Развивающиеся дети обладают врождённой потребностью к свободе и самопроизвольности. Следовательно, любое внешнее воздействие против природной сущности ребёнка приводит к искажению его развития, наносит непоправимый вред. Выход в сложившейся ситуации заключается в создании соответствующей развивающей образовательной среды, наиболее полно удовлетворяющей потребностям растущего человека.
Ребёнок может выбирать деятельность, которая ему по душе. Такая деятельность приносит ему удовольствие, потому что нет указки свыше, психологического нажима. Основа гуманной педагогики М. Монтессори – возможность выбора в деятельности субъекта образования, не ограниченной чьими-то рамками, требованиями, образцом, направленной на созидание и творческое саморазвитие личности. Деятельность в замкнутой среде зачастую приводит к искажению внутренней потребности ребёнка к саморазвитию, что порождает у него неудовлетворённость, несостоятельность, равнодушие к процессу познания окружающей действительности. Педагог ни в коем случае не должен навязывать свое мнение в ходе решения детьми поставленной перед ними проблемы.
Другая сторона педагогической деятельности Марии Монтессори – индивидуализация образовательного процесса, когда для каждого ребёнка в соответствии с его особенностями развития, способностями и интересами составляется программа достижений на сегодняшний день с ориентацией на его «завтрашнее» развитие. В конечном счёте это должно способствовать формированию внутренней мотивации и развитию самостоятельности у обучающегося, позволяя ему спроектировать образовательную траекторию личностного роста «от цели к результату». Сам процесс достижения познавательной цели, несмотря на все трудности, с которыми сталкивается обучающийся на своём пути, приводит к формированию у него ценностного отношения к предмету познания и способствует развитию субъектной позиции, расширяет его представления об окружающем мире. Ведь знания эти достигались путём проб и ошибок, а не только благодаря трафаретному запоминанию по принципу «дверь закрыли и забыли».
Новация школы М. Монтессори – упразднение традиционной классно-урочной системы. Вместо этого она создала оригинальную педагогическую систему, в которой весь процесс обучения был персонализирован. Принцип персонализации определяет сущность педагогики Марии Монтессори. Принцип персонализации позволяет формировать у учителя устойчивые ценностные ориентации на личность ребёнка, позволяет гуманизировать процесс обучения. Это один из основополагающих принципов достижения эффективности функционирования современного образовательного процесса, обеспечивающий развитие мотивационно-ценностного компонента любой социальной системы [1]. Созданная М. Монтессори развивающая образовательная среда позволила ей выявить скрытые потенциальные ресурсы личности на основе использования наглядного дидактического материала для развития мелкой моторики рук и двигательной активности ребенка. Интеграция медицинского и педагогического опыта М. Монтессори, основанная на ключевых понятиях "адсорбирующий дух – духовная энергия", "тпете» - память ребёнка", "сензитивные периоды", "развитие чувства упорядоченности", "поляризация внимания", "инкарнация", "сенсорное воспитание (физиологическое воспитание, воспитание тишиной)", "ручной труд", "сенсибилизация совести", "космическое воспитание" и др., и определила акмеологическую сущность субъект-субъектного взаимодействия педагога с обучающимися [9].
Таким образом, в педагогике М.Монтессори создание подготовительной развивающей среды является важным условием эффективного взаимодействия педагога с обучающимися, которая способствует формированию внутренней мотивации ребёнка, интереса к познанию окружающего мира.
Особое внимание М. Монтессори уделяла выбору дидактических средств. Учебники, учебные пособия, справочники и предметы обучения должны в педагогике М.Монтессори вызывать интерес и способствовать развитию интеллектуальных и культурно-нравственных навыков обучающихся на основе их чувственного восприятия.
Психолого-педагогическая концепция М. Монтессори основана на развитии обучающихся с учетом сензитивных периодов, что предполагает активизацию их деятельности в соответствии со своим внутренним планом физиологического и психологического развития [9].
Особое место в педагогической школе М. Монтессори стоит отдать ее работе с категорией детей с особыми образовательными потребностями и с ограниченными возможностями здоровья.
В современной России в условиях реализации государственной программы «Доступная среда» гражданам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях (инклюзивное образование). Специалисты психолого-педагогического сопровождения в числе положительных моментов отмечают постепенное внедрение инклюзии в детские сады и школы, поскольку это ведет к постепенному повышению качества обучения, успешному освоению социума категорией лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [3].
Однако инклюзивное образование порождает многочисленные проблемы. В частности, перед педагогами встает вопрос: как эффективно организовать учебную деятельность всех обучающихся, включая и категорию детей с ОВЗ, чтобы не снизились качественные показатели успеваемости всех категорий детей, и чтобы дети-инвалиды и дети с ОВЗ при этом не чувствовали себя ущемлёнными.
Эксперты Общероссийского народного фронта считают, что внедрение инклюзивного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ проходит недостаточно эффективно. «Предполагалось, что дети-инвалиды и дети сограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах, и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребенка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли, потому что ответственность за детей легла главным образом на плечи рядового учителя, не умеющего правильно работать с такими учениками» [3, 10 с.].
