СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для педагогов «Педагогическое сопровождение будущих первоклассников и их адаптации к школьному обучению»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация для педагогов «Педагогическое сопровождение будущих первоклассников и их адаптации к школьному обучению»»

         «Педагогическое сопровождение будущих первоклассников и их адаптации к школьному обучению»    «В первый класс –без проблем!»   Презентацию подготовила Перелыгина Мария Александровна

«Педагогическое сопровождение будущих первоклассников и их адаптации к школьному обучению» «В первый класс –без проблем!»

Презентацию подготовила

Перелыгина Мария Александровна

Растению, когда его пересаживают, что нужно? Время и тепло. Чтобы прижилось растение. А тут живой ребёнок...  ( Цитата из фильма «Мачеха (1973)») Адаптация к школе - это перестройка познавательной,  мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка  при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем.  Мы, взрослые, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка.

Растению, когда его пересаживают, что нужно? Время и тепло. Чтобы прижилось растение. А тут живой ребёнок... ( Цитата из фильма «Мачеха (1973)»)

  • Адаптация к школе - это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
  • Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. 
  • Мы, взрослые, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка.
Задачи адаптационного периода  — помочь ребенку вжиться в позицию школьника (по этому важно показать различие: школьник — не  школьник); — ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии; — научить ребенка задавать вопрос (не столько в про цедурном плане, сколько в смысле решимости); — подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.    «…Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми. Если мы нарушим этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса. И не замедлят испортиться. Дайте детству созреть в детях.»  (Руссо)

Задачи адаптационного периода

— помочь ребенку вжиться в позицию школьника (по этому важно показать различие: школьник — не  школьник);

— ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;

— научить ребенка задавать вопрос (не столько в про цедурном плане, сколько в смысле решимости);

— подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.

«…Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми. Если мы нарушим этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса. И не замедлят испортиться. Дайте детству созреть в детях.»  (Руссо)

Цель работы Реализовать принцип преемственности и сформировать у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью — любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческое самовыражение ребёнка.

Цель работы

  • Реализовать принцип преемственности и сформировать у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью — любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческое самовыражение ребёнка.
Первый этап :  педагогического сопровождения будущих первоклассников - знакомство с будущими первоклассниками, посещение занятий в ДОУ, наблюдение за детьми в деятельности;  - организация подготовительных курсов  «Скоро в школу»  - индивидуальные консультации  с родителями;  - диагностика готовности  будущих первоклассников  к школьному обучению;  - родительское собрание  «Первый раз в первый класс»

Первый этап : педагогического сопровождения будущих первоклассников

  • - знакомство с будущими первоклассниками, посещение занятий в ДОУ, наблюдение за детьми в деятельности; - организация подготовительных курсов «Скоро в школу» - индивидуальные консультации с родителями; - диагностика готовности будущих первоклассников к школьному обучению; - родительское собрание «Первый раз в первый класс»
Психологическая готовность первоклассников   Психологическая готовность к школе - это целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Когда говорят о

Психологическая готовность первоклассников  

Психологическая готовность к школе - это целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности.

Когда говорят о "психологической готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:

  • физиологическая готовность,
  • интеллектуальная подготовка,
  • эмоционально-волевая зрелость,
  • социально-личностная готовность.

«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Леонид Абрамович.

Что такое диагностика?  Нужна ли она? Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса. Предметная стартовая диагностика проводится с целью  ٧  выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса; ٧  выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей

Что такое диагностика? Нужна ли она?

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса.

Предметная стартовая диагностика проводится с целью

٧ выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса;

٧ выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей

Из-за того, что эмоциональное или когнитивное (умственное) развитие этих детей не соответствует «необходимому для обучения в школе уровню», им действительно, оказывается, слишком трудно включиться в систему школьного обучения и их отношения со школой портятся на долгие годы.… Это, соответственно, вызывает беспокойство родителей, ситуация в семье становится напряженной или вовсе конфликтной, что в свою очередь только усугубляет те трудности, которые испытывает ребенок!.. Вот и получается замкнутый круг, выход из которого найти порой оказывается весьма непросто… А вот проведение диагностики готовности ребенка к школе помогает предупредить эти проблемы и трудности, и если есть необходимость, оказать своевременную помощь!

