Секция 2. Научно-методическое сопровождение
экспериментально-исследовательской деятельности
субъектов образовательных организаций.
Громовенко Наталия Алексеевна,
учитель математики высшей категории,
звание «Учитель-методист».
МОУ «ШКОЛА №4 ГОРОДА ТОРЕЗА»
Донецкая Народная Республика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ –
СОРЕВНОВАНИЯ ИЛИ ЧТО-ТО БОЛЬШЕЕ
Аннотация. В статье раскрывается роль и значение педагогических конкурсов в развитии профессиональной компетентности учителя; определены факторы, которые определяют суть организации конкурсов.
Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога, научно-исследовательская деятельность, личностно-профессиональное становление педагога, конкурс педагогического профмастерства.
Текст статьи
Актуальность статьи. «Педагог профессия круглосуточная. Хороший учитель не позволяет себе отдыха, он всё время работает, прежде всего, над собой. А иначе – никак. Мы выбрали сложную и очень нужную работу. От результатов нашей деятельности зависит то, какими вырастут наши ученики, а, следовательно, то, какой будет наша страна», — сказала Министр образования и науки ДНР Лариса Полякова в Донецке при подведении итогов творческого конкурса для молодых учителей «Педагогический старт 2016». [6]
Современная система образования в ДНР идет по пути реформирования и поиска системного подхода к созданию условий и механизмов для реализации возможностей личностно-профессионального становления педагогов, стремления их к самосознанию, саморазвитию и самореализации.
Достижения педагога в профессиональной сфере сопряжены с развитием его как личности.
Научно-исследовательская деятельность педагога выступает фактором формирования профессиональной компетентности педагога. Именно эти процессы побуждают учителя самостоятельно творить, то есть искать, изобретать, создавать или конструировать новый продукт, индивидуальный опыт, экспериментально проверять их эффективность; позволяют преодолевать сложившиеся стереотипы и шаблоны в педагогической деятельности; прогнозировать развитие индивидуальной педагогической культуры. В этом процессе педагогом добывается тот новый материал, на основе которого затем строятся оригинальные замыслы, идеи, развивается способность к педагогическому моделированию. [1, с.6-7]
Динамическое многовекторное поле личностно-профессионального становления педагога позволяет формировать интегральный инновационный алгоритм организации научно-методической работы в масштабах образовательного учреждения, городского и республиканского методических центров. Проведение профессиональных педагогических конкурсов - один из компонентов этого алгоритма. Анализ материалов, представляемых на конкурсы, позволяет выделить ключевые вопросы педагогической философии: каким быть педагогу нового века? Чему учить подрастающее поколение? Каким оно должно быть в XXI веке? Как учить? Чего мы хотим от современного образования? [2]
Цель статьи. Генеральной целью совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Какую же роль в этом процессе играют конкурсы педагогического мастерства? Дают ли они педагогу возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку, данную обществом, его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень и статус? [5]
Конкурс педагогического мастерства – это соревнование учителей в педагогическом профессионализме, в умении продемонстрировать свой педагогический стиль, раскрыть секреты своего педагогического мастерства, обнаружить необычное в традиционном.
Конкурс – это для педагога прежде всего осмысление своего педагогического опыта, следующий шаг по пути профессионального роста, испытание на трудоспособность, выносливость, психологическую устойчивость, концентрацию физических и душевных сил. [2]
Профессиональные конкурсы имеют свою историю. Профессиональные педагогические конкурсы зародились в России в 20-е годы прошлого столетия менялись по структуре, содержанию, форме и масштабности проведения. В 1923 году газета «Правда» совместно с Наркомпросом организовали Всероссийский конкурс на лучшего учителя. В объявлении о конкурсе разъяснялось, что лучшим учителем нужно считать учителя, который «сумел при чрезвычайно тяжелых условиях сохранить школу, научил детей любить школу, связал школу с производством, принимает активное участие в общественной жизни, борется с религиозными предрассудками, помогает изгонять самогон и пьянство, помогает организовать кооператив, показывает лучшие способы ведения хозяйства» («Правда» №65 от 24 апреля 1923 года). Особое развитие педагогическое конкурсное движение получило в 80-е годы XX столетия. В 1990 и 1991 годах по инициативе «Учительской газеты» проводится конкурс «Учитель года СССР» (по аналогии конкурса «Национальный учитель года США», который проводится с 1944 года). Символом конкурса становится «Хрустальный пеликан». [2] Обратимся к словарю С.И.Ожегова, который даёт следующее определение конкурса: «конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы». Именно поэтому профессиональный конкурс учителей становится средством формирования высокопрофессиональной педагогической среды и имеет свои особенности: его роль заключается в пропаганде педагогических идей и достижений, активизации творческого потенциала педагогических кадров, расширении пространства педагогического общения. [2]
Изначально мотивом участия педагога в конкурсе было его стремление продемонстрировать свое профессиональное преимущество. В наше время сформирована система конкурсного движения на школьном, городском, республиканском и международном уровнях, как механизм развития профессиональной компетентности педагога.
