МКДОУ «Детский сад «Сказка» г. Щигры Курская обл.
Конспект
итогового занятия по развитию речи в старшей группе
Пересказ рассказа Л.Н.Толстого
«Галка и кувшин»
Воспитатель:
Воинова Н.В.
Цель: развитие связной речи у детей посредством пересказа литературного произведения.
Задачи:
познакомить детей с явлением, описанным в рассказе Л.Толстого;
учить пересказывать текст, не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи;
продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей;
продолжать развивать умение, использовать условно-символические изображения для составления описательного рассказа;
развивать собственный познавательный опыт через экспериментально-практическую деятельность;
воспитывать умение слушать товарищей, следить за их речью.
Оборудование:
Картинка с изображением галки и других птиц, книга Л. Н. Толстого «рассказы для маленьких» с рассказом «Галка и кувшин», мнемотаблица «Птицы», разрезные картинки для игры «Найди пару», кувшин с водой, камешки, «телевизор».
Ход занятия.
Воспитатель.
Придумано кем- то просто и мудро.
При встрече здороваться: «Доброе утро».
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро приветливым лицам.
Каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
Ребята, давайте скажем друг другу и нашим гостям «Доброе утро» и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
Дети: Доброе утро.
Воспитатель. Подойдите, пожалуйста, к нашему книжному уголку. Скажите, что изменилось? Ребята, кто это?
Дети: Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Жил очень давно, более 100 лет назад. Он писал книги для взрослых и короткие рассказы для детей. У него была своя школа для сельских ребят. Для них Лев Николаевич написал азбуку и сам учил этих детей читать и писать.
Воспитатель. Давайте вспомним, какие рассказы Л.Н. Толстого мы с вами уже читали. Я предлагаю поиграть в игру «Найди пару». Вам нужно будет собрать разрезную картинку, вспомнить название рассказа Л.Н. Толстого и сказать о чём он.
Игра «Найди пару»
«Лев и собачка» - о жестокости людей, о дружбе между животными, о преданности большого и сильного льва
«Косточка» - нельзя брать без разрешения, нужно говорить правду
«Муравей и голубка» - ты помог в беде, помогут и тебе
«Старый дед и внучек» - старых нужно уважать, не обижать
«Чиж» - лесные птицы в клетках не поют, им нужна воля.
Воспитатель. Молодцы! Присаживайтесь на стульчики. Сегодня я прочитаю вам новый рассказ Л.Н.Толстого. Догадайтесь про кого этот рассказ.
Загадка
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит, плохи дела… (птица)
Воспитатель. Молодцы! На нашей планете огромное количество птиц, а вот на Луне нет ни одной. Представьте себе, что к вам в гости прилетел …. Лунтик (показывает игрушку) и просит вас рассказать ему о том, кто такие птицы. Расскажете?
( Мнемотаблица )
Дети:
Тело птиц покрыто перьями.
У птиц есть крылья, клюв.
Птицы умеют летать.
Птицы вьют гнёзда на деревьях.
Птицы в гнёздах высиживают птенцов.
Птенцы вылупляются из яиц.
Птицы питаются червяками, насекомыми, зёрнышками.
Бывают птицы перелётные, а бывают зимующие.
Воспитатель. Ну, что ж после такого подробного описания нашему гостю стало понятно, кто такие птицы.
А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Встаньте в круг и представьте, что вы стали птицами.
Физкультминутка «Птицы-пальчики»
Воспитатель. Отдохнули? Тогда послушайте рассказ Л.Н.Толстого про галку. (Иллюстрация)
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить.
Воспитатель. О ком рассказ? ( Этот рассказ о птице, галке) Из чего галка хотела попить? (Галка хотела попить из кувшина) Почему не смогла этого сделать? (Вода в кувшине была на самом дне) Что сделала птица, чтобы напиться? ( Она стала кидать в кувшин камушки) Какая галка в рассказе? (Галка умная, сообразительная, смекалистая, догадливая, находчивая) Придумайте название рассказа. ( Умная галка. Галка и кувшин. )
- Как вы думаете, могла такая история произойти на самом деле?
Эксперимент «Послушная водичка»
- Предлагаю это проверить.
Дети подходят к столу, на котором стоит прозрачный кувшин. Маркером отмечен уровень воды в кувшине. Дети по очереди опускают камешки в банку.
- Что происходит с водой? (Вода поднимается)
- Почему уровень воды в кувшине стал подниматься? Воды стало больше?
(Камешки тяжелые, опустились на дно, воду они стали вытеснять)
Воспитатель. Присаживайтесь на свои места. Я вам прочитаю рассказ ещё раз. Слушайте внимательно, потом расскажете, что запомнили.
Повторное чтение рассказа.
- Кто попробует из вас первым сделать пересказ? Представь, что ты ведёшь передачу «Спокойной ночи, малыши» .
Телевизор я включаю и Милану приглашаю. (Можно назвать любое имя ребенка)
("Включаю" ТВ, из экрана выглядывает вызванный ребенок)
Рассказ ребенка. Анализ его пересказа.
Пересказывают несколько детей.
Воспитатель. Молодцы! Подведём итог нашего занятия.
- Как называется рассказ, который мы читали и пересказывали?
- Кто автор рассказа? Продолжите мои слова:
Лев Николаевич ……………Толстой
Любил детей он всей ……….душой..
Учил он старших ……………..уважать,
А малышей ………………не обижать.
Учил живое все …………… любить
И всегда правду …………….говорить.