Просмотр содержимого документа
«Перепутанные логические цепочки (материал для уроков биологии)»
Перепутанные логические цепочки
Перепутанные логические цепочки – педагогический метод проблематизации учебного материала путем логического построения ключевых понятий.
Пошаговое описание метода
Вывешиваем ватман с написанными ключевыми терминами или понятиями по изучаемой теме.
Предлагаем учащимся установить логическую последовательность ключевых понятий, расположенных в случайном порядке, а за тем подготовить письменный текст, использовав все ключевые понятия.
Учитель излагает авторский вариант последовательности событий по ключевым понятиям.
Учащиеся соотносят свои варианты с предоставленной преподавателем информацией.
Советы учителю
Поощрять письменные работы не только за близость к авторскому варианту, но и за нестандартность мышления, оригинальный путь решения проблемы.
Знакомя учащихся с авторским вариантом последовательности ключевых понятий, ограничиться только обозначением проблемы. Найти пути решения проблемы предложить учащимся.
Методический приём
«Перепутанные логические цепочки»
На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов. Незаменим при подготовке учащихся к ЦТ в 11 классе, так как там имеются задания на установление последовательности (часть В), например:
В1. Расположите в правильной последовательности этапы создания генетически изменённых организмов.
Введение вектора гена в бактериальную клетку
Отбор клеток с дополнительным геном
Создание условий для наследования и экспрессии гена
Объединение созданного вектора с геном
Получение гена, кодирующего интересующий признак
Практическое использование трансформированных клеток для продуцированного белка
В2. Установите последовательность, отражающую систематическое положение растения Красной книги – Тюльпана Шренка, начиная с наименьшего таксона.
Класс Однодольные
Тюльпан Шренка
Отдел Покрытосеменные
Семейство Лилейные
Род Тюльпан
В3. Установите, в какой последовательности происходят события, лежащие в основе современной клеточной теории.
Открытие одноклеточных животных и бактерий (А.Левенгук)
Открытие клеточного ядра (Р.Броун)
Открытие клетки (Р.Гук)
Создание клеточной теории (М.Шлейден, Т. Шванн)
Утверждение, гласящее, что каждая клетка происходит от клетки путём деления (Р.Вирхов)