СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Галка и кувшин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотаблиц

Просмотр содержимого документа
«Пересказ рассказа Л.Н.Толстого "Галка и кувшин"»



МКДОУ «Детский сад «Сказка» г. Щигры Курская обл.







Конспект

итогового занятия по развитию речи в старшей группе

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого

«Галка и кувшин»









Воспитатель:

Воинова Н.В.



Цель: развитие связной речи у детей посредством пересказа литературного произведения.

Задачи:  

  • познакомить детей с явлением, описанным в рассказе Л.Толстого;

  • учить пересказывать текст, не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи;

  • продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей;

  • продолжать развивать умение, использовать условно-символические изображения для составления описательного рассказа;

  • развивать собственный познавательный опыт через экспериментально-практическую деятельность;

  • воспитывать умение слушать товарищей, следить за их речью.

Оборудование:

Картинка с изображением галки и других птиц, книга Л. Н. Толстого «рассказы для маленьких» с рассказом «Галка и кувшин», мнемотаблица «Птицы», разрезные картинки для игры «Найди пару», кувшин с водой, камешки, «телевизор».

Ход занятия.

Воспитатель.

Придумано кем- то просто и мудро.

При встрече здороваться: «Доброе утро».

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро приветливым лицам.

Каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро длится до вечера.

Ребята, давайте скажем друг другу и нашим гостям «Доброе утро» и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.



Дети: Доброе утро.

Воспитатель. Подойдите, пожалуйста, к нашему книжному уголку. Скажите, что изменилось? Ребята, кто это?

Дети: Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Жил очень давно, более 100 лет назад. Он писал книги для взрослых и короткие рассказы для детей. У него была своя школа для сельских ребят. Для них Лев Николаевич написал азбуку и сам учил этих детей читать и писать.

Воспитатель. Давайте вспомним, какие рассказы Л.Н. Толстого мы с вами уже читали. Я предлагаю поиграть в игру «Найди пару». Вам нужно будет собрать разрезную картинку, вспомнить название рассказа Л.Н. Толстого и сказать о чём он.

Игра «Найди пару»

  1. «Лев и собачка» - о жестокости людей, о дружбе между животными, о преданности большого и сильного льва

  2. «Косточка» - нельзя брать без разрешения, нужно говорить правду

  3. «Муравей и голубка» - ты помог в беде, помогут и тебе

  4. «Старый дед и внучек» - старых нужно уважать, не обижать

  5. «Чиж» - лесные птицы в клетках не поют, им нужна воля.



Воспитатель. Молодцы! Присаживайтесь на стульчики. Сегодня я прочитаю вам новый рассказ Л.Н.Толстого. Догадайтесь про кого этот рассказ.

Загадка

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит, плохи дела… (птица)



Воспитатель. Молодцы! На нашей планете огромное количество птиц, а вот на Луне нет ни одной. Представьте себе, что к вам в гости прилетел …. Лунтик (показывает игрушку) и просит вас рассказать ему о том, кто такие птицы. Расскажете?

( Мнемотаблица )

Дети:

  • Тело птиц покрыто перьями.

  • У птиц есть крылья, клюв.

  • Птицы умеют летать.

  • Птицы вьют гнёзда на деревьях.

  • Птицы в гнёздах высиживают птенцов.

  • Птенцы вылупляются из яиц.

  • Птицы питаются червяками, насекомыми, зёрнышками.

  • Бывают птицы перелётные, а бывают зимующие.



Воспитатель. Ну, что ж после такого подробного описания нашему гостю стало понятно, кто такие птицы.

А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Встаньте в круг и представьте, что вы стали птицами.

Физкультминутка «Птицы-пальчики»

Воспитатель. Отдохнули? Тогда послушайте рассказ Л.Н.Толстого про галку. (Иллюстрация)

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить.

Воспитатель. О ком рассказ? ( Этот рассказ о птице, галке) Из чего галка хотела попить? (Галка хотела попить из кувшина) Почему не смогла этого сделать? (Вода в кувшине была на самом дне) Что сделала птица, чтобы напиться? ( Она стала кидать в кувшин камушки)  Какая галка в рассказе? (Галка умная, сообразительная, смекалистая, догадливая, находчивая) Придумайте название рассказа. ( Умная галка. Галка и кувшин. )

- Как вы думаете, могла такая история произойти на самом деле?



Эксперимент «Послушная водичка»

- Предлагаю это проверить.

Дети подходят к столу, на котором стоит прозрачный кувшин. Маркером отмечен уровень воды в кувшине. Дети по очереди опускают камешки в банку.

- Что происходит с водой? (Вода поднимается)

- Почему уровень воды в кувшине стал подниматься? Воды стало больше?

(Камешки тяжелые, опустились на дно, воду они стали вытеснять)

Воспитатель. Присаживайтесь на свои места. Я вам прочитаю рассказ ещё раз. Слушайте внимательно, потом расскажете, что запомнили.

Повторное чтение рассказа.

-  Кто попробует из вас первым сделать пересказ? Представь, что ты ведёшь передачу «Спокойной ночи, малыши» .

Телевизор я включаю и  Милану приглашаю. (Можно назвать  любое  имя ребенка)

("Включаю" ТВ, из экрана выглядывает вызванный ребенок)

Рассказ ребенка. Анализ его пересказа.

Пересказывают несколько детей.

Воспитатель. Молодцы! Подведём итог нашего занятия.

- Как называется рассказ, который мы читали и пересказывали?

- Кто автор рассказа? Продолжите мои слова:

Лев Николаевич ……………Толстой

Любил детей он всей ……….душой..

Учил он старших ……………..уважать,

А малышей ………………не обижать.

Учил живое все …………… любить

И всегда правду …………….говорить.