СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект «Весь мир в стихах С. Есенина» (посвященный 125-летию со дня рождения великого русского поэта С.А. Есенина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект «Весь мир в стихах С. Есенина» (посвященный 125-летию со дня рождения великого русского поэта С.А. Есенина)»

МК ДОУ Павловский детский сад № 11 Воронежской области.






Педагогический проект

«Весь мир в стихах С. Есенина»

(посвященный 125-летию со дня рождения

великого русского поэта С.А. Есенина)


подготовительная группа




Выполнила: Воспитатель первой категории

Русанова Ольга Ивановна










г. Павловск

2020г.

В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёз и синь рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут – «Сергей Есенин»

Всей России встают черты…

Н. Браун


Паспорт проекта

Тип проекта:

-обучающий,

-информационный-творческий,

-исследовательский,

- игровой.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Этапы проекта:

1 этап организационно- подготовительный

2 этап практический

3 этап заключительный

Участники проекта: воспитатель, дети и родители.

Возраст детей: подготовительной группы

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не секрет: интерес к чтению художественной литературы и поэзии с каждым годом снижается, поэтому, формирования интереса у детей к художественной литературе и поэзии требуют повышенного внимания. В детстве очень важно открывать для себя литературу через слово, интонацию с помощью родителей и воспитателей. с увлекательным миром книг начинается формирование полноценной личности ребенка.

Цель проекта: расширять знания детей о русском поэте С. Есенине, его произведениях, формировать эстетическое восприятие окружающего мира.

Задачи проекта:

— познакомить детей с биографией и творчеством поэта С. Есенина;

— через произведения С. Есенина расширять представления детей об окружающем мире, его многообразии и красоте;

— учить детей анализировать литературные произведения;

—развивать эмоционально — грамотную речь (при заучивании стихотворений);

— воспитывать чувство гордости и патриотизма;

— формировать навыки творческого сотрудничества детей, родителей и педагогов.

Актуальность проекта

Дошкольный период – благодатное время для знакомства с поэзией, которая развивает мышление, воображение ребенка, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Это источник обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Поэзия, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.

На мой взгляд, поэзия С. Есенина развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка воздействует на личность ребенка, она расширяет знания о природе, родном крае, о жизни и быте своего народа.

Стихи Сергея Есенина не оставляет равнодушным никого. Они затрагивают все самое чистое, искреннее, что есть в каждом человеке. Впечатления, полученные в детские годы, самые яркие, устойчивые и запоминающиеся. Знакомство с лирикой поэта не проходит бесследно и откладывается в памяти ребенка навсегда.

С помощью проекта хотелось пробудить трепетные чувства в детях и их родителях к стихотворному жанру и понимание его красоты. Воспитывать любовь к родине заинтересовать многообразием тем в произведениях С. Есенина.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

• Повышение интереса к познавательной деятельности;

• Усвоение необходимых понятий по теме «Весь мир в стихах

С. А. Есенина»;

• Приобретение детьми опыта работы рядом друг с другом, умение повторять за взрослым и действовать совместно с ним. Установление социально-коммуникативных контактов между детьми;

Для педагога:

• повышение профессионализма;

• внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

• личностный и профессиональный рост;

• самореализация.

Формы работы:

С детьми:

  • беседы;

  • организованная образовательная деятельность;

  • рассматривание картин, иллюстраций по проекту «Весь мир в стихах С. А. Есенина»;

  • дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;

  • взаимодействие педагога и ребенка, родителя и ребенка в едином творческом процессе;





Используем методику «Трех вопросов»:

Что знаем?

Что хотим узнать?

Где и как найдем ответы на вопросы?

С. А. Есенина –русский поэт.

Познакомиться с биографией и творчеством поэта.

Будем спрашивать у взрослых.

Будем рассматривать фотографии, читать литературу.


С родителями:

  • беседы и консультации;

  • памятка для родителей;

  • выставка совместного творчества родителей и детей;

Продукты проекта: создание программно-методического обеспечения, разработка цикла занятий, экскурсий, оформление наглядно-действенного материала (сценарий праздника, «Галерея» творчества детей и родителей).

Этапы реализации проекта «Весь мир в стихах С. А. Есенина»:

1 этап – организационно-подготовительный.

