СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перспективное планирование психокоррекционных занятий в коррекционных классах 1-4.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование в помощь педагогу-психологу коррекционных классов.

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование психокоррекционных занятий в коррекционных классах 1-4.»

Программа коррекционной работы педагога-психолога для занятий с детьми с умственной отсталостью.

  1. Актуальность темы.

Актуальность темы состоит в том, что детям в силу их особенности развития необходимо специальная психо-коррекционная работа, которая поможет им адаптироваться в социуме, повысить чувство уверенности в собственных силах, будет способствовать общему развитию ребенка.

  1. Пояснительная записка.

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа составлена в соответствии с нормативными документами.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. №1089.

Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Корекционно-развивающая психолого-педагогическая программа для детей с умственной отсталостью посвящена проблеме развития, обучения и адаптации детей в обществе.

Цель программы:

Создание условий для личностного развития, развития коммуникативных навыков детей с умственной отсталостью.

При составлении программы учитывались особенности развития детей с умственной отсталостью, а именно:

  1. Тугоподвижность мыслительных процессов.

  2. Снижение объема знаний об окружающем мире.

  3. Снижение уровня мыслительных процессов: обобщения, классификации, сравнения, анализа.

  4. Замедленный темп формирования условно-рефлекторных связей, быстрота их угасания.

  5. Более низким уровнем сенсорного развития.

  6. Нарушением уровня произвольной само регуляции, функций контроля и анализа.

  7. Снижение уровня восприятия.

  8. Неразвитостью мелкой и крупной моторики.

  9. Трудностями в общении.

  10. Слабое осознание себя, своих сильных и слабых сторон, неадекватной самооценкой.

  11. Низкий уровень речевого развития.

  12. Особенностями эмоционального развития: эмоциональной лабильностью, или инертностью эмоций, тревожностью, агрессивностью и т.д.

  1. Задачи курса:

  1. Способствовать более полноценному психическому и личностному развитию детей.

  2. Способствовать формированию познавательной мотивации и интереса к занятиям, к обучению в целом.

  3. Способствовать развитию мышления и речи, развитию мыслительных операций: обобщения, сравнения и анализа, формированию понятий.

  4. Формирование представлений об окружающем мире.

  5. Способствовать успешной социализации в обществе через формирование коммуникативных навыков.

  6. Способствовать осознанию своего «Я», умению оценивать свои действия и поступки и поступки других людей с точки зрения моральных норм.

  7. Воспитание уверенности собственных сил.

  8. Оказание консультативной помощи родителям в понимании проблем развития ребенка.



  1. Общая характеристика курса.

Психологом разработана авторская программа с учетом особенности развития детей с умственной отсталостью. В основу программы легли работы классиков психологии, разрабатывающих основы работы с детьми с умственной отсталостью: С.Я. Рубеншнейна, М.С. Певзне, Выгодского.

  1. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 4 учебных года с 1 по 4 включительно. В первом классе провести 66 коррекционных занятий, во втором, третьем и четвертом по 68 занятий в год. Итого 336 занятий за 4 года.

Предполагаемые результаты:

Учитывая особенности развития детей можно предположить, что эффект от проводимых занятий будет отстранен во времени. У каждого ребенка он будет зависеть от тяжести дефекта, от глубины поражения ЦНС, от эффективности лечения и от отношения родителей к развитию ребенка.



  1. Диагностика особых образовательных потребностей у детей с умственной отсталостью.

  1. Выявление особенностей эмоционального и нервно-психического развития через медицинские тесты НПР, наблюдение за эмоциональным развитием и поведением детей, выявление стилей эмоционального реагирования.

  2. Изучение понимания эмоций людей, подборка картинок с изображением эмоциональных состояний людей.

  3. Диагностика восприятия картины.

  4. Тесты на выявление особенностей умственного развития: обобщений, классификаций, сравнения и анализа методикой Ивановой.

  5. Диагностика уровня сенсорного развития: знание цветов, форм, размеров «блоки Дьенеша».

  6. Восприятие тела человека, рисуночный тест «Нарисуй человека».

  7. Беседы на выявление знаний об окружающем мире.

  8. Анализ умений выполнять словесную инструкцию на ориентировку в пространстве.



  1. Приемы, используемые в психо-коррекционной работе.