В решении этих проблем стоит обратиться к опыту Марии Монтессори. Исследователи педагогического опыт М. Монтессори отмечают, что в ее педагогических взглядах прослеживалась идея о том, что «главная задача взрослого – помочь детям научиться сосредоточиться на интересной для них работе. В этом сложном деле учитель проходит через три этапа. Первый – подготовка привлекательной и удобной для работы ребенка развивающей образовательной среды. Второй – разрушение той деятельности отдельных детей, которая мешает продвижению и развитию остальных. На этом сложном этапе учитель показывает шалуну, что его любят даже таким, беспокойным и несносным, и вместе с тем без устали помогает ребенку найти то, что заинтересует его и поможет сконцентрироваться на работе. Энергия ребенка перераспределяется с беспорядочного расплескивания к конструктивной деятельности, направленной на развитие. На третьем этапе учителю важнее всего не мешать малышу, не нарушать его поисков и его работы» [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целях эффективной организации учебной деятельности обучающихся разных учебных возможностей учителю будет полезным придерживаться заповедей Марии Монтессори, которая понимала, что создание развивающей образовательной среды для детей есть возможность раскрытия их творческого потенциала и укрепления «Я-концепции». Эти заповеди гласят, что оказывать помощь ребенку нужно только в том случае, когда он обратиться за ней; говорить о ребенке нужно обязательно в положительном смысле при нем и без него; в процессе взаимодействия взрослому необходимо концентрироваться только на самом лучшем в ребенке, вытесняя плохое; педагогу нужно быть активным в подготовке развивающей среды, использовать дидактические материалы и указывать ребенку место каждого из них и правильные способы работы с этими материалами; в случае, если ребенок нуждается в совете взрослого, важно откликнуться на его призыв; обязательно уважать личность ребенка, в случае ошибок, дать ему возможность самому исправить эти ошибки, не забывая о его безопасности; не нужно утруждать ребенка, отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать, не принуждая его к другим активным действиям; педагогу стоит быть неустанным, повторяя презентации, которые ребенок не освоил ранее; все действия учителя должны быть наполнены сдержанностью и тишиной, милосердием, любовью и заботой; в обращении с ребенком педагог должен проявлять только лучшие манеры и предлагать все лучшее для его успешного саморазвития [6].
Таким образом, педагогическая система Марии Монтессори основана на идеях свободного воспитания, находится в русле гуманистической педагогики. В своей педагогической деятельности М. Монтессори обращает внимание на создание специально организованной развивающей среды, основными принципами которой являются: гуманизация образования, персонализация, природосообразность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асхадуллина, Н.Н. Принципы формирования рискологической компетенции будущего учителя в процессе подготовки к инновационной педагогичекой деятельности [Текст] / Н.Н. Асхадуллина // Современные наукоёмкие технологии. – 2016. – № 7-1. – С. 90-103. URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36068 (Дата обращения: 10.03.2020).
Барышникова, Е.В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации [Текст]: учебное пособие / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. – 183 с.
Будникова, Е.С. Реализация инклюзивного образования в образовательной организации: учебное пособие для студентов высш. Учебн. Заведений/Е.С. Будникова, Е.В. Резникова. – Челябинск: Изд. Цицеро, 2017. – 110 с.
Валеев, А.А. Гуманистическая педагогика Марии Монтессори. Методическое пособие для студентов педагогических вузов по истории образования и педагогической мысли. – Казань: ТГГПУ,2005. – 75 с.
Ильинский, И.М. Образовательная революция. – М. : Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии. – 592 с.
Капранова, В.А. История педагогики в лицах: учеб. пособие / В.А. Капранова. – Минск: Новое знание; М.: ИНФРА – М, 2019. – 176 с.
Константинова, Е.В. Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды в целях экологического образования детей дошкольного возраста / Е.В. Константинова, Н.В. Иванова // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017031735 (Дата обращения: 10.03.2020).
Максутова, Л.А. Педагогическая деятельность учителя в условиях парадигмы свободного воспитания / Л.А. Максутова // Казанский педагогический журнал. – 2009. – №3. – С. 96-100.
Монтессори, М. Дети – другие. Саморазвитие / М. Монтессори; перевод с немец., вступ. и заключит. статьи, комментарии К.Е. Сумнительный. – М.: АСТ, 2012. – 320 с.
Плаксий, С.И. Образование для XXI века: парадигмы профессора И. М. Ильинского // Знание. Понимание. Умение. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-dlya-xxi-veka-paradigmy-professora-i-m-ilinskogo (Дата обращения: 01.03.2020).
Рындак, В.Г. От понимания учения к пониманию мира (в контексте идей В.А. Сухомлинского) / В.Г. Рындак // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2014. – 4-7 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-ponimaniya-ucheniya-k-ponimaniyu-mira-v-kontekste-idey-v-a-suhomlinskogo (Дата обращения: 01.03.2020).