ПОЧВЕННАЯ НЕДЕЛЯ. Земля – матушка, земля- кормилица- так издавна называли люди землю. Она же нас кормит, на себе носит, из земли многое рождается, растёт. Почва –живая земля. Это особое природное образование, обладающее полезными свойствами и составом. Почва обеспечивает рост и развитие растений, снабжает водой и минеральными солями. Состоит из чернозёма, песка , глины, камня, минералов. Почва является домом для дождевого червяка, личинок разных жуков, ящериц, змей, сусликов, хомячков, полевых мышей… К сожалению человек своей деятельностью наносит почве много вреда. Сейчас готовится к выпуску «красная книга чернозёмов», куда попадут редкие исчезающие виды почв. |
Напрвление | ДНИ НЕДЕЛИ. Средний возраст. |
Понедельник «Любознайка» | Вторник «Трудолюбик» | Среда «Микроша» | Четверг «Здоровинка» | «Пятница «Чудинка» |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «» |
Ходьба: «По горячим уголькам» (на ребре стопы) Пальчиковая гимнастика: «Рисуем угольком», «Найди камушки» (в песке). | Подвижные игры: «По кочкам», «Мышиный хоровод» | Упражнения на равновесие: «Грибы» (на одной ноге), «Змейка» (ходьба по начерченным линиям). | Ходьба: «Улитка» (ползание на четвереньках между листиками) Упражнения на дыхание: «Живая гора», «Запах полей» (с задержкой на вдохе). Подвижные игры: «Найди свой дом» (дома: камень, пенек, песочек, др.), «Уборка мусора» (М.Дюнн). Упражнения для профилактики плоскостопия: Ходьба босиком по песку, камушкам, «Возьми камушек» (пальцами ног) | Спортивное развлечение: «Геологическая экспедиция» |
Познавательное развитие | Беседы: «Что у нас под ногами» (Мы живём в городе, где все улицы заасфальтированы, по ним ездят машины, ходят люди, но есть островки, где растут цветы, деревья, трава- это живая земля. Она называется почвой, земля там мягкая, рыхлая) | Наблюдения: «Коллекция камней» (Рассматривание камней: большие и маленькие, округлые и острые, прозрачные и цветные.) | Серия опытов: «Какой он песок?» (Пересыпание и просеивание песка, сравнение его температуры) | Наблюдения: «Свойства почвы» (Рассматривание сырой и сухой почвы) | Беседы: «Кто живет в почве?» |
Речевое развитие | Артикуляционная разминка: И. Демьянов. «В огороде» | Артикуляционная разминка: Ф. Бобылев. « Земляника» | Сюжетно-ролевая игра: «Огород у нас хорош!» | Артикуляционная разминка: С.Антонюк Стихи про крота | Речевая игра: .Г. Куринин.»Два веселых старичка» |
Социально-коммуникативное развитие | Этюд на развитие эмоций: «Оживи предмет» Н.Ф. Сорокина | Труд в природе: посев укропа. | Строительные игры из песка: «В песочной стране» (использование формочек различного вида) | | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование на песке: «Донской пейзаж» Пение: «Сороконожки» , «Утята» Е.Поплянова | Изготовление посуды из глины: совместное творчество детей и взрослых по мотивам дымковской росписи Пение: «Сороконожки» , «Утята» Е.Поплянова | Лепка: «Глиняные каракули» ( из красной и белой глины) Пение: «Сороконожки» , «Утята» Е.Поплянова | Пение: «Сороконожки» , «Утята» Е.Поплянова Музыкальные игры: «Червячки и сороконожка» современные мелодии, «Дорожка» Е.Макшанцева | Ярмарка: «Из старого сундучка» ( музыкально-театрализованная презентация и распродажа поделок из глины) Пение: «Сороконожки» , «Утята» Е.Поплянова |
Старший возраст. |
Напрвление | ДНИ НЕДЕЛИ. |
Понедельник «Любознайка» | Вторник «Трудолюбик» | Среда «Микроша» | Четверг «Здоровинка» | «Пятница «Чудинка» |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «» |
