ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 91»
Принята на заседании педагогического совета … от «___»________________20___г. Протокол № __________________ | | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа № 91 __________________Н.Ю.Красавина «___»_____________________20__ г. |
Программа внеурочной деятельности
пешеходный ТУРИЗМ В ШКОЛЕ
Направленность программы:
Спортивно-оздоровительная
Возраст учащихся: 10 – 14 лет
Срок реализации программы: 2022 – 2026гг.
Авторы-составители программы:
Казакова Юлия Викторовна, учитель
Латышев Евгений Алексеевич, учитель
Москва – 2022
пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС. Туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.
Направленность программы - спортивно-оздоровительная. Программа направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области туризма.
Уровень программы – базовый.
Актуальность программы
Пешеходный туризм - самый распространенный и доступный вид туризма для учащихся, основой которого является организация самодеятельного туристского похода, включающего в себя активный отдых, углубление знаний полученных в школе на уроках географии, математики, истории, литературы, физики и других специальных знаний. Главная задача пешеходного туризма — удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира. Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углубленного изучения во время походов истории, природы и культуры родного края — своей малой родины, о нем можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания. Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для подготовки обучающихся к действиям в условиях экстремальных ситуаций. Растущая отчужденность между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений. Отличительной особенностью данной программы является, прежде всего, ее комплексность, которая дает возможность обучающимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию и, может быть, жизненный путь. Дополнительная образовательная программа туристического объединения соответствует туристско-краеведческой направленности и строится на следующих педагогических принципах: гуманистический подход к образованию; осуществление целостного подхода к воспитанию; соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся; деятельностный подход в обучении; формирование социально приемлемых интересов и потребностей обучающихся
Цель программы: формирование здорового образа жизни средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Оздоровительные:
укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни;
удовлетворять суточную потребность в физической нагрузке;
ведение закаливающих процедур;
укреплять и развивать дыхательный аппарат и организм детей;
снимать физическую и умственную усталость.
Развивающие:
расширение и углубление знаний обучающихся, дополняющих общеобразовательную программу по географии, экологии, ОБЖ, физической подготовке;
расширение и углубление знаний обучающихся по истории родного края и области.
Обучающие:
приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.
Воспитательные:
содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств;
формирование гуманного отношения к окружающей среде;
выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе.
физическое совершенствование школьников — развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в соревнованиях ипоходах (в том числе многодневных).
Категория учащихся по программе: Возраст детей: 10 – 14 лет
Дополнительная образовательная программа объединения рассчитана на 4 года обучения и полностью соответствует существующей нормативной документации (Устав, Учебный план, САНПиН), регламентирующей наполняемость объединений, выделение учебных часов на подготовку и проведение походов в зависимости от степени сложности. Для зачисления в объединение, работающее по данной программе, специальных знаний и подготовки не требуется, зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Группы первого года обучения комплектуются детьми в возрасте 10-12 лет. Второго года – из числа успешно освоивших программу 1-го года; третьего-пятого– по результатам сдачи нормативов по физической культуре и технической подготовки в соответствии с полом и возрастом. В группы второго и третьего годов обучения могут входить дети, не занимающиеся на 1 году обучения, но показавшие хорошие результаты на соревнованиях различного уровня и сдавшие нормативы по ОФП.
Для контроля качества усвоения программы разработана система контроля, которая обозначена после каждого года обучения.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 4 года, в первый год обучения – 118 учебных часа в год, и со второго по четвертый год обучения - по 172 учебных часов в год.
Формы и режим занятий:
Для реализации программы могут использоваться разнообразные формы работы:
проведение соревнований по туризму, ориентированию, топографии, военно-спортивные игры,
краеведческо - экскурсионные мероприятия (экскурсии, краеведческие викторины).
Походы проводят в соответствии с программой, начиная с однодневных, и далее — до сложных многодневных спортивных маршрутов (походы проводятся с различной тематикой и направленностью: изучение родного края, по местам боевой славы, спортивные походы и др.).
– очная (сочетание аудиторных и выездных занятий) или очно-дистанционная (сочетание очных занятий и электронного обучения).
– групповая (занятия проводятся в одновозрастных и разновозрастных группах, численный состав группы – 15 человек).
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу в учебный период. В каникулярный период предусмотрены учебно-тренировочные походы и спортивные соревнования.