  1. Арттерапия

  2. Чтение произведений Барто, Толстого на понимание морального смысла произведений.

  3. Познавательные экскурсии

  4. Развивающие занятия по формированию мыслительных процессов.

  5. Беседа по картинке с простейшим сюжетом.

  6. Этюды на снятие эмоционального напряжения.

  7. Работы с сенсорными талонами: цвет, форма, размер.

  8. Психогимнастика.

  9. Работа с книгой, иллюстративным материалом.

  10. Игры – драматизации.

  11. Наблюдение в природе, экскурсии.

  12. Пальчиковая гимнастика.



  1. Описание места курса в учебном плане.

Программа реализуется во внеурочное время. 1 класс – 68 коррекционных занятий. 2, 3, 4 классы – 66 коррекционных занятий в учебный год.



  1. Личностные и мета предметные результаты.

1 класс:

  1. Развитие познавательного интереса.

  2. Формирование интереса к учению.

  3. Формирование понимания позиции: «Я ученик».

  4. Понимать и оценивать свое поведение и поведение других людей с точки зрения моральных норм: что такое хорошо и что такое плохо на конкретных жизненных примерах.

  5. Обогащать знания детей на конкретном практическом материале.

  6. Понимать эмоциональное состояние на картинках и в жизненных ситуациях.

  7. Учить ориентироваться в школе.

2 Класс:

  1. Развитие познавательного интереса.

  2. Формирование интереса к учению.

  3. Формирование понимания позиции: «Я ученик».

  4. Понимать и оценивать свое поведение и поведение других людей с точки зрения моральных норм: что такое хорошо и что такое плохо на конкретных жизненных примерах.

  5. Учить ориентироваться в школе и в ближайшем окружении своей школы: больница, аптека, парк.

  6. Понимать эмоциональное состояние детей, формировать умение прийти на помощь.

  7. Умение играть рядом, выполнять несложную совместную работу.

  8. Применять правила поведения в соответствии с нормами.

  9. Оценивать свои поступки с точки зрения «Я хороший», формирование положительной самооценки и критического отношения к себе.

3 класс:

  1. Развитие познавательного интереса.

  2. Формирование интереса к учению.

  3. Формирование понимания позиции: «Я ученик».

  4. Понимать и оценивать свое поведение и поведение других людей с точки зрения моральных норм: что такое хорошо и что такое плохо на конкретных жизненных примерах.

  5. Учить детей сопереживанию и сочувствию.

  6. Способность к самооценке на основе критериев успошности учебной деятельности.

  7. Понимание чувства прекрасного и развитие эстетических чувств.

4 класс.

  1. Устойчивый познавательный интерес.

  2. Принимать и сохранять учебную задачу.

  3. Различать способ и результат действия.

  4. Осуществлять синтез как составление целого из частей.

  5. Устанавливать причинно-следственные связи в круге изучаемых явлений.

  6. Обобщать по существенным признакам.

  7. В общении допускать существование различных точек зрения.

  8. Учитывать разные мнения.

  9. Формировать умение сдерживать свои чувства и эмоции, формирование навыков самоконтроля.

  10. Понимать моральный смысл поступков.

  11. Формирование положительной самооценки, положительного образа «Я».

  1. Содержание курса:

  1. Сенсорное развитие.

  2. Развитие познавательной сферы.

  3. Развитие речи.

  4. Психомоторная сфера и поведение.

  5. Знакомство с окружающим миром.

  6. Развитие эмоциональной сферы.

  7. Введение в общение.

Формирование положительного образа «Я» и положительной самооценки проводиться на всех видах занятий.

  1. Календарно-тематическое планирование.

1 Класс:

Сенсорное развитие:

  1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек: достань на ощупь».

  2. Дидактическая игра «Разные поверхности»

  3. Дидактическая игра «Большой и маленький (размер)»

  4. Дидактическая игра «Длинная – короткая дорожка»

  5. Дидактическая игра «Собери все желтые, красные, синие (блоки Дьениша)»

  6. Дидактическая игра «Собери все круглые (абстрагировать один признак от остальных)»

  7. Дидактическая игра «Собери все квадратные».

  8. Дидактическая игра «Собери все треугольники»

  9. Тактильно-развивающая панель кисточки.

  10. Дидактическая игра «Узнай на вкус».