Из-за того, что эмоциональное или когнитивное (умственное) развитие этих детей не соответствует «необходимому для обучения в школе уровню», им действительно, оказывается, слишком трудно включиться в систему школьного обучения и их отношения со школой портятся на долгие годы.… Это, соответственно, вызывает беспокойство родителей, ситуация в семье становится напряженной или вовсе конфликтной, что в свою очередь только усугубляет те трудности, которые испытывает ребенок!..

Вот и получается замкнутый круг, выход из которого найти порой оказывается весьма непросто…

А вот проведение диагностики готовности ребенка к школе помогает предупредить эти проблемы и трудности, и если есть необходимость, оказать своевременную помощь!

Уровни адаптации Высокий уровень адаптации: Ребенок любит школу, рад тому обстоятельству, что теперь он – ученик. Он легко учится, с интересом получает новые знания и радостно ими делится с окружающими, прилежно выполняет задания в школе и дома (причем без особого внешнего контроля и «нажима»), внимательно слушает учителя на уроке, способен что-то выучить или подготовить по своей инициативе, «сверх программы», добросовестно выполняет «общественные поручения», легко сходится с одноклассниками.

Уровни адаптации

  • Высокий уровень адаптации: Ребенок любит школу, рад тому обстоятельству, что теперь он – ученик. Он легко учится, с интересом получает новые знания и радостно ими делится с окружающими, прилежно выполняет задания в школе и дома (причем без особого внешнего контроля и «нажима»), внимательно слушает учителя на уроке, способен что-то выучить или подготовить по своей инициативе, «сверх программы», добросовестно выполняет «общественные поручения», легко сходится с одноклассниками.
Средний уровень адаптации: Ребенок вроде бы не прочь посещать школу, негатива и отторжения уроки у него не вызывают, он в хороших отношениях с одноклассниками и учителем, но предпочитает работать под контролем взрослого и по его указаниям. Самостоятельная работа у такого ребенка «не идет». Для него важно в школе не познание, а сам статус ученика. Таким детям нужен постоянный контроль, инициативы в получении знаний они не проявляют, у них слабо развита самостоятельность в тех делах, которые не представляют для ребят непосредственного интереса.

Средний уровень адаптации: Ребенок вроде бы не прочь посещать школу, негатива и отторжения уроки у него не вызывают, он в хороших отношениях с одноклассниками и учителем, но предпочитает работать под контролем взрослого и по его указаниям. Самостоятельная работа у такого ребенка «не идет». Для него важно в школе не познание, а сам статус ученика. Таким детям нужен постоянный контроль, инициативы в получении знаний они не проявляют, у них слабо развита самостоятельность в тех делах, которые не представляют для ребят непосредственного интереса.

Низкий уровень адаптации: Такие дети к школе относятся негативно либо просто равнодушно, на уроках подавлены, «отсутствуют». Или, наоборот, нередко нарушают дисциплину, учебный материал усваивают не полностью, самостоятельно работают с трудом и без интереса, домашние задания выполняют не всегда. Для усвоения материала им нужна помощь взрослых: неоднократные объяснения и повторения, больше времени, чем остальным. Общественные поручения эти дети выполняют без особой охоты, нередко не имеют в классе друзей.

Низкий уровень адаптации: Такие дети к школе относятся негативно либо просто равнодушно, на уроках подавлены, «отсутствуют». Или, наоборот, нередко нарушают дисциплину, учебный материал усваивают не полностью, самостоятельно работают с трудом и без интереса, домашние задания выполняют не всегда. Для усвоения материала им нужна помощь взрослых: неоднократные объяснения и повторения, больше времени, чем остальным. Общественные поручения эти дети выполняют без особой охоты, нередко не имеют в классе друзей.

Дезаптация Школьная дезадаптация  — это несовпадение индивидуальных особенностей ребенка с новой ситуацией, в которой он находится. Существует много описаний школьной дезадаптации, и все они подразумевают такие факторы как социально-средовые признаки, характер семейных отношений, особенности школьной образовательной среды, класс и даже само место, на котором сидит ученик.