Анализ практики развития конкурсов профессионального мастерства свидетельствует, что до 1996 года преобладали тенденции педагогического праздника. В последующие годы усилились тенденции профессионального соревнования, влияния конкурса на мотивацию профессионального роста, повышение педагогической компетентности его субъектов. Сегодня сложившаяся система конкурсов профессионального мастерства нацелена на выявление и поддержку талантливых, высококвалифицированных педагогов и руководителей образовательных организаций. Всё это способствует расширению активного профессионального общения, утверждению приоритетов образования в обществе, становлению педагогической компетентности, которая понимается как интегральная профессионально-личностная характеристика педагога, определяющая его готовность и способность выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами. [4]
Сегодня МОН ДНР организует немало республиканских многоуровневых конкурсов профмастерства, которые становятся отражением перемен в обществе и образовании. Это - «Учитель года», «Педагогический старт», «45 минут славы», «Методический шедевр» и др. Центр международной интеграции Донецкого РИДПО проводит международные интеллектуальные соревнования среди педагогов: Пушкинский конкурс, «К вершинам профессионального успеха», «Хрустальная чернильница», «Мастерство без границ» и др. Ежегодно педагогические газеты и журналы проводят конкурсы для педагогов. Спектр конкурсов расширяется и на педагогических интернет-порталах.
Опираясь на собственный опыт лауреата республиканского конкурса «Методический шедевр», участника республиканских конкурсов «Креативная математика» и «Управленческая гейм-технология» могу утверждать, надо жить и работать по трем правилам: 1. Если вы не сделаете шаг вперед – вы не сдвинетесь с места. 2. Если вы не спросите – вы не получите ответ. 3. Если вы не попробуете – вы не добьетесь цели.
И на вопрос « Нужны ли такие конкурсы?» альтернативного ответа, кроме «Да», быть не может, ведь педагогические конкурсы:
- повышают познавательный интерес к поиску и исследованию инновационных педагогических идей в сфере образования и воспитания, культуры и искусства;
- предоставляют возможность педагогическому сообществу демонстрировать результаты своего интеллектуального труда широкому кругу людей, с целью распространения успешного педагогического опыта и удовлетворения потребности в общественном признании;
- способствуют самореализации, профессиональному росту педагога, расширению профессиональных компетенций, и вдохновляют на дальнейшее развитие и совершенствование;
- формируют желание приобретения определенного профессионального статуса;
- создают условия для профессионального общения и обмена опытом педагогов в едином информационном пространстве. [5] Существует общечеловеческая надобность в признании и одобрении, в ощущении успеха, возможности реализовать себя, свои идеи, свой потенциал, следовательно, немаловажной становится потребность в лидерстве, профессиональном росте – это своеобразная жизненная философия каждого человека. В связи с этим можно обозначить ряд факторов, которые являются определяющими в организации конкурсов профессионального мастерства:
- стратегический фактор – общие тенденции в развитии системы образования ДНР, система Республиканских проектов и условий участия в них;
- социальный фактор – следование актуальным тенденциям проникновения разного вида конкурсов во все сферы деятельности человека;
- профессиональный фактор – необходимость для педагога-мастера встречи с другими мастерами как условие профессионального и личностного роста, помощь в рекламе собственных идей и разработок. [2]
Любой профессиональный конкурс имеет преимущества как этап общественной экспертизы, более демократический механизм оценки и вознаграждения труда учителя, выражение признательности за его работу, стимулирование личностного профессионального роста, позитивно влияет на инновационные процессы в образовании. В настоящее время возрастает значимость различных форм педагогического профессионального общения работников образования как средства стимулирования мотивации повышения квалификации, удовлетворения личностно значимых потребностей в «приращении» недостающих компетентностей и переводе их в практическую деятельность. Среди таких форм существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства, участие в которых способствует осознанию педагогических затруднений и проблем; создает условия для инновационного поиска и решения этих проблем. [7]
Профессиональный конкурс можно рассматривать как педагогическую систему повышения квалификации, так как конкурсы ставят участников в позицию исследователя и актуализируют затруднения, испытываемые ими в собственной практике (выявление противоречий, формирование концептуальных основ опыта, самоанализ педагогической деятельности и пр.), формируют потребность преодолевать собственные затруднения и потребность в самосовершенствовании. [3]
Конкурсные мероприятия способствуют развитию у педагогов:
- активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;
- информационной компетентности, которая включает в себя умение вести самостоятельный поиск информации;
- совершенствуется методика проведения различных форм работы с детьми;
- развиваются навыки публичного выступления;
- по итогам конкурса у педагогов формируется критическая оценка результатов деятельности;
- проявляется готовность к самоизменению и саморазвитию, к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту;
- зарождается конкурентоспособность как осознание себя одним из лучших.