Развитие познавательной сферы:

  1. Конкретизация: как называется этот предмет? Альбом с набором предметных картинок.

  2. Конкретизация: Дидактическая игра «назови картинку».

  3. Классификация: собери всех животных, обобщающий термин – животные.

  4. Классификация: собери посуду, обобщающий термин – посуда.

  5. Классификация: собери игрушки, обобщающий термин – игрушки.

  6. Классификация: собери домашних животных.

  7. Развитие внимания: что неправильно нарисовал художник.

  8. Восприятие картины с простейшими сюжетами.

  9. Дидактическая игра на развитие слухового внимания: повтори фразу, поймай звук, послушаем тишину.

  10. Дидактическая игра на сравнение и анализ: чем похожи и отличаются яблоко и помидор.

Развитие речи:

  1. Рассматривание картинок с простейшим сюжетом. Понимание смысла изображенного на картинке.

  2. Заучивание стихотворений Агнии Барто.

  3. Рассматривание картинок: осень (приметы осени, составление предложений, активизация словаря)

  4. Дидактическая игра: овощи - где растут, активный и пассивный словарь.

  5. Дидактическая игра: я и мое тело, анализ частей тела человека, активный и пассивный словарь.

  6. Беседа: я и моя семья. Понимание родственных связей, умение отвечать на вопросы.

  7. Рассказывание сказки теремок, умение слушать и отвечать на вопросы.

  8. Игра – драматизация по сказке «Теремок».

  9. Рассказывание сказки «Два жадных медвежонка». Понимание смысла: жадность – это плохо.

Психомоторная сфера и поведение:

  1. Этюды: спящий котенок, сердитый котенок, ласковый котенок.

  2. Этюд: «Ой болит, что болит».

  3. Этюд: «Вкусное варенье, кислый лимон»

  4. Игра «Серый зайка умывается». Сочетание текста и движения.

  5. Покажи, как ходит мишка, прыгает зайчик, летает бабочка.

  6. Игра «День – ночь». Учить действовать по сигналам, выполнять правила.

  7. Игра в паровозик.

  8. Мелкая моторика: пальчиковая гимнастика.

  9. Рисование: овощи, раскрашивание по контуру.

  10. Рисование: фрукты, раскрашивание по контуру.

  11. Найди дорогу к дому, закрепление соединения зрительного и двигательного анализатора.

  12. Рисование пальчиками по контуру.

  13. Рисование пальчиками солнышко, тучки, дорожки – соединение в простейший сюжет.

Введение в общение:

  1. Давай познакомимся: как твое имя, фамилия, сколько тебе лет, где живешь (элементы тренинга).

  2. Правила поведения в классе: что можно делать, а что нельзя.

  3. Игра в жмурки.

  4. Игра в ручеек, с приглашением 4 – 5 детей из другого класса, расширение круга общения.

  5. Коллективная аппликация, ваза с фруктами – вызвать радость от совместной работы, учить детей взаимодействию.

  6. Украсить группу к новому году, цепочка из цветной бумаги – учить детей взаимодействию.

2 Класс:

Сенсорное развитие:

  1. Развитие слухового внимания: кто кричит? (громко, тихо, повторить).

  2. Развитие слухового внимания: какой инструмент звучит (барабан, дудочка, бубен).

  3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - достань на ощупь.

  4. Формирование восприятия (собери картинку).

  5. Мелкая моторика (собери пирамидку, и т.д.)

  6. Пальчиковая гимнастика.

  7. Освоение геометрических форм.

  8. Собери все большие и все маленькие.

  9. Дидактическая игра «Разложи флажки по цвету», закрепление знание о цвете.

  10. Занятие на тактильной дорожке: развитие тактильных ощущений.

  11. Тактильная панель «Дуэт»: развитие тактильных ощущений.

  12. Восприятие пространства: середина, правый, левый углы.

  13. Восприятие строения фигуры человека: понятие правая и левая рука, голова, туловище, лицо.

  14. Нарисуй лицо.

Развитие познавательной сферы:

  1. Занятия на классификацию: собери всех домашних животных. Словарная работа: названия всех домашних животных.

  2. Занятия на классификацию: собери всех диких животных. Словарная работа: названия диких животных.

  3. Дидактическая игра «Где живут дикие животные».

  4. Дидактическая игра «Где живут домашние животные».