Дезаптация

Школьная дезадаптация  — это несовпадение индивидуальных особенностей ребенка с новой ситуацией, в которой он находится. Существует много описаний школьной дезадаптации, и все они подразумевают такие факторы как социально-средовые признаки, характер семейных отношений, особенности школьной образовательной среды, класс и даже само место, на котором сидит ученик.

Причины дезаптации Причины дезадаптации: -усталость, переутомление, перегрузка как нервной системы, так и иммунной. Если ребенок слабенький, не привык к нагрузкам – в школе ему придется нелегко даже при отличных способностях и хорошей коммуникабельности. -слишком высокая тревожность, мнительность самого ребенка, чрезмерно сильное переживание промахов как в учебе, так и в отношениях.

Причины дезаптации

Причины дезадаптации:

-усталость, переутомление, перегрузка как нервной системы, так и иммунной. Если ребенок слабенький, не привык к нагрузкам – в школе ему придется нелегко даже при отличных способностях и хорошей коммуникабельности.

-слишком высокая тревожность, мнительность самого ребенка, чрезмерно сильное переживание промахов как в учебе, так и в отношениях.

Рекомендации для учителей  по успешной адаптации обучающихся первых классов   1.      Относитесь к детям доброжелательно и дружелюбно, старайтесь организовывать для первоклассников ситуации успеха.  2.      Осуществляйте развивающую работу на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ученика.  3.      Способствуйте развитию каждого ребенка как личности, умеющей сознательно управлять своим поведением.  4.      При планировании уроков старайтесь определять не только учебную, но и психологическую задачу (развитие произвольности памяти, внимания, логического мышления и т. д.), что поможет более точно использовать приемы отслеживания положительных результатов детей.

Рекомендации для учителей по успешной адаптации обучающихся первых классов

1.      Относитесь к детям доброжелательно и дружелюбно, старайтесь организовывать для первоклассников ситуации успеха. 2.      Осуществляйте развивающую работу на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ученика. 3.      Способствуйте развитию каждого ребенка как личности, умеющей сознательно управлять своим поведением. 4.      При планировании уроков старайтесь определять не только учебную, но и психологическую задачу (развитие произвольности памяти, внимания, логического мышления и т. д.), что поможет более точно использовать приемы отслеживания положительных результатов детей.

5.      Проведите занятия в игровой форме, вызывающей у учащихся живой интерес.  6.      Больше внимание на занятиях уделяйте развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.  7.      Стремитесь ставить перед ребенком конкретные цели, направленные на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать.  8.      Конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена и на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 минут урока).  9.      По мере овладения детьми новой формой поведения намеченное время постепенно увеличить.  10.  Обязательно используйте каждодневный контроль за выполнением намеченных целей.

5.      Проведите занятия в игровой форме, вызывающей у учащихся живой интерес. 6.      Больше внимание на занятиях уделяйте развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы. 7.      Стремитесь ставить перед ребенком конкретные цели, направленные на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать. 8.      Конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена и на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 минут урока). 9.      По мере овладения детьми новой формой поведения намеченное время постепенно увеличить. 10.  Обязательно используйте каждодневный контроль за выполнением намеченных целей.

Советы по профилактике дезадаптации первоклассников: 1.      Чаще называйте ребенка по имени.  2.      Чаще хвалите в присутствии других детей.  3.      Используйте только методы положительного стимулирования.  4.      Старайтесь не сравнивать результаты детей. Используйте  только относительные оценки «шкалы роста» самого ребенка.  5.      Обязательно обсуждайте с детьми их проблемы, чтобы они чувствовали, что аналогичные ситуации встречаются и у других детей.  7.      Старайтесь уважительно относиться к потребностям ребенка.  

Советы по профилактике дезадаптации первоклассников:

  • 1.      Чаще называйте ребенка по имени. 2.      Чаще хвалите в присутствии других детей. 3.      Используйте только методы положительного стимулирования. 4.      Старайтесь не сравнивать результаты детей. Используйте  только относительные оценки «шкалы роста» самого ребенка. 5.      Обязательно обсуждайте с детьми их проблемы, чтобы они чувствовали, что аналогичные ситуации встречаются и у других детей. 7.      Старайтесь уважительно относиться к потребностям ребенка.
  •