Ходьба «Медвежий след» (ходьба с упором на руки), Пальчиковая гимнастика: «Слепи шарики из глины», «Горячий камушек» (перебрось из одной руки в другую). | Игры: «Замок из песка», «Подбрось и поймай» (игра с камушками), Пальчиковая игра: «Землемерка» | Упражнения в равновесии: «Удержись на камне» (на возвышении, на 1 ноге), Эстафеты: «Туннель крота», «Попади в корзинку» (броски камушков), | Ходьба «Утрамбуем площадку» (топающие движения прямо и боком). Упражнения на дыхание: «Передвинь камушек». Игры: «Археологи» (кисточкой найти в песке предмет), «Земля, воздух, вода». Эстафеты: «Муравьиная дорожка» (полоса препятствий), «Геологи» (сортировка предметов). Упражнения на расслабление: «Липкая глина» (поглаживание ладоней рук чередуется с потряхивание кистями), «Отдых на природе». | Спортивное развлечение: «Геологическая экспедиция» |
Познавательное развитие | Беседы: «Какие бывают почвы» (Структурная почва состоит комочков, хорошо проводит воду, бесструктурная- глинистая, частицы не соединены между собой/пыль/, плохо проводит воду.) . | Беседы: «Состав почвы» (Почва состоит из органических и минеральных веществ. В зависимости от содержания глины и песка почвы делятся на глинистые, суглинистые, супесчаные и песчаные) | Опыты: «Путь воды» (Передвижение воды в почве), « Помощница почва» (Влияние почвы, песка, глины на рост растений), «Сила воды» (Влияние воды на почву и камни), «Живой песок» (Движение песка под действием ветра и воды) | Наблюдение: «Песочные часы» (Проследить как пересыпается песок, ощутить длительность минуты) | Наблюдение: «Чудесные звуки земли» (Отслеживание запахов, звуков, цвета земли) |
Речевое развитие | Артикуляционная разминка Ю. Кушак. « Земляника» | Сюжетнео- ролевая игра: «Геологи» (расширять знания детей о профессии геолога и условиях их работы в экспедиции. Игровые ситуации: подготовка к раскопкам, раскопки древних поселений, неожиданный гость, на привале) | Игра –импровизация: «Подземные жители» (проигрывание сюжета из сказки «Дюймовочка» и по стихотворению И. Токмаковой «Серый крот») | Артикуляционная разминка: Л. Стефанова, «В огороде червячок» | Логоритмика: К. Тангрыкулиев . « Картошка» |
Социально-коммуникативное развитие | | Труд в природе: посев салата | | | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование углем на асфальте: «Обрыв над Доном» Слушание: «Гном» М.Мусоргский Пение: «Про грибы» Г.Левкодимов | Изготовление свистулек из глины: совместное творчество детей и взрослых по мотивам филимоновской игрушки Пение: «Про грибы» Г.Левкодимов Музыкальные игры: «Дорожка» Е.Макшанцева, «Весёлый муравейник» русские нар.мелодии | Пение: «Кузовок» А.Александров, «Земелюшка-чернозём» русская нар. Этюд: «Живая гора» (имитация горных массивов – танцевальная импровизация с использованием ткани) | Пение: «Кузовок» А.Александров, «Земелюшка-чернозём» русская нар. Этюд: «Живая вода» (развитие воображения и пластикипри создании образа воды) | Ярмарка: «Из старого сундучка» ( музыкально-театрализованная презентация и распро дажа поделок из глины)Пение: «Про грибы» Г.Левкодимов, «Кузовок» А.Александров, «Земелюшка-чернозём» русская нар. |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. |
Напрвление | ДНИ НЕДЕЛИ. |
Понедельник «Любознайка» | Вторник «Трудолюбик» | Среда «Микроша» | Четверг «Здоровинка» | «Пятница «Чудинка» |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «» |
Ходьба: «Паучки» (ходьба с упором на руки), «По кочкам» (ходьба по кубам). Подвижные игры: «Попади в цель» (метание камушков в цель), «Перекати-поле» (перекаты боком) | Подвижные игры: «Железная дорога» (с кубиками), Эстафеты: «Землемеры» (палочками измерить поле), | Эстафеты: «Лисий след» (бег между кеглями), «Кузнечики» (прыжки на одной ноге). | Упражнения на дыхание: «Чей жучок быстрее?», «Футбол» Эстафеты: «Труженики-муравьи» (ползание по скамейке с переносом предметов), «Вскопай грядку» (бег и лопаткой переложить кубик), «Газонокосилка» (бег с обручами), «Ящерицы» (ползание по-пластунски). Упражнения на равновесие: «Трясина» (ходьба с остановками на сигнал на одной ноге), «Танец на бревнышке», Профилактика плоскостопия: Ходьба по камушкам, палочкам, «Отряхни песочек» (стопами ног) | Спортивное развлечение: «Геологическая экспедиция» |