  5. Дидактическая игра «Что едят домашние и дикие животные».

  6. Дидактическая игра «Назови одним словом»: формирование обобщающих понятий домашние и дикие.

  7. Дидактическая игра «Обобщающий термин посуда»: конкретизация названий посуды.

  8. Дидактическая игра: конкретизация по теме игрушки и обобщающие термины.

  9. Восприятие картины: учить видеть простейший сюжет и называть его предложениями.

  10. Сенсорный куб.

  11. Выполнять простейшие постройки из мягкого игрового конструктора по образцу.

  12. Дидактическая игра: четвертый лишний.

Развитие речи:

  1. Дидактическая игра «Мамы и детеныши». Словарная работа – закрепление названий детенышей.

  2. Рассматривание картины девочка с шарами. Учить видеть действия и обозначать их словом.

  3. Заучивание стихотворения Агнии Барто «Зайка».

  4. Чтение рассказов Толстого «Собаки». Понимать смысл.

  5. Пересказ рассказа Толстого.

  6. Дидактическая игра «Съедобное и несъедобное».

  7. Рассматривание картины «Осень». Отвечать на вопросы.

  8. Дидактическая игра «Кто что делает». Закрепление слов действиями.

Психомотрная сфера и поведение:

  1. Подражание поз различным персонажам: мишка, зайка, лиса.

  2. Подвижная игра «Совушка сова». Учить контролировать движения.

  3. Жмурки.

  4. Игры на релаксацию и расслабление: греемся на солнышке, маленький воробушек.

  5. Игра «Ласка» с мягкой игрушкой.

  6. Что я могу сделать, когда сержусь (способы снятия неприятных эмоций).

Знакомство с окружающим миром:

  1. Экскурсия в школьный огород. Закрепление понятия овощи.

  2. Рисование овощей пальчиками по контуру.

  3. Лепка овощей.

  4. Дидактическая игра «Узнай на вкус».

  5. Приготовление винегрета вместе с детьми. Что можно приготовить из овощей.

  6. Дидактическая игра: сравнение и анализ. Чем похожи и чем отличаются огурец и помидор.

  7. Дидактическая игра: легкое и тяжелое. Развитие осязания и тактильных ощущений (бумага, ткань, дерево, железо).

  8. Рассматривание энциклопедии «Кошки». Беседа с детьми: моя кошка. Воспитание любви к животным.

  9. Экскурсия в зимний парк: приметы зимы.

  10. Рисование зимнего парка.

Развитие эмоциональной сферы:

  1. Работа с зеркалом: мое лицо, улыбнись себе, учить понимать улыбку.

  2. Рассматривание картинок с различными эмоциями.

  3. Элементы тренинга: учить голосом выражать различные эмоциональные состояния (радость, грусть, обиду, удивление, сопереживание) через определенные фразы по подражанию.

  4. Рисование: мои ладошки. Вызвать положительнее эмоции от само представления своего тела.

  5. Занятие в бассейне с шариками. Вызвать эмоции радости, чувства расслабления, успокоения.

  6. Мое лицо: дети на готовом контуре рисуют свое лицо. Вызвать положительные эмоции «Я красивый».

  7. Наши ладошки: формировать чувство сопричастности друг к другу.

  8. Подарим друг другу сердечко.

Введение в общение:

  1. Элементы тренинга: узнай какое настроение у товарища по лицу и обозначь его словом. Если грустное, найди слова, чтобы настроение улучшилось.

  2. Игра «Паравозик», игра «Найди лицо»: грустное, веселое, испуганное.

  3. Игра «Тропинка». Учить детей взаимодействию в игре.

  4. Игра «Вежливые слова»: приветствие, извинение, благодарность.

  5. Игра «Лужа»: взаимодействие.

  6. Игра «На узкой тропинке»: взаимодействие.

  7. Подари подарок другу: аппликации по замыслу.

  8. Игра «Прикосновение»: угадай кто прикоснулся к тебе.

3 Класс:

Сенсорное развитие:

  1. Игры на внимание: послушаем тишину, развитие слухового внимания, что звучит. Звучание различных игрушек.

  2. Постройки по образцу из мягкого строительного материала: закрепление знание о геометрических формах. Умение выполнять простейший анализ образца.

