СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Перспективы развития свободной творческой личности ребенка при использовании инновационных технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Перспективы развития свободной творческой личности ребенка при использовании инновационных технологий»»

Доклад заведующего на тему:

«Перспективы развития свободной творческой личности ребенка при использовании инновационных технологий»


Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация, возрастают требования к качеству дошкольного образования. Это предполагает решение следующих задач:

- проектирование инновационных ДОУ, разнообразных форм взаимодействия ДОУ с социумом;

- вариативность образовательных услуг с учетом интересов и запросов населения;

- новые формы взаимодействия с детьми и родителями как равноправными субъектами воспитательно – образовательного процесса;

Решение данных задач приводит дошкольных работников к поиску новых идей, к исследованиям, экспериментированию с целью введения в работу дошкольных учреждений инновационных процессов.

Современные дети очень отличаются от тех, которые были 20,15, даже 10 лет назад.

Стремительно развивается общество, меняются требования к современному человеку. Сейчас дети должны обладать умением ориентироваться в незнакомой ситуации, уметь извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и самое важное применять эти знания на практике. Один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации. Поэтому важно научить детей работать сплоченно. 21 век – век команд.

Для этого современный детский сад должен обратиться к идеям преобразования образовательного пространства, к инновационным формам дошкольного образования, к индивидуальному развитию ребенка, к повышению компетентности родителей и развитию педагогического коллектива.

Поиск новых инновационных процессов привел нас к использованию в работе интерактивных методов, а именно проектной деятельности.

Интерактивное обучение – это диалоговое обучение в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка. Все участники образовательного процесса оказываются вовлеченными в процесс познания и обсуждения, где есть возможность обменяться знаниями, идеями, способами, деятельности, услышать другое мнение.

В.А. Сухомлинский говорил, что лучший педагог тот, кто забывает о том, что он педагог. Стоит ему отбросить авторитарный тон, проявить подлинный интерес забыть, что он находиться «наверху» и «встать рядом», тогда дети откликнуться и проявят искреннюю заинтересованность в общении. Интерактивные методы широко применяются и в школах, что создает преемственность в работе учреждений, а также помогает ребенку легче адаптироваться к школьным образовательным программам. Одним из интерактивных методов является проектная деятельность.

Проект в переводе с греческого – путь исследования.

Проект – это путь решения той или иной проблемы.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Сейчас я немного рассказала о таких понятиях как интерактивные методы, проектная деятельность в процессе моего выступлению будет сказано еще об интеграции. Для того, чтобы сложилась более ясная картина их взаимодействия и соотношения, я изображу их в виде схемы. Все о чем мы сегодня говорим относиться к инновационным процессам, которые включают в себя такие формы работы как проектная деятельность, дистанционное обучение, дискуссии, презентации. Мы имеем дело только с проектной деятельностью, которая в свою очередь на интегрированных занятиях.

Перед тем как начать работу в данном направлении мы определили есть ли в нашем ДОУ условия или предпосылки такой работы:

- совершенствование развивающей среды;

- специалисты высокой квалификации, педагоги дополнительного образования;

- интеграция базисного и дополнительного образование, создание единого образовательного пространства.

- потребность педагогов в инновационной деятельности;

- адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

- многофункциональное взаимодействие с социумом;

Важнейшим условием успешного внедрения инноваций является методическое обеспечение инновационной деятельности, что предусматривает профессиональную деятельность администрации по созданию оптимальных педагогических условий для всех участников инновационного процесса. В данную работу была подключена и творческая группа детского сада состоящая из опытных воспитателей.

Внедряя метод проектов в образовательный процесс ДОУ, мы определили следующую цель и задачи:

Цель: создать систему работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии;

Задачи:

  1. Организовать систему работы из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта, используя интерактивные формы работы.

  2. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

  3. Создать предметно – пространственную среду, соответствующую требованиям проектной деятельности.

  4. Разработать методические рекомендации для педагогов в рамках проектной деятельности.

Особое внимание было уделено следующим направлениям в работе педагогов:

- взаимодействию детей и педагогов на основе личностно – ориентированной модели воспитания;

- планированию и его корректировке;

Сейчас у нас происходит постепенный период к комплексно – тематическому планированию и также широкому использованию интегрированных занятий. В процессе проектной деятельности педагог отходит от применения готовых конспектов. Данное направление находиться в рабочем состоянии.

Планированию мы уделили особое внимание, т.к. оно дает возможность интегрировать и повсеместно использовать все виды деятельности, соблюдать этапность ее, выводить детей на самостоятельность и самоорганизацию деятельности.

Построение единой содержательной линии, обеспечивающей включение

проектного метода в воспитательно-образовательный процесс.


Сейчас хотелось бы рассказать об этапах работы:

1 этап

Было проведено анкетирование педагогов для определения умений в качестве проектировщика, для определения интереса и мотивации педагога и самооценка качеств его личности.

Работа в инновационном режиме предполагает поиск новых неординарных форм и в повышении профессионализма педагогов. Для активизации творческой деятельности педагогов, для того, чтобы педагогов стал заинтересованным участником работы и для того, чтобы избавиться от пассивности отдельных педагогов. Мы уделяем особое внимание применению интерактивных методов. Применяя данные формы работы мы увидели, что они формируют у педагогов умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации. Они помогают педагогам чувствовать свою интеллектуальную самостоятельность, что делает продуктивным и эффективным процесс обучения, а пассивных педагогов делает более активными и заинтересованными. Более подробно об этой работе расскажет старший воспитатель.

Почти не один проект не проходил без привлечения родителей. Мы начали расширять диапазон методов взаимодействия педагогов и родителей. На родительских собраниях мы стали применять интерактивные методы, в результате фигура педагога перестает быть центральной, он только регулирует процесс проведения собрания, заранее готовит вопросы, темы для обсуждения, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Это ставит родителей в активную позицию, помогает обратиться им к их социальному опыту.

Реализую поставленные задачи мы провели следующие мероприятия:

- консультацию «Что такое детское экспериментирование?» «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей»

- семинар – практикум «разработка групповых проектов»

- тренинг «Участие в проектной деятельности»

- педагогический совет «Учимся общаться» проходил в виде защиты проектов

При внедрении данного инновационного метода были использованы следующие приемы активизации и стимулирования педагогов:

- поощрение критического мышления, педагоги могут называть недостатки в работе ДОУ, но и параллельно выдвигать предложение по ее совершенствованию;

- материальная поддержка педагогов;

- поощрять инициативу педагогов, давать возможность реализовывать свои идеи;

- создание в коллективе атмосферы поиска и созидания;

И главное необходимо инновационное мышление администрации, схватывание перспективных новшеств, позитивный настрой на будущее.

В процессе работы ДОУ в инновационном режиме было разработано и проведено немало проектов. Были среди них и не совсем удачные. Но даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ составленного проекта поможет понять ошибки и создать мотивацию к повторной деятельности, побудить к самообразованию.

После трехлетней работы мы можем сделать следующие выводы:

  1. Педагоги освоили идеи и методы проектной деятельности.

  2. Изменился стиль общения взрослых с детьми.

  3. При применении метода проектов удобно использовать комплексно – тематическое планирование.

  4. Использование метода проектов способствует повышению самооценки ребенка, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе.

Данная работа способствовала сплочению коллектива, повышению профессиональной компетентности, изменилось отношение к нововведениям и позволила педагогам получить большее удовлетворение от работы.