Познавательное развитие | Беседы: «Планета земля –наш дом» (Посмотрев на глобус можно увидеть, что материки окрашены в коричневый, желтый и зелёный цвета , это значит , что они покрыты пустынями, горами, растительностью и всё это почва.) . | Беседы: «Особенности почвы нашей области» (В нашем крае встречаются разыне виды почвы. Большие пространства занимают степи, где почва суглинистая, бедная полезными веществами. Есть и плодородные по.чвы-чернозём, на которых выращивают хлеб, овощи, фрукты. На небольших песчаных участках нашей области хорошо растут сосновые леса.. Глубоко под землёй располагаются платы каменного угля.) | Опыты: «Почва после дождя», «Искра из камня» (трение камня о камень) Серия опытов с песком: рассматривание песчинок через лупу, раскрашивание песка, перетирая цветными мелками, песок- друг и враг, пустыня в пробирке Эксперимент: «Сделаем музыкальный инструмент» (шумелки, маракасы, погремушки из камней) | Наблюдение: «Каменная эпидемия» (рассматривание различных камней: янтарь, гранит, малахит, кремний, мел, уголь, слюда, мрамор каменная соль. Определение камней на ощупь) | Экскурсия в музей на минералогическую выставку |
Речевое развитие | Артикуляционная разминка: С. Антонюк. «Стих про крота» | Речевая игра: Игра-фантазия: «Земля –наш общий дом» (придумывание и проигрывание событий, происходящих на земле) | Логоритмика: К.Зискина. «Жучок и червячок» | Артикуляционная разминка: Т. Гетте. «Изучаем червячка» | Логоритмика: Л. Шмидт. «Шмяк да бряк» |
Социально-коммуникативное развитие | Игра –эмпатия: «Представь себя камнем у дороги» Е.А.Алябьева | Труд в природе: перевалка комнатных растений /герань, фикус, комнатная мята/ | | | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование сангиной по замыслу: «Донская мозаика» Слушание: «В пещере горного короля», «Кобольд» Э. Григ Пение: «Песенка про крота» С. Гаврилов, Драматизация: по мотивам сказки А.Бажова с использованием кукол -марионеток | Ручной труд: «В гостях у хозяйки медной горы» изготовление картин из ароматизированной соли для ванн по мотивам сказки А.Бажова Пение:»Песенка про крота» С. Гаврилов. | Изготовление скульптурной композиции из глины: «Уличный декор» совместное творчество детей и взрослых Пение: «Весёлая песенка» Г.Левкодимов | Изготовление фотоколлажа: «Жизнь на Земле» Пение: «Весёлая песенка» Г.Левкодимов Музыкальные игры: «Чей кружок скорее соберётся» русские нар. мелодии | Композиции на улице: оформление миниатюрного каменного сада Ярмарка: «Из старого сундучка» ( музыкально-театрализованная презентация и распродажа поделок из глины) Пение: «Песенка про крота» С. Гаврилов, «Весёлая песенка» Г.Левкодимов |
ПРИЛОЖЕНИЕ к Почвенной неделе.
Рекомендации по проведению
Спортивное развлечение: «Геологическая экспедиция»
На утренней прогулке дети отправляются в экспедицию с геологическими приборами по карте: преодолевают полосы препятствия, перемещаются различными «видами транспорта» (на плоту, на вертолете, на машине), поднимаются в горы и спускаются под землю.
Ярмарка: «Из старого сундучка» ( музыкально-театрализованная презентация и распродажа поделок из глины, собственного изготовления)
В конце недели каждая группа оформляет свою веранду в виде ярмарочного прилавка. В каждой группе на конкурсной основе выбирается несколько зазывал-продавцов. Они расхваливают товар: используя шутки, прибаутки, частушки, приговорки и другие малые формы русского фольклора. Можно выбрать несколько коробейников, которые предлагают товар на ходу, продвигаясь меду детьми. Деньгами на ярмарке служат бублики и баранки. В завершении проводится чаепитие с приглашением родителей.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
Демьянов. «В огороде»
В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?
Ф. Бобылев. « Земляника»
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад наклониться,
А имя дала мне
Родная землица.