Планируемые результаты реализации программы и критерии их оценки
Прямыми критериями оценки результатом обучения служит успешное усвоение программы по годам обучения, прирост спортивных достижений, участие в походах, соревнованиях.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива объединения (группы), заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, привитие любви и уважения к своему городу, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге — воспитание физически здоровых, сознательных патриотов своей Родины.
В процессе обучения предусматриваются:
- итоговая аттестация
- промежуточная аттестация,
- теоретические зачеты,
- тестирование,
- зачетные соревнования,
- многодневные походы.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе формирования здорового и безопасного образа жизни являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются получение знанй:
- о природе, истории, культуре родного края
- овладеть навыками изучения и описания природных объектов, навыками разработки предложений по их рациональному использованию и охране; позитивного общения с окружающими
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по туризму являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по туризму являются следующие умения:
- использовать туристско-краеведческий материалов образовательном процессе
- владеть техникой и тактикой туризма,
- ориентироваться на местности
- оказывать первую доврачебную помощь;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания. Установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях
Оздоровительными результатами программы внеурочной деятельности:
- двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
- развитие физических способностей;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
- развитие психических и нравственных качеств;
- повышение социальной и трудовой активности;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения слетов и соревнований;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, экстремальных условиях.
содержание программы
1.Учебно–тематический план (1 год обучения)
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля |
всего | теория | практика |
1. | Вводное занятие, введение в образовательную программу | 1 | 1 | - | Беседа, игра |
2. | Подготовка и проведение походов, организация бивака, приготовление пищи, безопасность участников. | 50 | 8 | 42 | доклад (реферат), проект |
3 | Топография и ориентирование. | 9 | 3 | 6 | Тест, соревнования |
4 | Доврачебная медицинская помощь. Приемы самоконтроля | 6 | 3 | 3 | тест |
5 | Туристическая техника | 26 | 4 | 22 | Тест, соревнование |
6 | Физическая подготовка | 25 | - | 25 | Выполнение нормативов |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | | беседа |
Итого: | 118 | 20 | 98 | |
2.Учебно–тематический план (2 год обучения)
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля |
всего | теория | практика |
1. | Вводное занятие, введение в образовательную программу | 1 | 1 | - | беседа |
2. | Из истории развития российского туризма . | 1 | 1 | - | доклад (реферат) |
3 | ПВД (походы выходного дня). Выполнение обязательных походов второго года обучения. | | Учебный поход |
3.1 | Организация и подготовка ПВД (4 час. х 5 походов) | 20 | 10 | 10 |
3.2 | Проведение ПВД (8 час. х 5 походов) | 40 | - | 40 |
3.3 | Подведение итогов ПВД, анализ. (3 час. х 5 походов) | 15 | 6 | 9 |
3.4 | Обеспечение безопасности при передвижении по различным видам туризма | 9 | 9 | - |
3.5 | Организация бивака, приготовление пищи | 12 | 6 | 6 |
4 | Доврачебная медицинская помощь. Приемы самоконтроля | 6 | 2 | 4 | тест |
5 | Топография и ориентирование | 14 | 4 | 10 | Тест, соревнования |
6 | Туристическая техника. Участие в соревнованиях и матчевых встречах | 22 | 10 | 12 | соревнования |
7 | Туризм и самодеятельная песня | 4 | 2 | 2 | Отрядная песня |
8 | Основы фотодела, пейзажной и репортажной съемки | 6 | 4 | 2 | Медиа-материалы/стенгазета |
9 | Физическая подготовка | 20 | - | 20 | Выполнение нормативов |
10 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | Беседа, Подведение итогов |
Итого: | 172 | 57 | 115 | |
3.Учебно–тематический план (3 год обучения)
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля |
всего | теория | практика |
1. | Вводное занятие, введение в образовательную программу | 1 | 1 | - | беседа |
2 | Многодневные туристические походы. Участие в соревнованиях и матчевых встречах. | | Учебные походы, соревнования |
2.1 | Проведение многодневных туристических походов и участие в соревнованиях | 64 | - | 64 |
2.2 | Организация и подготовка к туристическим походам и соревнованиям. | 4 | - | 4 |
2.3 | Обеспечение безопасности при передвижении по различным видам туризма | 6 | 6 | - |
2.4 | Организация бивака, приготовление пищи | 20 | 8 | 12 |
3 | Топография и ориентирование Краеведческая подготовка. | 20 | 12 | 8 | Тест, соревнования |
4 | Доврачебная медицинская помощь. Приемы самоконтроля | 6 | 2 | 4 | тест |
5 | Туристская техника. | 30 | 10 | 20 | соревнования |
6 | Физическая подготовка | 20 | - | 20 | Выполнение нормативов |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - | Беседа, Подведение итогов |
Итого: | 172 | 40 | 130 | |
4.Учебно–тематический план (4 год обучения)
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля |
всего | теория | практика |
1. | Туристско-краеведческая подготовка. | 35 | 10 | 25 | доклад (реферат) |
2. | Организаторская подготовка. | 10 | 5 | 5 | тренинги, соревнования |
3 | Судейская подготовка. | 10 | 2 | 8 | Тест, соревнования |
4 | Инструкторская, психолого-педагогическая подготовка. | 12 | 6 | 6 | Тест, игровые техники, тренинги |
5 | Участие в соревнованиях и матчевых встречах. | 84 | - | 84 | соревнования |
6 | Физическая подготовка | 20 | - | 20 | Выполнение нормативов |
7 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - | Беседа, Подведение итогов |
Итого: | 172 | 24 | 148 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМНОГО МАТЕРИАЛА
1. Содержание программы «Пешеходный туризм в школе»
(1 год обучения)
1. Вводное занятие - знакомство с программой туристко-краеведческой подготовки; - чем полезны и интересны походы и экскурсии.