  3. Постройки по образцу из мягкого строительного материала: закрепление знание о геометрических формах. Умение выполнять простейший анализ образца.

  4. Дидактическая игра: подарки зверятам. Кому все круглые, кому все треугольники, кому прямоугольники. Закрепление знание о геометрических формах.

  5. Тактильная дорожка: развитие тактильных ощущений.

  6. Тактильная дорожка: развитие тактильных ощущений.

  7. Тактильно-развивающая панель: кисточки.

  8. Рисование на песке: тактильные ощущения, умение видеть образы.

  9. Мягкие пазлы: животные.

  10. Собери вкладыши: большой и маленький.

  11. Собери пирамидку.

  12. Дидактическая игра: разложи по цвету.

  13. Блоки Дьенеша: умение абстрагировать отдельные признаки – цвет форма, размер.

  14. Блоки Дьенеша: умение абстрагировать отдельные признаки – цвет форма, размер.

  15. Рисование пальчиками по контуру, умение видеть образ.

  16. Рисование пальчиками по контуру, умение видеть образ.

Развитие познавательной сферы: мышление, восприятие, память, внимание.

  1. Сравнение и анализ: чем похожи и чем отличаются. Квадрат, круг, треугольник – цветом, формой, размером.

  2. Сравнение и анализ: что общего у коровы и собаки (живут на дворе у хозяина, имеют четыре ноги, хвост). Чем отличаются: внешний вид, питание, назначение.

  3. Сравнение и анализ: Что общего у кошки и собаки. Внешний вид, питание, назначение. Чем отличаются.

  4. Дидактическая игра: назови, одним словом. Домашние животные, дикие животные

  5. Дидактическая игра: назови, одним словом. Посуда и мебель.

  6. Дидактическая игра: назови, одним словом. Цветы и деревья.

  7. Дидактическая игра: назови, одним словом. Транспорт и игрушки.

  8. Дидактическая игра: четвертый лишний.

  9. Дидактическая игра: четвертый лишний.

  10. Дидактическая игра: четвертый лишний.

  11. Восприятие сюжетной картинки: дети в лесу.

  12. Восприятие сюжетной картинки: деревенский дворик.

  13. Память: заучивание стихотворения «Лиса» - Эта хитрая плутовка, всех обманывает ловко, хвостик длинный и пушистый, мех густой и золотистый.

  14. Повторное заучивание и рассказывание стихотворения «Лиса».

  15. Развитие памяти: запоминание слов – слуховая память.

  16. Развитие памяти: зрительная память – запоминание картинок.

  17. Зрительный диктант: ориентировка на листе бумаги. Закрепление знаний геометрический форм.

Развитие речи:

  1. Дидактическая игра: активизация словаря по картинкам – овощи, фрукты, транспорт, домашние и дикие животные.

  2. Дидактическая игра: составление предложений со словом лиса, корова, собака.

  3. Рассматривание картины «Осень». Активизация словаря по теме осень, приметы осени (тучи, дождь, листопад, лужи).

  4. Рассматривание картины «Дети в лесу». Активизация словаря – лес, грибы, ёжик, листопад. Понимать смысл изображенного на картине. Составлять небольшие предложения в виде логического рассказа.

  5. Дидактическая игра: развитие модуляции голоса – скажи громко, тихо, на развитие интонационной выразительности.

  6. Дидактическая игра: развитие модуляции голоса – скажи громко, тихо, на развитие интонационной выразительности.

  7. Дидактическая игра: куда сел зайка – на употребление предлогов: на стул, за стол, под стол, в машину, из машины и т.д.

  8. Дидактическая игра: опиши фрукты и овощи – какое яблоко, какой огурец, умение употреблять слова, обозначающие признаки предметов.

Психомотрная сфера и поведение:

  1. Игра средней подвижности: «Ой ребята, та-ра-ра». Учить выполнять движения, в соответствии с текстом. Этюд: «Мишка-косолапый».

  2. Игра: «Совушка-сова» - учить выполнять правила. Этюд: «Хитрая лиса».

  3. Игра средней подвижности: повтори движение.

  4. Игра: на узкой тропинке как можно разойтись.

  5. Игра: жмурки.

Знакомство с окружающим миром:

  1. Рассказывание сказки: «Заюшкина избушка».

  2. Игра-драматизация по сказке «Заюшкина избушка».

  3. Тема: птицы – зимующие птицы, их название, чем питаются, рассматривание иллюстраций.

  4. Лепка: птички.

  5. Чем питается дятел. Среда обитания, лесной доктор, рассматривание иллюстраций Н.Сладков, стр. 53.

  6. Рассматривание иллюстраций об образе жизни диких животных Н.Сладкова.

  7. Изготовление поделок из природного материала: листья и шишки.

  8. Экскурсия в осенний парк. Закрепление примет осени.

  9. Дидактическая игра: с какого дерева лист.

  10. Рисование осеннего парка.

  11. Экскурсия в зимний парк.

  12. Рисование зимнего парка.

Развитие эмоциональной сферы:

  1. Элементы тренинга: что я люблю, чего я не люблю, чего я боюсь, чего я не боюсь.

  2. Рисование лиц с различными эмоциональными состояниями (контуры лиц заготовлены).

  3. Игры на взаимодействие: садовник, краски.

  4. Что такое страх: как избавиться от страха. Приемы.

  5. Игра-драматизация по сказке колобок. Учить выражать различные эмоциональные состояния через персонажей сказки.

Введение в общение:

  1. Кто мой друг в классе.

  2. Что такое хорошие поступки на жизненных примерах детей.

  3. Что такое плохие поступки.

  4. Беседа: как веду я себя в школе, самоконтроль.

  5. Из-за чего мы можем поссориться. Учить детей понимать различные ситуации общения.

4 Класс:

Сенсорное развитие:

  1. Пальчиковая гимнастика – мелкая моторика.

  2. Хождение по следам по дорожке, выполнение упражнений по показу. Игры с мячом.

  3. Лепка бус из глины.

  4. Раскрашивание бус.

  5. Лепка из соленого теста по замыслу.

  6. Аппликация из осенних листьев на тему осени.

  7. Дидактическая игра: узнай с какого дерева лист. Обследование осязательно-двигательным путем, закрепление названий деревьев.

  8. Узнай на ощупь: чудесный мешочек.

  9. Дидактическая игра – узнай на вкус: сладкое, кислое, соленое.

  10. Дидактическая игра: классификация геометрических фигур по цвету, форме, размеру.

  11. Дидактическая игра: классификация геометрических фигур по цвету, форме, размеру.

  12. Знакомство с различными материалами: деревянные, стеклянные, железные и их свойствами.

  13. Знакомство с материалами: пластмасса, бумага и их свойства.

  14. Коллективная аппликация: рыбки в аквариуме.

  15. Вырезание снежинок: украсим класс к новому году. Сопереживание радости, ожидание праздника.

  16. Собери пазлы.

  17. Собери пазлы.

Развитие познавательной сферы:

  1. Игры на развитие и внимания: поймай звук, слово, послушаем тишину, что изменилось.

  2. Найди отличия: чем похожи и не похожи, что перепутал художник.

  3. Закрепление примет осени, рисование осени.

  4. Закрепление примет зимы, рисование зимнего леса.

  5. Закрепление примет весны, рассматривание картин с весенним пейзажем.

  6. Расширение кругозора о жизни животных: как готовиться к зиме медведь, барсук, белка, ёжик. Чтение рассказа «Белкин мухомор» Н.Сладков, стр. 50.

  7. Беседа о том, как замуют лиса, заяц, волк. Чтение рассказа «Заяц и медведь» Н.Сладков, стр.91.

  8. Занятие по детской энциклопедии «Детеныши животных»: закрепление название детенышей животных, рассматривание иллюстрации.

  9. Рассматривание картины «Зимние забавы». Умение видеть логические связи, понимать смысл изображенного.

  10. Развитие мыслительных операций: сравнение и анализ. Найди сходство и различие: лиса и заяц, белка и медведь.

  11. Игры на обобщение и классификацию: дидактическая игра «Рыба, птица, зверь».

  12. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Исключать лишний предмет на уровне обобщений.

  13. Беседа: Наша родина – Россия.

  14. Москва – главный город нашей страны. Столица. Рассматривание иллюстрации.

Развитие речи:

  1. Формирование понятия слово: вокруг нас много предметов, назови их словом.

  2. Формирование понятия слова и действия, рассматривание картинок кто что делает.

