Обновление содержания и технологий духовно-нравственного воспитания
Выполнили: Станковская Дарья, Дмитриева Виктория.
Цель:
совершенствование школьной системы духовно – нравственного воспитания.
Повестка дня:
- Анализ состояния духовно – нравственного воспитания в школе.
- Формирование стратегии вовлечения в систему школьного духовно – нравственного воспитания социальных партнеров и родителей.
- Обмен опытом. Знакомство педагогов с лучшими практиками духовно – нравственного воспитания (мастер-классы).
ФГОС НОО: задачи духовно – нравственного воспитания
- В области формирования личностной культуры: реализации творческого потенциала, укрепление нравственности, формирование нравственного смысла учения, основ морали, принятие базовых национальных ценностей и т.д.
- В области формирования социальной культуры: воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, развитие навыков сотрудничества.
- В области формирования семейной культуры: уважительного отношения к родителям, представления о семейных ценностях и т.д.
ФГОС ООО: задачи духовно – нравственного воспитания
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной,
- социально ориентированной, общественно полезной деятельности на
- основе традиционных нравственных установок и моральных норм,
- формирование основ морали;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести);
- принятие учащимся базовых общенациональных ценностей,
- национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою
- нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к
- собственным намерениям, мыслям и поступкам
ФГОС СОО: задачи духовно – нравственного воспитания
- освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
- вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства; помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
- овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими ему индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, в процессе сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
Анализ образовательного процесса по формированию личностных результатов учеников по направлению духовно – нравственного воспитания
Анализ документации педагогов:
- Рабочие программы
- Планы воспитательной работы
- Классные журналы
- Журналы внеурочной деятельности
Диагностика личностных результатов учеников по направлению духовно – нравственного воспитания
Анкетирование обучающихся НОО показало:
- Высокий уровень имеют 21 %
- Средний уровень имеют 48 %
- Низкий уровень имеют 31 %
Диагностика личностных результатов учеников по направлению духовно – нравственного воспитания
Анкетирование обучающихся ООО показало:
- Высокий уровень имеют 19 %
- Средний уровень имеют 67 %
- Низкий уровень имеют 14 %
Диагностика личностных результатов учеников по направлению духовно – нравственного воспитания
Анкетирование обучающихся СОО показало:
- Высокий уровень имеют 25 %
- Средний уровень имеют 58 %
- Низкий уровень имеют 17 %
Диагностика профессиональных компетенций педагогов в направлении духовно - нравственного воспитания
- Высокий уровень имеют 28 %
- Средний уровень имеют 59 %
- Низкий уровень имеют 13 %
- Не владеют компетенциями 0 %
Изучение мнений родительской общественности по вопросам духовно - нравственного воспитания
47 % родителей считают, что школа должна заниматься духовно – нравственным воспитанием детей;
21 % родителей считают, что школа НЕ должна заниматься духовно – нравственным воспитанием детей, так как это право и обязанность родителей;
32 % родителей ответили, что формируют духовные ценности через совместный просмотр и обсуждение кинофильмов, чтение и обсуждение книг, обсуждение новостей, экскурсии, поддержание семейных традиций и т.п.
Проблема системы духовно – нравственного воспитания, которая существует в нашей школе
Шесть шляп мышления
Формирование стратегии вовлечения в систему школы духовно – нравственного воспитания, социальных партнеров и родителей
- Совместные проекты – какие?
- Совместные социально-ориентированные, коммуникативные и творческие акции – какие?
Обмен опытом.
Игра «Ассоциации».
Игра дает учителю представление о сформированности у детей понятий духовно – нравственной направленности.
Описание: на каждую букву слова «Семья», «Ценность», «Эмпатия» и т.д. необходимо назвать ассоциацию.
Обмен опытом.
Сюжетно – ролевая игра «Как в жизни»
Это игра, где применяется моделирование и проигрывание ситуации (сюжета), в ходе которой обучающийся примеряет на себя поведение, отношение и действия окружающих людей.
Обмен опытом.
Прием № 3. Перед вами картонные заготовки-домики. Вам нужно раскрасить их так, чтобы в каждом человеке, который увидит ваш дом, проснулись добрые чувства. А во время работы придумайте фразу, которой вы будете приглашать прохожих зайти в ваш дом.
После окончания работы педагоги по очереди представляют свои дома и произносят фразу, которой приглашают прохожих зайти дом.
Проект решения педсовета
1. Учесть результаты анализа состояния духовно - нравственного воспитания в дальнейшей работе по направлению.
2. Усилить работу по духовно – нравственному воспитанию школьников: внедрить в практику новые технологии, формы, методы и приемы работы по данному направлению воспитания. Ответственный: замдиректора по ВР, замдиректора по УВР, классные руководители, педагоги-предметники. Срок: в течение учебного года.
3. Обеспечить внедрение новых технологий взаимодействия с родительской общественностью, социальными партнерами по привлечению их в систему духовно – нравственного воспитания. Ответственный: советник директора по воспитанию и взаимодействию с ДОО. Срок :декабрь.
4. Обеспечить распространение позитивного педагогического опыта по реализации духовно – нравственного воспитания среди педагогов школы. Ответственный: замдиректора по ВР, замдиректора по УВР, советник директора по воспитанию и взаимодействию с ДОО. Срок: в течение учебного года.