| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
| | ПРОВЕРИЛ ________/_________/ «___»_________20___г. |
Педагогический совет «Педагогика поддержки ребёнка и процесс его развития в системе личностно-ориентированного обучения»
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Соловьева Милена
Ейск, 2024г.
Цель: способствовать формированию у педагогов установки на применение технологий педагогики поддержки в учебно-воспитательном процессе.
Плохой хозяин растит сорняк, Хороший – выращивает рис, Умный – культивирует почву, Дальновидный – воспитывает работника. (Японская мудрость).
Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка.
На смену авторитарной по характеру и социометрической по направленности педагогической деятельности приходит практика гуманистического, личностно – ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка.
Концепция педагогической поддержки
Концепция педагогической поддержки разработана под руководством О.С. Газмана. Её реализация возможна в том, случае если основу профессиональной позиции учителя составляют нормы педагогического воздействия.
Нормы педагогического воздействия
Любовь к ребенку, безусловное принятие его, как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать милосердие, терпимость, терпение, умение прощать.
Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья, и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать.
Уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.
Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.
Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «Хочу» и «Не хочу»).
Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.
Умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.
Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Предмет обучения – знания о мире и способы умственной деятельности.
Предмет воспитания - социальные и культурные ценности, нравственные нормы поведения и отношения.
Предмет педагогической поддержки - личностный выбор, обретение себя.
«Для того чтобы ребенок успевал, хорошо учился, надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». (В. А. Сухомлинский).
Противоречия в современном обществе
- Снижается престиж школы как воспитательного института, в этом плане она не оправдывает социальных ожиданий родителей и детей, отсюда противоречие между требованиями и способностью школы, ориентированной на знания, осуществлять эти функции.
- Интеллектуальное расслоение детей, дискомфорт отдельных учеников и необходимость формировать для всех детей условия самоутверждения, самовыражения, саморазвития.
- Противоречие между требованиями педагогов к учебным достижениям детей и реальным положением людей интеллектуального труда.
- Противоречие между важностью роста воспитательного потенциала семьи и усилением «закрытости» семьи, её нежеланием сотрудничать со школой.
- Противоречие между реальным образованием в семье и новыми воспитательными проблемами для педагогов и родителей.
Педагогическая поддержка это совместное с учеником определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самоорганизации.
Этапы педагогической поддержки
1 . Диагностический этап, который направлен на выявление потенциала ребенка как основы разрешения его социально – педагогических проблем. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности педагога по оказанию поддержки.
2 . На реализационном этапе происходит включение ребенка в различные виды деятельности, организуется совместная работа по преодолению проблем. Непрерывный рост различных проявлений в поведении, ставят перед социальным педагогом, в качестве основной задачи, поиск новых форм, методов и технологий работы с детьми и подростками группы риска.
3 . На итоговом этапе осуществляется анализ и оценка результата практической деятельности. Эффективность социально – педагогической деятельности во многом зависит от деятельности социального педагога по оценке, анализу и современной коррекции педагогической деятельности на всем ее протяжении.
Принципы педагогической поддержки
1 . Природосообразности воспитания - отношение к ребенку как к части природы, воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой среде развития. Воспитание осуществляется в соответствии с законами развития живого организма, учитывает особенности физического развития, состояние здоровья, создает условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении познании, общении, в творчестве.
2.Культуросообразности воспитания «образование и культура как среда, растящая и питающая личность.» Этот принцип предписывает создание в образовательном пространстве различных сред, которые в совокупности составляют единое культурно-образовательное пространство школы, класса, где осуществляется развитие, приобретение опыта и оказание ему помощи в культурной самоиндефикации, основывающейся, на идеи ценности саморазвития, как творческой личности.
3. Индивидуально-личностный подход это принцип определяет положение учащегося в образовательном процессе, означает признание его активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Каждая личность уникальна, и главной задачей является формирование её индивидуальности, создание условий для развития её творческого потенциала.
4. Принцип ценностно-смысловой направленности - создание условий для обретения каждым обучающимся смысла своего учения и жизни.
Игра «Аккумулятор проблем»
Проблемы первой группы: неуверенность в себе.
Проблемы второй группы: низкий уровень развития первоклассника, отсутствие мотивации.
Проблемы третьей группы: ребенок не соблюдает режим дня, звёздная болезнь
Проблемы четвертой группы: ребёнок стесняется своей полноты.
Выступление первой группы:
Проблема: неуверенность в себе .
Решение проблемы:
1. родители, обеспокоенные поведением ребенка, обращаются к педагогу;
необходимо установить контакт
необходимо установить контакт с ребенком;
3. определить причины ( выдвижение гипотез);
4. работа с гипотезами;
5. анализ неудач.
Выступление второй группы
Проблема: низкий уровень развития первоклассника, отсутствие мотивации.
Решение проблемы:
1. сигнальный ребенок, часто отвлекается, ему неинтересно на уроке;
2. поиск и установление контакта с учеником;
3. доверительная беседа с намерением понять, почему ребенок не хочет учиться;
4. учительская поддержка ребенка, воздействие вниманием и лаской;
5. совместное с ребенком обсуждение проблемы.
Выступление третьей группы
Проблема: ребенок не соблюдает режим дня, звёздная болезнь
Решение проблемы:
1. сигнальное поведение ребенка;
2. контакт с ребенком;
3. беседа с ребенком, определение причин конфликтов;
4. варианты решения: тактика помощи (ответственные поручения);
5. реализация плана;
6. анализ проведенной работы.
Выступление четвертой группы
Проблема: ребёнок стесняется своей полноты.
Решение проблемы:
1.поведение ребенка: пропускает уроки физкультуры, отказывается выполнять упражнения, сдавать нормативы; стесняется отвечать у доски;
2.консультации специалистов, обследование у врача, психолога;
3.контакт с ребёнком;
4.беседа с ребёнком, определение причины комплекса неполноценности;
5.работа с психологом; консультации у врачей; работа с родителями;
6.реализация плана – мероприятия по проявлению достоинств ребёнка;
7.анализ проведенной работы.
Вывод: педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно - ориентированный характер.
При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий.