«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
А.Н. Колмогоров
Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческим потенциалом.
В настоящее время во всех нормативных документах принят подход, ориентированный на развитие самостоятельного мышления учащихся.
Это требует внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать решение.
Всем этим требованиям отвечает метод проектов, который интенсивно внедряется в образование.
Е.С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний. Тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод».
Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.
Это возможно сделать в рамках внеурочной деятельности.
Организация проектной деятельности во внеурочное время имеет ряд преимуществ. Здесь больше свободы в выборе тем проектов, нет ограничений по времени их выполнения.
В течение нескольких лет я занимаюсь проектной деятельностью учащихся.
Реализация проектно-исследовательской деятельности по биологии во внеурочное время проводится с 2010 года по настоящее время.
Не всегда просто подготовить исследовательский проект: надо заинтересовать ученика (выбрать интересную для него тему), вместе с ним подобрать соответствующую научную литературу, научить работать с книгой, просмотреть в Интернете все материалы по теме. И самое главное – заставить ученика поверить в свои силы, доказать, что его выступление будет самым интересным.
Необходимо особое внимание уделить формулировке темы исследования, которая должна удовлетворять следующим требованиям:
научная новизна, актуальность и оригинальность: тема должна предполагать решение какой-либо актуальной проблемы, иметь научное или практическое применение.
конкретность: должен быть строго определен аспект анализа, предмет исследования и материал. Слишком общие темы провоцируют описательность и декларативность в их раскрытии.
методологическая подготовленность: в области предлагаемой тематики должны иметься серьезные исследования, на которые может опереться ученик.
В противном случае проект может получиться легковесным и поверхностным.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях может формулироваться в рамках утвержденных программ (например, элективных курсов), других - инициативно предлагаться учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. Также тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы, с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу. Чаще темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
В исследовательской работе участвуют учащиеся 8-11 классов. Ими выполнены проекты по следующим темам:
«Совы, голуби и жаворонки в школе и дома» (8 класс)
«Жевательная резинка – за и против» (9 класс)
«Кока-кола» (9класс)
«Пищевые добавки» (9класс).
Эти темы выбраны ребятами с учётом личного интереса.
В возрасте 14 лет наступает период, называемый психологами «проектирование будущего». Учащийся через образовательные ситуации проживает ситуации социальные, и образ будущего формируется под влиянием успешного настоящего. У старшеклассника может появиться опыт реальной деятельности и, он может примерить на себя ту или иную социальную роль. Проектную деятельность учащегося в этот период можно рассматривать как социальную практику.
В старших классах более четко проявляются образовательные интересы учащихся, связанные с планами на дальнейшую учебу и трудовую деятельность. Поэтому учащиеся выполняли проекты на основе расширенной или углубленной информационной базы в рамках предмета, а также межпредметные проекты, связанные с их дальнейшей профессией.
Темы таких проектов были следующими:
«Болезни кошек и собак» (9 класс)
«История фотографии» (9класс)
«Химия в художественной литературе» (10 класс).
Все педагоги школы, участвующие в межпредметных проектах, отмечали большую заинтересованность учащихся в создании своего проекта и более широкое изучение выбранной для проекта темы. Это были проекты, выполненные учащимися 8 и 10 класса: «Что в таблетке аспирина», «Приготовление лимонада в домашних условиях», «Полиэтиленовые мешочки» и «Пластик среди нас или Мы среди пластика», имеющий также и творческую, и практическую направленность.
При выполнении некоторых проектов учитель-предметник в результате получал подборку цифровых образовательных ресурсов по выбранной теме для дальнейшего использования в других классах. Здесь следует отметить проект «К 300-летию М.В.Ломоносова…».
Занятия проектно-исследовательской деятельностью позволили ученикам успешно выступить с защитой своих работ на школьной и городской научно-практических конференциях.
Результативностью опыта также можно считать и рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время исследовательской и проектной деятельностью и разнообразие типов проектов: от индивидуальных исследовательских до групповых творческих и практико-ориентированных.
Основными параметрами результативности работы по опыту являются:
устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
положительная динамика уровня обученности;
качественная динамика мотивации учебной деятельности;
развитие навыков проектно-исследовательской деятельности.
Социальный эффект от реализации опыта работы:
развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;
создание предпосылок для формирования умений работы над проектами и исследовательской деятельностью у учащихся;
осознание ценности творческого открытия учащимися;
активность участия в исследовательской, проектной деятельности;
повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей от образовательного процесса.
Не менее важным является умение учащихся защитить, представить свой проект, умение держаться на аудитории.
В результате обобщения опыта по использованию проектной технологии во внеурочной деятельности можно сделать следующие выводы:
Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся, что связано с ее особенностями, описанными выше.
Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.
Прежде всего, это обусловлено:
проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;
неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика устраняет прямую зависимость учащегося от учителя путем сотрудничества в процессе выполнения работы.
Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень предметной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их интеллектуальное развитие.
Но использование проектной методики все ещё уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это объясняется разными причинами, в том числе и трудностями ее использования учащимися: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению, а также значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.).
Надеюсь, что представленный опыт поможет выполнить эту нелёгкую задачу.
Литература
http://festival.1september.ru/authors/100-175-045/Аюпова С.Д. «Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии» http://festival.1september.ru/
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения./ «Директор школы», № 6, 1995
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / «Народное образование», № 7, 2000.
Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. /«Учитель», № 4, 2000.
Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. /«Учитель», № 1, 2000.
Полат Е. Метод проектов: типология и структура. /«Лицейское и гимназическое образование», № 9, 2002.
Приложение 1
Словарь
Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.
Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества.
Задачи – конкретизированные или более частные цели.
Исследование (научное) – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический.
Проблема (от греч. problema – задача) – в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных событий в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Предмет – конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий или аспект проблемы.
Тема (от греч. thema, букв. – то, что положено в основу) - предмет описания, изображения исследования, разговора и т.д.
Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.
6