СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Петербург Гоголя как символ вечного адского холода (в рассказе Гоголя "Шинель"). Роль фантастики в рассказе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по рассказу Гоголя "Шинель"

Просмотр содержимого документа
«Петербург Гоголя как символ вечного адского холода (в рассказе Гоголя "Шинель"). Роль фантастики в рассказе.»

Конструктор урока по

Литературе


(предмет)


Дата

10.01.2023

Тема урока

Петербург Гоголя как символ вечного адского холода. (в рассказе «Шинель») Роль фантастики.


Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений о Петербурге.

Ты знавал этот город туманов,

Город холода, мглы и тоски. (П. Якубович)

Холодно, серо, туман все растет.(А. Барыкова)

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид.

Свод небес зелено-бледный,

Голод, холод и гранит. ( А. Пушкин).

- Что общего в описании Петербурга у поэтов ( холод, ветер, бесприютность), найдите эти слова.

Гоголь и сам чувствовал себя очень одиноко, мерз в холодном, открытом всем ветрам зимнем Петербурге, не будучи в состоянии приобрести себе новую шинель: в письме к матери от 2 апреля 1830 года Гоголь сообщает, что «не в состоянии был сделать нового…даже теплого плаща, необходимого для зимы» и» отхватал всю зиму в летней шинели». В таком городе хочется согреться, укрыться от ветра, хочется тепла и понимания. Хочется этого и А.А. Башмачкину – герою рассказа «Шинель».

Работа с учебником.

Каким предстает Петербург в повести? Найдите в тексте рассказа «Шинель», как Гоголь описывает зиму, ветер – выпишите эти цитаты в тетрадь (не забудьте записать тему урока).

Петербург - символ вечного адского холода. Только ли о физическом холоде идет речь? На самом деле, речь идет не только о физическом холоде, но и о внутреннем, душевном холоде, одиночестве, забитости и ненужности, тоске. Так ли необходима новая шинель Акакию Акакиевичу?(старая протерлась, в ней холодно, новая необходима, так как старую починить нельзя)

Башмачкин живет в своем игрушечном мире, не замечая окружающего. Шинель заставляет его вступать во внешний мир, взаимодействовать с ним. (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ)

- Какие определения шинели встречаются в тексте? (старая шинель, капот, серпянка; вечная идея, подруга жизни, светлый гость). Как меняется поведение Акакия Акакиевича с появлением в его жизни «шинели»? («озарилась светом идеи», зачитать в тексте) Меняется ли отношение сослуживцев к Акакию Акакиевичу? (все узнали, выбежали, стали поздравлять, приветствовать, приглашают на вечер», чтобы показать, что знаются даже с низшими.)

Гоголю свойственно видеть в вещах нечто роковое, дьявольское, губительное для человека. Мечта согреться, быть другим , почувствовать себя нужным не сбылась. В мире, где царит равнодушие, унижения, вседозволенность и всевластие, трудно «маленькому человеку».

Рассмотрим сцену грабежа: пустынные улицы – глуше и уединеннее – площадь – пустыня - огонек на краю света- сердце предчувствовало недоброе- точно море вокруг него - затуманило в глазах и забилось в груди.

Вывод: сцена грабежа навевает жуткий холод на душу читателя. Погружаясь в безмолвие громадного города, Башмачкин испытывает смертельное одиночество и тоску. Злая, равнодушная стихия ползет, надвигается на него: пустынные улицы становятся глуше, фонари мелькают реже. Акакий Акакиевич терпит бедствие от разгула стихии и ищет зашиты у государства. Сцена посещения значительного лица: можно ли ее считать кульминационной? (учащиеся зачитывают эпизод) Сцену можно считать кульминационной, так как после этого заканчивается реальное и начинается фантастическое. Башмачкин взбунтовался, уходя из жизни. Со смертью героя сюжет не заканчивается, не обрывается, он переходит в фантастический план. Начинается возмездие, бушуют вышедшие на поверхность жизни стихии. Сцена покушения на значительное лицо является зеркальным отображением сцены ограбления Акакия Акакиевича « А! так вот ты наконец! Наконец я тебя того, поймал за воротник! Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да еще и распек,- отдавай же теперь свою!». Фантастика в повести «Шинель» — это возможность показать безысходность реального мира, где обычному человеку не найти управы на беспредел. В этом произведении есть два мира – реальность (город Санкт - Петербург, департамент, в котором работает наш герой) и мистический (призрак Башмачкина на мостовой). 

Повесть заканчивается внезапно разгулявшейся стихией… Образ будочника - блюстителя власти, пассивно бредущего за разбушевавшейся стихией символичен: бунт возмущенной стихии против искаженных, подавляющих человека форм российской государственности. Гуманизм- ключевое слово рассказа. Вспомните слова Акакия Акакиевича: « Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Таким образом , повесть не только о любви к ближнему , к соотечественникам « Я брат Ваш», но и об ответственности каждого друг перед другом, о роли и государства в судьбе каждого человека. «Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите, он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое».


Домашнее задание

1.Перечитать рассказ «Шинель» (учебник), записать в тетрадь - Как вы поняли концовку повести «Шинель»? (готовое задание принесите после дистанта в школу на след.урок)