Поэтому конкурсы нужны, прежде всего, людям неравнодушным, тем, кто стремится к личностному и профессиональному росту, т.к. подготовка к конкурсу педагогического мастерства и собственно сам конкурс являются творческим процессом. [4]
После конкурса педагог чаще в практической деятельности обращается к научно-педагогической литературе, грамотно использует научную терминологию, умеет формулировать концепцию своей педагогической деятельности, цели и задачи собственного опыта, умеет вычленить факторы успешности и выявить противоречия, побудившие к поиску эффективных способов педагогической деятельности, умеет выстроить в логической последовательности материалы из опыта работы и раскрыть эффективность применяемых методов обучения, а так же способен к самоанализу и рефлексии. [3]
Педагогам приходится работать в непростое время, но каждый пытается в своей деятельности найти дополнительные возможности влияния на сознание подрастающего поколения, установить с ними духовную близость, при этом ощущая историческую ответственность за воспитание свободного, нравственно здорового человека. Несомненно, с детьми должны работать только те люди, которые их любят, и, что не менее важно, это должны быть оптимисты по натуре, не имеющие права впадать в уныние, опускать руки. Для многих осознанный выбор педагогической профессии – это своего рода присяга на верность детям. Педагоги стараются пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека, свято веря в то, что многие вопросы будущего молодой Республики могут быть решены через эмоционально-практическое приобщение растущего человека к историческим святыням, историческому прошлому своей страны. Известна непреложная истина: тот, кто обогатит свою память знаниями, выработанными человечеством, станет действительно духовно богатым, а потому свободным и творческим человеком. Отечество, культура, мир, труд, человек, воспитанность, знания – фундаментальные понятия, на которых должно строиться взаимодействие учителя и учеников в процессе общения. [2] Практическое применение опыта конкурсов педагогического мастерства положительно влияют на качество образования. Самый важный результат конкурса педагогического мастерства – это повышение качества образования, передача тех знаний, умений и навыков учащимся, которые помогут им в дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности, помогут стать достойными людьми, воспитать человека, гражданина, способного самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться. [5]
Список литературы
Волобуева Т.Б. Методологическая компетентность учителя (учебник педагога-исследователя). Методическое пособие. – Донецк: Каштан, 2007. -206с., стр.6-7)
Грешилова И.А Конкурсы профессионального педагогического мастерства в образовательном пространстве Забайкальского края http://rudocs.exdat.com/docs/index-37432.html?page=19
3. В.А. Дубровская. Научно-методическое сопровождение конкурсного движения педагогов / УДК 37:002 / Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Кемерово. Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 7 (70). Серия: ПЕДАГОГИКА http://cok.opredelim.com/docs/300/index-31463.html
4. Ишимова О.А, Юревич С.Н. Конкурсы профессионального мастерства как система личностного роста педагога / ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» / Магнитогорск, Россия / IX Международная студенческая научная конференция / «Студенческий научный форум» - 2017/ http://www.scienceforum.ru/2017/2234/34216
5. Виктор Краменко, 10.08.2011
11 Роль конкурсов в повышении педагогического мастерства учителя / http://pedsovet.su/index/8-129965
6. ПРАВДА ДНР. Первое интернет-издание республики. http://dnr-pravda.ru/2017/01/26/uchitel-informatiki-iz-hartsyizska-pobedil-v-konkurse-molodyih-pedagogov-pedagogicheskiy-start-2016/
7. План методической работы учителя / http://rudocs.exdat.com/docs/index-242232.html?page=3