  3. Дидактическая игра: Куда поехала машина». Формирование представление о предлогах. По дороге, в гараж, из гаража и т.д.

  4. Формирование понятия предложение: составь предложение с заданным словом.

  5. Игра: тихо, громко. Развитие умения владеть голосом.

  6. Развитие интонационной выразительности. Скажи: ласково, робко, уверенно.

Развитие психомоторной сферы и поведения:

  1. Занятие 1: Этюды – робкий ребенок, смелый ребенок, усталый ребенок.

  2. Беседа: кто чего или кто кого боится? Снятие тревожности.

  3. Рисование на тему «Я больше тебя не боюсь».

  4. Беседа по рисункам.

  5. Комплекс: на лесной полянке. Упражнение на релаксацию и расслабление.

  6. Игра «Кляксы». Учить видеть образы в кляксах и дорисовывать их.

  7. Игра «Гнездышко».

  8. Игра «Дракон ловит свой хвост».

Знакомство с окружающим миром:

  1. Ознакомление с правилами дорожного движения, работа со светофором.

  2. Экскурсия в кабинет домоводства.

  3. Дидактическая игра: «Перелетные и зимующие». Названия птиц, места обитания и пища.

  4. Беседа: что такое сутки. Время суток. Утро, день, вечер, ночь. Пословица: день да ночь, сутки прочь. Картинки с изображениями деятельности человека в разное время суток.

  5. Тема беседы: как заботиться о своем здоровье? Что такое личная гигиена.

  6. Тема беседы: как заботиться о своем здоровье? Что такое правильное питание.

  7. Беседа: какие условия нужны для прорастания растения. Свет, тепло, влага.

  8. Посадка лука. Длительное наблюдение за ростом и развитием растений. Зарисовка.

  9. Опыты: во что превращается лед и снег в тепле. Почему он тает? Устанавливать причинно-следственные связи.

  10. Опыты: получение цветного льда.

Развитие эмоциональной сферы:

  1. Работа с пиктограммами. Выявить понимание детьми эмоциональных состояний в рисунке.

  2. Рисуем хорошее настроение пальчиками, используем цвет и образы: солнышко, травка, цветы.

  3. Рисуем грусть, печаль пальчиками. Используем цвет синий, черный, темно-зеленый.

  4. Этюды на развитие умений выразить свое удивление: мимика, жесты, позы.

  5. Этюды на развитие умений выразить чувства радости, удовольствия (встретил друга, вкусные конфеты).

  6. Этюды на развитие умения выразить чувство печали, плохого настроения (получил плохую отметку, отругала мама, пропала собака).

  7. Игры на эмоциональное взаимодействие: путаница, третий лишний, садовник, краски.

Введение в общение:

  1. Чтение произведения Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?»

  2. Беседа: мои хорошие и плохие поступки. Учить детей анализировать свое поведение.

  3. Рисунок: подарок другу. Умение делать приятно.

  4. Скажи хорошее, доброе слово другу.

  5. Беседа: как можно поступить. Анализ ситуации и поведения.

  6. Беседа: мои добрые поступки. Чтение произведение Ушинского «Сила не право».

  7. Чтение рассказа Осеевой «Синие листья».

  8. Беседа по рассказу: мораль – жадность это плохо.

































Список литературы.

  1. В.В. Воронкова, «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе», 1994г., Москва.

  2. Т.А. Власова, М.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии», 1973г., Москва.

  3. С.Я. Рубенштейн «психология умственного отсталого школьника», 1979г., Москва, Просвещение.

  4. Л.В. Овчарова «Практическая психология в начальной школе», 2004г., Москва.

  5. Г.М. Бреслав «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве», 1990г., Москва, Педагогика.

  6. И. Ломшер «Психические особенности слабоуспевающих школьников», 1984г., Москва, Педагогика.

  7. Н.П. Слободняк «Психологическая работа со школьниками с проблемами в обучении», 2006г., Москва, Практическая психология.

  8. А.К. Маркова «Формирование мотивации учения», 1990г., Москва, Просвещение.

  9. В.С. Ботенберг, С.М. Бондаренко «Мозг – обучение здоровью», Москва, Просвещение.

  10. О.А. Казанскаий «Игры в самих себя», 1995г., Москва.

  11. Н.А. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей», 1997г, Ярославль, Академия развития.