Педагогический диалог для учителей-логопедов
«Работа с воспитателями по выявлению нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников»
Ц
ели:
Закрепить знания педагогов о свистящих звуках
Познакомить с нарушениями свистящих звуков
Научить видеть педагогов нарушения звуков у детей
Х
од.
Путешествие в Свистляндию мы начинаем,
В Царство Свистящих мы попадаем.
Царица «С» с дочуркой «С’» нас с вами всех встречают
И головой качают.
Царь «З» с своим сыночком «З’» ворота отворяют,
Нас в гости приглашают.
Но чтобы в Царство к ним попасть, Загадок много надо знать
Про губы, зубы и язык (молчать никто здесь не привык).
Вот загадки вы возьмите, своим детям их прочтите.(приложение 1)
Теперь мы в Царство попадаем, задания Царские мы выполняем:
Этап 1:
Звук «С», ответьте нам какой?
(он – твердый, но совсем….глухой) (Царь).
Звук «С’» ответьте мне- какой?
(он - …мягкий, но совсем глухой) (Царевич).
Увидеть звуки нам нельзя; вы даже не старайтесь,
Но превратить их в букву С (показываю букву) Возможно,
Попытайтесь!
Как странно: буква ведь одна,
А звука два вместила! (ну и дела, ну и дела… какая ж в букве сила.)
Этап 2:
Еще трудней нам предстоит задание,
Возьмите зеркала себе (мудрейшее собранье).
И так, улыбка на лице, скажите «и…» - чудесно!
А после, воздух на язык пустите вы все вместе.
И посмотрите в зеркала, как получилось мило….
Произнесли все вместе мы звук «С» (вот это дело!)
Теперь этап наш номер 3
Здесь нарушения «С» ты посмотри:
м/з
боковое сом, сок, собака, Соня
замена
За мною повторите и в зеркала взгляните.
Этап 4
Царь наш «З» с сыночком «З’» заждался. (ну, день нам и удался…)
Какой же звук «З», вы скажите (Царя с Царицей не сердите)
Да: твердый, и звучит, конечно, звонко!
(на горле руки подержите долго… «ззз»)
А «З’», скажите, «З’» какой?
(он мягкий, но и звонкий, спой! «з’з’з’» - молодцы, все молодцы,
Ну прямо все вы мудрецы!)
Но звуки мы опять не видим, не бойтесь, мы их не обидим
Давайте букву мы покажем, и назовем ее (З) – Царей уважим!
И
вновь опять одна лишь буква появилась, а звука два в ней поместилось.
Этап наш 5
В руках всех зеркала – Теперь звук «З» мы будем вызывать.
Сначала «С» попробуем сказать, напоминаю:
Все мы улыбнулись, «И» сказали,
Подули на язык (вы не отстали?)
Теперь мы голос подключаем (и звонкий «З» мы получаем)
Этап последний номер 6
Дефекты «З», к несчастью, и такие тоже есть
м/з боковые зубы, Зоя, звуки замены. Все вместе повторите и в зеркала, как получается, взгляните!
Ну, что ж, пора угомониться и с Царством Свистящих надо проститься.
Но домашнее заданье есть еще для вас, друзья (что ж без этого нельзя).
Осмотрите ваших деток (у кого дефекты есть)
Все их надо нам учесть (раздаю профили речевого развития группы).