2. История и развитие туризма и его виды. Зарождение туризма в дореволюционной России и во всем мире, первые походы. Зарождение спортивного туризма. Виды туризма, их особенности. Пешеходный, горный, водный, лыжный и вело туризм.
3. Проведение многодневных туристических походов. Проведение туристических походов:
В результате этих походов кружковцы приобретут опыт движения по маршрутам, ознакомятся с природой и достопримечательностями своего края.
Во время учебно-тренировочных походов занимающиеся отрабатывают полученные теоретические знания на практике по разделам ориентирования, организации движения, преодоления различных естественных препятствий, наблюдения и отчетов.
4. Организация, подготовка к туристическим походам, подведение итогов. Обеспечение безопасности. Цели и задачи похода. Комплектование группы, распределение обязанностей. Разработка маршрута, подготовка снаряжения. Организация питания в походе. Организация похода (обязанности участников, строй и порядок движения, направляющий, замыкающий). Правила поведения в общественном транспорте. Значение дисциплины в походе. Правила обращения с огнем. Составление отчета о походе, паспорта маршрута.
5. Топография и ориентирование. Масштаб карты (линейный, числовой). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты (20-25 знаков). Компас и его устройство. Что такое азимут. Зарисовка топографических знаков (40—50 знаков), чтение топографической карты по квадратам и маршрутам. Топографический диктант. Разбор топографического диктанта. Повторение плохо усвоенных топографических знаков. Упражнения и задачи на масштаб, на превращение числового масштаба в натуральный. Приложение на карте маршрута по его, текстовому описанию (по легенде). Построение на миллиметровке заданного азимутального маршрута. Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов).
7. Самоконтроль и доврачебная медицинская помощь. Что такое самоконтроль, умение измерить ЧСС. Личная гигиена туриста. Подгонка обуви как предотвращение потертостей мозолей. Умение оказать помощь при наминах, потертостях, мозолях, при повреждениях кожи, растяжениях мышц, вывихе сустава. Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями. Наложение повязок. Состав минимальной аптечки для ПВД. Умение организовать транспортировку пострадавшего.
6. Личное и групповое туристическое снаряжение. Личное снаряжение туриста пешеходника, перечень основных предметов: рюкзак (типы рюкзаков, оборудование рюкзака), коврик, сидушка, накидки, одежда и обувь, умывальные принадлежности и пр. Правила ухода за личным снаряжением. Ремонт снаряжения. Правила укладки рюкзака. Проведение игры «Что взять с собой в поход». Групповое снаряжение туристов: палатки, спальники, костровое снаряжение, тенты, аптечка, ремонтный набор, хозяйственный набор и т. д. Ремонт снаряжения. Тип палаток и их постановка. Хранение и переноска посуды. Топоры, пилы и требования к ним.
7. Туристская техника. Вязка узлов. Подъем спортивным способом. Спуск спортивным способом. Переправа по бревну. Преодоление условного «болота». Подъем по склону с альпенштоком. Спуск по склону с альпенштоком. Прохождение «траверса», параллельных перил.
8.Физическая подготовка. Развитие двигательных качеств, преодоление полосы препятствий, эстафеты, кроссовая подготовка, тесты. Значение физических упражнений на системы организма. Закаливание, его виды и принципы.
9.Итоговое занятие. Подведение итогов за год.
По завершении первого года обучающиеся должны знать:
- порядок организации и проведения походов выходного дня;
- правила поведения вне населенных пунктов, вопросы экологии, туризма;
- основы туристической техники;
- основы топографии и ориентирования;
- иметь общие представления о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;
- опасные и ядовитые растения, растущие в окрестностях города;
- историю города.
По завершении первого года обучения, обучающиеся должны уметь:
- передвигаться по дорогам, тропам в составе группы;
- организовать походный быт, составлять раскладку продуктов для ПВД;
- преодолевать несложные естественные препятствия;
- ориентироваться по карте и компасу на несложном полигоне по спортивному ориентированию;
- оказывать элементарную медицинскую помощь;
- ориентироваться в городе.
2. Содержание программы «Пешеходный туризм в школе»
(2 год обучения)
Учебный план второго года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных на первом году занятий, дальнейшее накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому грамотному и культурному путешественнику.
Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, ребята углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, техники и тактики пешеходного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицинской помощи в походных условиях.
Практические занятия и учебно-тренировочные походы строятся так, чтобы ребята научились все делать самостоятельно. Занятия по ряду отдельных тем программы (в первую очередь по краеведческому разделу) проводятся в форме докладов (рефератов), составленных кружковцами самостоятельно.
Вопросы техники безопасности в пешеходном туризме в курсе второго года обучения рассматриваются в каждом разделе программы - в темах, так или иначе связанных с безопасностью в походе. Короткие беседы по этим вопросам проводятся и во время самих походов, тренировок, практических занятий на конкретном материале правильных и неправильных действий туристов.
В воспитании грамотных туристов огромное значение имеют разборы походов. Практически после каждого учебно-тренировочного похода на очередном занятии кружка или прямо в походе у вечернего костра уделяется время для обсуждения его итогов. Удачно проведенный разбор итогов похода учит ребят думать, критически относиться к себе и товарищам, заставляет осмыслить обильный поток информации, полученной во время похода.
Подведение итогов проводится как в устной, так и в письменных высказываний каждого участника похода о его результатах, о тех или иных случаях, о товарищах.
1. Вводное занятие Введение в программу второго года обучения. Наличие районов для проведения туристских походов с определенным набором препятствий. Экскурсионные объекты. Туристские возможности районов. Рассмотрение различных районов по спортивным и экономическим показателям.
2. Краеведение посещаемых районов. Дальнейшее углубление знаний о своем крае: географическое положение и туристские возможности края; реки, озера, рельеф, почвы, полезные ископаемые, климат, растительный и животный мир области; промышленность, сельское хозяйство, транспорт, новостройки области. Население и культура, знатные люди края; история края, места революционной, боевой и трудовой славы. Исторические и культурные памятники, музеи, интересные природные уголки края. Решение задач типа: как проехать из нашего города (села) в такой-то пункт области (составь маршрут); в каком направлении и на каком расстоянии от областного центра находится такой-то пункт.
3. Проведение многодневных туристических походов.
Проведение туристических походов:
четырехдневный туристический поход-1;
двухдневный туристический поход-1;
трехдневный туристический поход-1.
В результате этих походов кружковцы приобретут опыт движения по маршрутам, ознакомятся с природой и достопримечательностями своего края. Во время учебно-тренировочных походов занимающиеся отрабатывают полученные теоретические знания на практике по разделам ориентирования, организации движения, преодоления различных естественных препятствий, наблюдения и отчетов. Значение правильной организации питания. Калорийность пищи. Режим питания в походе. Приготовление пищи в походных условиях. Водно-солевой режим. Основные меры предосторожности при движении по осыпям, травянистым склонам.
4. Организация, подготовка к туристическим походам, подведение итогов. Обеспечение безопасности. Основные меры предосторожности при движении по осыпям, травянистым склонам. Основные меры безопасности в условиях плохой видимости, грозы, ветра при выборе мест для бивака. Действия в аварийной ситуации. Разработка маршрутов и планов-графиков учебно-тренировочных походов, заслушивание докладов о районе похода: по истории, флоре, фауне, рельефу и т. д., подготовка маршрутной документации, карт.
5. Участие в соревнованиях и матчевых встречах. Участие в соревнованиях и тематических вечерах, проводимых Федерацией спортивного туризма города Москвы. Навыки работы в группе и по одному. Приобретение необходимых навыков участия в соревнованиях. Получение дополнительной информации по ряду тем. Знакомство и общение с обучающимися других кружков.
6. Топография и ориентирование. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Что такое горизонталь, сечение, заложение, отметка, бергштрих. Основные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Определение крутизны склонов. План и карта. Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Что такое топографическая схема, кроки, маршрутная лента, обзорная карта. Изображение рельефа и его элементов на картахсхемах, схемах. Чтение карт схем и работа с ними.
7. Самоконтроль и доврачебная медицинская помощь. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Самоконтроль в походе. Признаки заболеваний и травм. Противопоказания к участию в походе. Первая доврачебная помощь в походе. Наложение повязок. Искусственное дыхание. Транспортировка пострадавшего. Примерный состав медицинской аптечки для многодневных походов. Ведение дневника самоконтроля. Нормы и правила личной гигиены.
8. Организация привалов и ночлегов. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т. п.). Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака. Вынужденная остановка на ночлег. Выбор места для костра. Типы костров и их назначение. Правила безопасности при купании. Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака.
9. Туристская техника. Вязка узлов. Подъем спортивным способом. Спуск спортивным способом. Переправа по бревну. Преодоление «гати». Подъем по склону с альпенштоком. Спуск по склону с альпенштоком. Прохождение «траверса», параллельных перил. Прохождение навесной и комплексных перил.
10. Физическая подготовка. Развитие двигательных качеств, преодоление полосы препятствий, эстафеты, кроссовая подготовка, тесты. Вредные привычки и их влияние на организм. Физические качества - их характеристика и с помощью каких упражнений можно их развивать.
11. Итоговое занятие. Подведение итогов за год
По завершении второго года обучения, обучающиеся должны знать:
- материалы основных разделов программы первого года обучения;
- порядок оформления ПВД, порядок действий при подготовке к многодневным походам;
- основные сведения по истории, географии области и города;
- способы преодоления различных естественных препятствий;
- несколько туристических песен; - опасные и ядовитые растения, растущие в регионе, основные лекарственные растения, которые можно использовать в походе;
- основные принципы фотографии, репортажной и пейзажной фотосъемки;
- историю города и области в годы ВОВ.
По завершении второго года обучения, обучаемые должны уметь:
- передвигаться по дорогам, тропам и пересеченной местности в составе группы;
- организовать походный быт, составлять раскладку продуктов для многодневных походов;
- преодолевать различные, естественные и искусственные препятствия, владеть приемами самостраховки;
- знать и уметь правильно применять несколько узлов; - ориентироваться по карте и компасу, участвовать в соревнованиях по спортивному ориентированию;
- составить описание однодневного похода или паспорт краеведческого объекта;
- оказывать медицинскую помощь, предусмотренную программой.
Рекомендуется по завершению второго учебного года провести многодневный зачетный поход, степенной или категорийный, (вне сетки часов учебнотематического плана).
3. Содержание программы «Пешеходный туризм в школе»
(3 год обучения)
Учебный план третьего года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных на первом и втором году занятий, дальнейшее накопление опыта, совершенствование навыков и умений. Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, ребята углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, техники и тактики пешеходного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицинской помощи в походных условиях. Также вводится ряд новых тем: выживание в природной среде, ведение дневниковых записей, фото- и видеосъемка в походе, туристское многоборье. Вопросы техники безопасности в пешеходном туризме в курсе третьего года обучения рассматриваются в каждом разделе программы — в темах, так или иначе связанных с безопасностью в походе. Короткие беседы по этим вопросам проводятся и во время самих походов, тренировок, практических занятий на конкретном материале правильных и неправильных действий юных туристов. Практически после каждого учебно-тренировочного похода на очередном занятии кружка или прямо в походе у вечернего костра уделяется время для обсуждения его итогов. Удачно проведенный разбор итогов похода учит ребят думать, критически относиться к себе и товарищам, заставляет осмыслить обильный поток информации, полученной во время похода. Подведение итогов проводится как в устной, так и в письменных высказываний каждого участника похода о его результатах, о тех или иных случаях, о товарищах.
1. Вводное занятие. Введение в программу третьего года обучения. Туристские возможности районов. Расширение географии рассматриваемых районов.
2. Краеведение посещаемых районов. Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей: личный и групповой дневник, описание пути движения, описание экскурсионного объекта, путевой очерк.
3. Проведение многодневных туристических походов. Принципы подбора групп. Распределение обязанностей. Оформление маршрутной документации. Педагогическая инструментовка обязанностей в туристской группе. Групповое и специальное снаряжение к путешествию. Порядок получения и сдачи снаряжения. Проведение туристических походов. В результате этих походов кружковцы приобретут опыт движения по маршрутам, ознакомятся с природой и достопримечательностями своего края. Во время учебно-тренировочных походов занимающиеся отрабатывают полученные теоретические знания на практике по разделам ориентирования, организации движения, преодоления различных естественных препятствий, наблюдения и отчетов. Способы дезинфекции воды в походе.
4. Организация, подготовка к туристическим походам, подведение итогов. Обеспечение безопасности. Основные меры предосторожности при движении по осыпям, травянистым склонам. Основные меры безопасности в условиях плохой видимости, грозы, ветра при выборе мест для бивака. Действия в аварийной ситуации. Разработка маршрутов и планов-графиков учебно-тренировочных походов, заслушивание докладов о районе похода: по истории, флоре, фауне, рельефу и т. д., подготовка маршрутной документации, карт.
5. Участие в соревнованиях и матчевых встречах. Участие в соревнованиях и тематических вечерах, проводимых Федерацией спортивного туризма города Москвы. Навыки работы в группе и по одному. Приобретение необходимых навыков участия в соревнованиях. Получение дополнительной информации по ряду тем. Знакомство и общение с обучающимися других кружков. Правила по комплексу туристских соревнований. Особенности технико-тактической подготовки к различным видам туристских соревнований.
6. Топография и ориентирование. Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных предметов, отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны склонов по шкале заложения, составление характеристик участков местности по картам. Сравнение и оценка результатов. Составление легенд, заданных на картах маршрутов. Сравнение и оценка результатов. Задачи на вычисление пройденного пути по времени и скорости движения на разных участках местности. (по карте). Перевод полученного результата в масштаб карты.
7. Самоконтроль и доврачебная медицинская помощь. Правила оказания первой медицинской помощи при переломах различной степени тяжести. Акклиматизация, еѐ возможные последствия. Постановка диагноза. Первая помощь в походе при обморожениях, ожогах, тепловом ударе. Наложение разнообразных повязок. Искусственное дыхание.
8. Выживание в природной среде Флора и фауна изучаемых районов. Съедобные и ядовитые растения и животные. Тактика группы при потере какого-либо снаряжения. Правила поведения участника, отбившегося от группы. Правила поведения группы, потерявшей участника. Обустройство ночлега и быта без использования снаряжения. Способы транспортировки пострадавшего при различных видах травм. Организация и проведение спасательно-транспортировочных работ. Сигналы бедствия при аварийных ситуациях и знаки международного кода. Алгоритмы выживания в условиях природной среды.
9. Туристская техника. Вязка узлов. Прохождение технических приемов (спусков, подъемов, навесной, бревна, траверса и др.) с самонаведением и снятием перил.
10.Физическая подготовка. Развитие двигательных качеств, преодоление полосы препятствий, эстафеты, кроссовая подготовка, тесты. Режим труда и отдыха. Общественная гигиена.
11.Итоговое занятие. Подведение итогов за год.
По завершении третьего года обучения, обучаемые должны знать:
- разрядные нормативы спортивного туризма;
- правила подготовки и организации многодневных походов;
- меры безопасности при подготовки и проведении многодневных походов и соревнований;
- правила соревнований по топографии и спортивному ориентированию;
- иметь общие представления о географии и истории Московской области, географических особенностях, памятников природы;
- правила участия в туристских соревнованиях, условия выполнения туристских разрядов;
- приемы самоконтроля и доврачебной медицинской помощи;
- опасные, лекарственные, съедобные растения региона;
- алгоритмы выживания в условиях природной среды.
По завершении третьего года обучения, обучаемые должны уметь:
- подготовиться, участвовать и подводить итоги многодневных походов;
- ориентироваться на местности и карте при помощи компаса, выполнять глазомерную съемку пройденного маршрута;
- выполнять необходимые природоохранные мероприятия;
- оказывать доврачебную медицинскую помощь, владеть приемами самоконтроля;
- различать опасные, применять лекарственные и съедобные растения региона;
- участвовать в соревнованиях по туристскому многоборью, осуществлять разнообразные технические действия;
- участвовать в простейших спасательно- транспортировочных работах.
Рекомендуется по завершению третьего учебного года провести многодневный зачетный поход, степенной или категорийный, (вне сетки часов учебно-тематического плана).
4. Содержание программы «Пешеходный туризм в школе»
(4 год обучения)
1. Туристско-краеведческая подготовка. Специальное снаряжение (страховочные системы, спусковые устройства, каски, ледорубы). Съедобные дикорастущие растения. «Плавающая раскладка». Правила преодоления естественных препятствий в пеших и горных походах 1-й к. с. Организация поиска группы, нарушившей контрольные сроки. Краткие сведения о строении организма. Система тренировок. Адаптация. Специфика акклиматизации. Транспортировка пострадавшего на большие расстояния. Составление аптечки для сложных походов. Установка палаток в горах. Ветрозащитный заслон. Использование фотоматериалов для определения перевалов и прокладывания маршрутов. Особенности ориентирования в тумане. Ночное ориентирование. Роль разведки. Обзорные точки. Правила хранения и использования исторических документов, материалов. Коллекционирование. Прогнозирование погоды по местным признакам. Логика построения маршрута. Использование забросок. Запасные и аварийные варианты маршрута. Выбор времени суток для движения в зависимости от метеоусловий. Препятствия в горном и пешеходном походе 3-й категории сложности. Движение по заболоченной местности, тундре, осыпям и скалам. Переправа вброд. Узлы для страховки и самостраховки: двойной булинь, седло, стремя. Назначение отчета о походе. Приложение к отчету. Оформление отчета. Описание и оценка сложности естественных препятствий и способов их безопасного преодоления. Специфика ориентирования в данном районе. Организация выставки краеведческих материалов, собранных на маршруте.
2. Организаторская подготовка. Перспективное планирование. Анализ дня. Приемы конспектирования. Роль руководителя туристской группы. Персональная моральная, административная и юридическая ответственность руководителя за безопасность туристов при проведении путешествий. Добровольное подчинение туристов руководителю – основа отношений в тургруппе. Положение о соревновании. Цели и задачи соревнований. Время проведения. Выбор места. Участники соревнований. Форма заявки. Руководство соревнованиями: оргкомитет, судейская коллегия, комендантский взвод, службы. Распорядок дня.
3. Судейская подготовка. Проведение соревнований: массовость, квалификация, краеведение, турнавыки, техника туризма, КТМ, топография. Зачетные и незачетные виды. Конкурсы. Условия проведения соревнований. Методика судейства. Форма протоколов. Обязанности старшего на этапе.
4. Инструкторская, психолого-педагогическая подготовка. Положение о спортивно-туристском клубе школьников. Устав клуба. Символика клуба. Законы и традиции туристского клуба. Основные направления деятельности. Задачи туристских походов. Правила заполнения заявочных книжек на сложные походы, форма 6 Тур. Содержание деятельности инструктора группы при подготовке, проведении и подведении итогов категорийного похода. Приемы и методы обучения.
5. Участие в соревнованиях и матчевых встречах. Участие в соревнованиях и тематических вечерах, проводимых Федерацией спортивного туризма города Москвы. Навыки работы в группе и по одному. Приобретение необходимых навыков участия в соревнованиях. Получение дополнительной информации по ряду тем. Знакомство и общение с обучающимися других туристических кружков. Правила по комплексу туристских соревнований. Особенности технико-тактической подготовки к различным видам туристских соревнований.
6. Физическая подготовка. Развитие двигательных качеств, преодоление полосы препятствий, эстафеты, кроссовая подготовка, тесты.
По завершении четвертого года обучения, обучаемые должны знать:
- приемы самостраховки;
- правила выбора места в горных условия;
- знать особенности микроклимата района путешествия;
- знать основные разделы положения о соревновании;
- знать классификацию маршрутов по пешеходному, горному, лыжному туризму;
- понимать и уважать национальные обычаи.
По завершении четвертого года обучения, обучаемые должны уметь:
- хранить и использовать спецснаряжение;
- подготовиться к походу в условиях высокогорья;
- организовывать транспортировочные носилки в условиях пересеченной местности;
- ориентироваться в трудных условиях и по азимуту, проводить разведку силами малой группы, участвовать в соревнованиях по ночному ориентированию;
- двигаться в связках с организацией попеременной страховки, переправы: стенкой, таджикский способ, уметь двигаться по простым скалам, мостить гать. ходить в «кошках».
Рекомендуется по завершению четвертого учебного года провести многодневный категорийный зачетный поход, (вне сетки часов учебно-тематического плана).
организационно-педагогические условия реализации программы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Во время теоретических занятий используются:
различная литература – Ю.С.Самохин «Туризм в детском оздоровительном лагере», Н.Б.Садикова «1000 + 1 совет туристу: школа выживания», И.Н.Крайнова «Узлы: простые, забавные, сложные.», Ю.А.Штюрмер «Краткий справочник туриста», методическая разработка «Узлы, применяемые в туристском многоборье», методическая разработка «Технические приемы, применяемые на соревнованиях по туризму», «Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма», методическая разработка «Туристические маршруты по Московской области», методическая разработка «Советы организатору туристско-краеведческого кружка», методическая разработка «Как правильно оформить отчет о походе», «Рабочая тетрадь по туризму», А.А.Михайлов «Игровые занятия в курсе ОБЖ», В.В.Шумилова «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», авторские программы элективных курсов «Школа безопасности», «Мы и дорога».
компьютерные обучающие и развивающие программы – CD игра «Спортивное ориентирование», CD «Знаки топографии», CD «ОБЖ», CD «Азбука ориентирования», CD «Школа безопасности, CD «Основы здорового образа жизни»;
таблицы-плакатовы и наглядный материал – «Первая медицинская помощь при различных травмах», «Индивидуальные средства защиты», «Автономное выживание».
Во время практических занятий используются:
различные тренажеры, расположенные в спортивном зале, для развития физической подготовки;
туристское снаряжение: веревка различной длины и толщины, туристические палатки с тентами и стойками, спусковое устройство, прусик, страховочная система, карабины, компасы рюкзаки и др.;
медицинские приборы: бинты, вата, жгуты кровоостанавливающие резиновые, индивидуальные перевязочные пакеты, ватно-марлевые повязки, респираторы, противогазы, шинный материал и др..
Во время подведения итогов по темам или разделам проводятся:
тесты - «Основы медицинских знаний», «Выживание в условиях автономного существования», «Ориентирование»;
компьютерное тестирование - «Знаки топографии», «Ориентирование»;
проверочные работы - карточки-задания по различным темам;
игры, викторины, - «Внимание авария», «Безопасная дорога», «Безопасное колесо», «Лото», «Огонь - друг и враг человека»;
походы - проведение многодневных туристических походов различной направленности и категории сложности;
соревнования - участие в соревнованиях и тематических вечерах, проводимых Спортивным школьным клубом ГБОУ «Школа 91» и Федерации спортивного туризма города Москвы.
ЛИТЕРАТУРА
Основная учебная литература
1. Арефьев В. Е. Введение в туризм. Барнаул, 2002
2. Даньшин Н. К. Организация и технология туризма. Донецк, 2006.
3. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. М., 2003.
4. Костюкова О. И. Основы туризма. Владивосток, 1998.
5. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности.//Н. И. Гаранин, И. В. Зорин, Е. Н. Ильина, В. А. Квартальнов и др. М., 2001.
6. Окишев П. А. Основы туризмоведения. Томск, 2005.
7. Организация туризма.//Под ред. Н. И. Кабушкина. Мн., 2005.
Дополнительная учебная литература
1. Гулиев Н. А., Кулагина Е. В. Введение в специальность: Туризм. Омск, 2002.
2. Гуляев В. Г. Организация туристских перевозок. М., 200
3. Долженко Г. П. Экскурсионное дело. М.-Ростов-на-Дону, 2005.
4. Долматов Г. М. Международный туристический бизнес: история, реальность, перспективы. Ростов-на-Дону, 2001.
5. Дроздов А. В. Основы экологического туризма. М., 2005.
6. Егоренков Л. И. Экология туризма и сервиса. М., 2003.
7. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. М., 2004.
8. Жарков Г. Н. Правовое обеспечение международного туризма. М., 2004.
9. Ильина Е. Н. Организация водных путешествий. М., 2002.
10. Ильина Е. Н. Организация железнодорожных путешествий. М., 2003.
11. Косолапов А. Б. Теория и практика экологического туризма. М., 2005.
12. Крачило Н. П. Основы туризмоведения. Киев, 1980.
13. Курило Л. В. Краеведение и туризм. М., 1999.
14. Сборник законодательства Российской Федерации в области туризма.//С. Р. Ахмеров, Н. Ю. Репина и др. Саратов, 2002.
15. Севастьянов Д. В. Основы страноведения и туризма. СПб., 2003.
16. Седова Н. А. Культурно-просветительный туризм. М., 2004.