На первом этапе разработан паспорт проекта, определена его цель и основные задачи, определены участники проекта, определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, подобрана наглядная информация: иллюстрационный материал, литературные произведения, репродукции картин, дидактические игры.

2 этап - основной.

Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

Этапы реализации проекта «Весь мир в стихах С. А. Есенина»:

1 этап – организационно-подготовительный.

На первом этапе разработан паспорт проекта, определена его цель и основные задачи, определены участники проекта, определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, подобрана наглядная информация: иллюстрационный материал, литературные произведения, репродукции картин, дидактические игры.

2 этап - основной.

Цель: Формировать у детей интерес к творчеству и жизни русского поэта С. А. Есенина, воспитать любовь к чтению художественной литературы. Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную и совместно-партнерскую деятельность (игровая деятельность, творческая деятельность, сотрудничество с семьей, познавательно-речевая деятельность). Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

План реализации проекта.

Первый день. Тема: «Край ты мой…»

Задачи: Познакомить детей с биографией поэта С. А. Есенина, заинтересовать стихами о родине. Через стихи о России создать приподнятое настроение и желание проявить свои способности, пробудить чувство гордости за свою Родину, родной край.

Виды деятельности в течение дня:

- Знакомство с жизнью и творчеством С.А. Есенина;

- виртуальная экскурсия в музей С.А. Есенина;

- чтение стихов о России «Гой ты Русь», «Край ты мой», «Край любимый»;

- рассматривание альбомов и буклетов о России;

- просмотр слайдов «Виды окрестностей с. Константиново»;

- заучивание стихотворения С. А. Есенина «Край ты мой…»;

- дидактическая игра «Угадай по описанию» (по народным промыслам);

- подвижная игра «Горелки»,

- составление рассказов из личного опыта: «Я — Россиянин».

Образовательные области: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, чтение художественной литературы

Второй день. Тема: «Образ природы в стихах С. А. Есенина».

Задачи: познакомить детей со стихами С. А. Есенина, в которых присутствует образ природы России, через чтение стихов обогащать знания детей, повышать эмоциональность, эстетическое восприятие окружающего мира, положительное отношение к природе.

Виды деятельности в течение дня:

-подвижная игра «Заря-заряница» (на прогулке)

-рассматривание альбома «Край ты мой родной»;

- работа в уголке природы, уход за комнатными растениями;

- разучивание рус. нар. песни «Нивы сжаты, рощи голы», «Пастух», «Зима», «Ау…»;

- рисование природы и составление из рисунков книжки — малышки,

- заучивание стихотворения «Береза»,

- сюжетно — ролевая игра «Музей».

- дидактическая игра «Деревья», «Узнай дерево по листику».

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, чтение художественной литературы, художественно-эстетическое развитие.

Третий день. Тема: «Стихи С. А. Есенина о животных в».

Задачи: познакомить детей со стихами С. А. Есенина, в которых раскрываются образы животных; через заучивание отрывков стихов обогатить знания детей о животных; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

Виды деятельности в течение дня:

- чтение стихов С. А. Есенина, в которых прослеживается образ того или иного животного; «Собаке Качалова»,

- беседа «Как относился поэт к животным в своих произведениях»;

- подвижная игра: «Лохматый пес»;

- наблюдение за собаками и кошками, их повадками на прогулке, дидактические игры: «Кто где живет?»,

- заучивание отрывка из стихотворения «Собаке Качалова»;

- лепка любимого животного;

- беседа о диких собаках, кошках и опасностях при встрече с ними;

- подвижные игры — эстафеты с имитацией движений животных;

- игра — драматизация по сказке «Лисичка – сестричка и серый волк»;

Образовательные области: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, чтение художественной литературы, безопасность, художественно-эстетические развитие.

Четвертый день. Тема: «Времена года в поэзии С. А. Есенина»

Задачи: познакомить детей со стихами С. А. Есенина, в которых раскрываются образы времен года; через заучивание отрывков стихов обогатить знания детей о временах года, приметах; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира. Формировать положительное отношение ко всем временам года, находить положительное в каждом.

Виды деятельности в течение дня:

-рассматривание альбомов с пейзажами времен года;

- знакомство со стихами С. А. Есенина о временах года: «Отговорила роща золотая», «Поет зима аукает»;

-подвижная игра «Два мороза»;

- дидактические игры «Времена года», «Кто больше назовет примет?».

-нетрадиционное рисование солью «Белая береза под моим окном»;

- заучивание отрывка стихотворения «Поет зима аукает».

-составление синквейна о временах года и их приметах;

Образовательные области: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, чтение художественной литературы, безопасность, художественно-эстетические развитие.

3 этап – заключительный.

Цель: анализ и подведение итогов работы.

Пятый день. Тема: «Заключительный этап.

Творчество С. А. Есенина»

Литературная гостиная «Звени, звени Есенинская Русь…»

Задачи: обобщить с детьми новые знания о поэте, его произведениях. Через итоговое мероприятие в форме — литературной гостиной показать участникам проекта новые умения и достижения детей, создать приподнятое настроение у всех участников проекта.

Формы взаимодействия с родителями.

-оформление информационной мини-выставки о жизни и творчестве поэта — С. А. Есенина;

-оформление папки — передвижки для родителей «Весь мир в стихах С. А. Есенина»;

-проведение консультации-практикума «Способы заучивания стихов»;

-организация выставки рисунков, выполненных совместно родителями и детьми по стихам С. А. Есенина;

-участие родителей в подготовке литературной гостиной «Звени, звени Есенинская Русь…»;

-участие в подборе материалов для организации мини-выставки о поэте С. А. Есенина, пополнение групповой библиотеки стихами поэта;

Результат реализации проекта:

Дети:

-получили новые знания о поэте С. А. Есенина, его жизни и творчестве;

-расширили представления о родине, природе, её обитателях;

-познакомились с новыми стихами и выучили некоторые из них;

-приняли участие в оформлении выставок, в литературной гостиной;

Родители:

-проявили интерес и активно участвовали к реализации проекта;

-помогли в подборе иллюстративного материала и фотографий для групповой мини — выставки о поэте С. А. Есенина;

-проявили творческую инициативу при оформлении выставки рисунков и плакатов;

-приняли активное участие в подготовке литературной гостиной;

Развивающая среда группы: пополнилась фотоматериалами и иллюстрациями по теме проекта, новыми альбомами, подборками стихов

С. А. Есенина.

Критерии оценки результата: установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами; активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий.

Анализ мероприятия:

Реализация данного проекта была посвящена 125-летию со дня рождения великого русского поэта С.А. Есенина.

В результате работы над проектом: дети познакомились с биографией и творчеством поэта С. А. Есенина. Через произведения были сформированы представления детей об окружающем мире, его многообразии и красоте, повысился интерес к чтению художественной литературы.

Родители: стали проявлять интерес к деятельности детского сада по воспитанию у детей любви к поэзии и художественной литературы, принимать активное участие в жизни группы и детского сада.

Педагог: моя деятельность была направлена на формирование у детей чувство любви и патриотизма к родному городу

Вывод: язык есенинских стихов мало кого может оставить равнодушным каждый, кто соприкоснётся с его произведениями, откроет для себя что-то своё: «Гениальный поэт всегда современен», - сказал Юрий Прокушев о творчестве Есенина. Его поэзия вносит огромный вклад в расширение кругозора и развитие образного мышления, развивает эстетичность чувств и мыслей, пробуждает чувство любви к родимому краю.

В дальнейшем планирую продолжать работу по формированию любви к художественной литературе и чтению, знакомить с новыми произведениями С. А. Есенина, творчеством других писателей и поэтов.



Приложение.




БИОГРАФИЯ

3 октября 2015 года исполняется 125 лет со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина.





Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (21 сентября по старому стилю) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье.

Ранние годы Сергей Есенин провел у деда и бабушки по матери — Федора и Наталии Титовых.

В 1909 году с отличием окончив Константиновское четырехклассное училище, он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-1912), из которой вышел «учителем школы грамоты».

Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. Работал в книгоиздательстве, затем в типографии Ивана Сытина.

В Москве Есенин стал действительным членом Суриковского литературно-музыкального кружка, учился на историко-философском тделении Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского.

Первое стихотворение Сергея Есенина «Береза» было опубликовано в 1914 г. под псевдонимом Аристон; публикация была в детском журнале «Мирок» (№ 1). Вскоре он стал печататься под собственным именем, сотрудничал с детскими журналами «Проталинка», «Доброе утро», газетами «Путь правды», «Новь».

Весной 1915 года Есенин приехал в Петроград (Санкт-Петербург), где познакомился с поэтами Александром Блоком, Сергеем Городецким, Алексеем Ремизовым, сблизился с Николаем Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру имели большой успех.

Стихи Есенина стали появляться в столичных журналах. В 1916 году вышел первый сборник стихов Есенина «Радуница», восторженно принятый критикой. Сергей Есенин к первому своему сборнику отнесся критически, посчитав, что часть стихотворений печатать не стоило; в 1918 году, при подготовке второго издания «Радуницы», им было исключено шестнадцать стихотворений (почти половина сборника в первой публикации). Очень требовательно Есенин относился и к названиям своих последующих сборников, среди которых были «Голубень», «Заренка», «Преображенье», «Руссеянь», «Трерядница», «Ржаные кони», «Страна советская», «Березовый ситец», «Персидские мотивы».

Сергей Есенин: тридцать лет жизни в жанре мелодрамы

С марта 1916 года по март 1917 года Есенин проходил военную службу — первоначально в запасном батальоне, расположенном в Петербурге, а затем, с апреля служил санитаром Царскосельского военно-санитарного поезда № 143. После Февральской революции самовольно оставил армию.

В марте 1918 года поэт снова поселился в Москве, где выступал как один из основателей группы имажинистов (литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа; основное выразительное средство имажинистов — метафора).

Событием в жизни Есенина явилась встреча осенью 1921 года с американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая через полгода стала его женой.

С 1922 по 1923 год они совершили путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке, но по возвращении в Россию Айседора и Есенин почти сразу же расстались.

В 1924-1925 гг. Сергей Есенин создает наиболее значительные произведения: поэмы «Анна Снегина», «Песнь о великом походе», «Гуляй-Поле» (отрывок «Ленин»), «Баллада о двадцати шести», «Поэма 36»; драматические поэмы «Пугачев» и «Страна негодяев»; большинство «маленьких поэм»: «Русь советская», «Русь уходящая», «Возвращение на родину»; цикл стихов «Персидские мотивы» и более шестидесяти лирических стихотворений.

24 декабря 1925 года он остановился в гостинице «Англетер», где 27 декабря написал свое последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…».

В ночь на 28 декабря 1925 года, по официальной версии, Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством. Поэт был обнаружен утром 28 декабря. Его тело висело в петле на водопроводной трубе под самым потолком, на высоте почти трех метров. Никакого серьезного расследования не проводилось, власти города ограничились рапортом от участкового милиционера.

Специально созданная в 1993 году комиссия не подтвердила версии о других обстоятельствах смерти поэта, помимо официальной.

Сергей Есенин был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Поэт был несколько раз женат.

2 октября 1965 года, к 70-летию со дня рождения поэта, в селе Константиново в доме его родителей был открыт Государственный музей-заповедник С.А. Есенина.






Стихи.

1910

Сергей Есенин

«Вот уж вечер. ...»


Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.


От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.


Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.


И вдали за рекой,

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.


«Поет зима - аукает ...»


Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.


А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.


Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.


И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.



«Сыплет черемуха снегом, ...»


Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.


Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы,-

Я одурманен весной.


Радугой тайные вести

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.


Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.


1913

Береза


Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.


На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.


И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.


А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.


«Гой ты, Русь, ...»


Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.


Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.


Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.


Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.


Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".


1914


«Край любимый!...»


Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.


По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы - кроткие монашки.


Курит облаком болото,

Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.


Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.


«Край ты мой ...»


Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.


Избы забоченились,

А и всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.


Под соломой-ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.


В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет рукавом.


Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль?


1915


Песнь о собаке


Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.


До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.


А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.


По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.


А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.


В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.


И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.


Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.


«Нивы сжаты, рощи голы...»


Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.


Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.


Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.



1917-1918


«Не жалею, не зову, не плачу ...»

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.


Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.


Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!


Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.


Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.


1924

«Отговорила роща золотая ...»


Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.


Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.


Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветром в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.


Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.


Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.


Собаке Качалова


Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.


Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.


Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.


Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.


Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?


Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.


«Клен ты мой опавший...»

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?


Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел


И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.


Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.


Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.


Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.


И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.