Г. Куринин.»Два веселых старичка»
Два веселых старичка
Увидали червячка.
И возник у них вопрос:
Где он прячет хвост, где нос?
И куда запрятал ножки,
Чтобы бегать по дорожке?
С.Антонюк Стихи про крота
В норке теплой и сухой,
Под землей глубоко,
Проживает крот слепой
Очень одиноко.
Он с утра и до заката
Роет все туннели,
Хоть работа грязновата,
Он доволен ею.
Ю. Кушак. « Земляника»
Этой крохотной девчушке
Жить не скучно на опушке
С паучками и жучками,
Земляными червячками.
А порою за травою
С милой матушкой землёю
Можно здесь уединиться
И секретами делиться.
Л. Стефанова, «В огороде червячок»
В огороде червячок
В глубь земли зарылся,
Вот и рыхлый колпачок
Тут же появился.
День - деньской вокруг корней
Разрыхляет почву.
Будет много овощей,
Фруктов, ягод сочных
К. Тангрыкулиев . « Картошка»
Посадили мы картошку:
Мама – в поле,
Я – в саду.
Мама – много,
Я – немножко.
Я – всего одну гряду.
Чтоб моя росла скорей,
Я весь день
Тружусь над ней.
Я минуты
Неподвижно
У картошки не сижу.
То подальше, то поближе
Я ее пересажу.
- Будет чудо-огород, -
Говорит сосед Сережка, -
Если вырастет картошка,
Несмотря на твой уход.
С. Антонюк. «Стих про крота»
В сером плюшевом кафтане,
С хвостиком коротким,
Выполз кротик утром ранним
Оценить погодку.
Только крот совсем не видит,
Так уж он устроен,
Результат тут очевиден:
Крот ушел расстроен.
И бессильны тут врачи,
Как тут ни старайся,
Не помогут тут очки,
Как ни сокрушайся
Т. Гетте. «Изучаем червячка»
Мы поссорились, пока
Изучали червяка.
"Анатомия проста,-
Вовка молвил, - Два хвоста!"
"Головы две! Без сомненья!"-
Это Мишкино решенье.
Мой ответ был очень прост:
"Чем виляет - это хвост!
Где шевелится едва,
Значит, там и голова!"
Юркнул в землю наш червяк.
И досадно стало так!
Не узнали о простом:
Головой махнул? Хвостом?
К.Зискина. «Жучок и червячок»
Жук ползёт издалека.
Догоняет червяка.
- Ты куда ползёшь?
- Домой!
- Поползу и я с тобой.
- У тебя шесть ног, жучок, -
Отвечает червячок, -
У меня нет ни одной –
Не поспеть мне за тобой.
Если можешь, помоги:
Одолжи мне три ноги.
Шевелит усами жук,
Жалко стало ноги вдруг:
- Не хочу ползти с тобой,
Поползу другой тропой.
Вот имел бы девять ног,
Я тогда б тебе помог.
Шесть – нужны мне самому,
Не отдам их никому.
- Три ноги мне пожалел?
Разве три ноги – предел?
Три ноги – вообще, пустяк, -
Говорит жуку червяк, -
Сорок ног – вот это да!
Три – такая ерунда!
Мне ж – не надо ни одной, -
И червяк пополз домой.
О. Григорьев. « Дачница»
Галя вышла в огород:
Все ли там в порядке?
Вытирает ручкой пот,
Проверяя грядки.
Под кусты, гляди-ка,
Как растет клубника:
Ягодки для Гали
Птицы не склевали?
Не мешали сорняки
И улитки-слизняки?
Красные – созрели!
Выросли. Успели.
Л. Шмидт. «Шмяк да бряк»
Шмяк да бряк…
Шмяк да бряк...
Шёл тропинкою червяк,
Шёл, гордился сам собой:
«Я – особый, Дождевой!
Я – особый дождевой,
Дождь – приятель лучший мой:
Захочу – и он польёт!
Будет лить, Хоть целый год.»
Дождь, услышав, удивился,
Дождь на тропочку пролился,
Посмотрел на червяка
И сказал: «Привет! Пока!»
Убежал за поворот,
Убежал на огород,
Чтоб для деточек горох
Не завял и не засох.
А червяк-то, А червяк?
Тот, который – шмяк да бряк?
Он от солнышка бегом,
Норку вырыл под кустом,
Торопился, рылся,