№ урока | Дата по плану | Дата фактически | Тема урока. Основное содержание | Материал по учебнику | Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся | Домашнее задание |
Введение (2 часа) |
1-2 | | | Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. | | Лекция. Тестирование | Выучить лекцию |
Творчество Пушкина (8 часов) |
3-4 | | | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Романтическая лирика А.С. Пушкина периода Южной и Михайловской ссылок. «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление. | | Лекция с элементами беседы, анализ стихотворений «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» | Выучить лекцию, одно из стихотворений наизусть |
5-6 | | | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом». Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти». | | Практикум | Анализ стихотворения, одно из стихотворений наизусть |
7-8 | | | Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «… Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…». | | Лекция | Выучить лекцию, учить стихотворения |
9-10 | | | Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник». Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России. | | Лекция. Беседа. | Выучить лекцию. Домашнее сочинение по творчеству А.С. Пушкина |
Творчество Лермонтова (8 часов) |
11-12 | | | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта. | | Лекция. Беседа. | Выучить лекцию |
13-14 | | | Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. | | Беседа. Практикум | Выучить стихотворение |
15-16 | | | Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание». Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта. | | Беседа. Практикум. | Выучить стихотворение |
17-18 | | | Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…» Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. | | Беседа. Практикум | Анализ стихотворения Домашнее сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова |
Творчество Гоголя (6 часов) |
19-20 | | | Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород». | | Лекция. Беседа. | Выучить лекцию |
21-22 | | | «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода | | Семинар | Анализ эпизода |
23-24 | | | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». | | Беседа. Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя | Домашнее сочинение по творчеству Н. В. Гоголя. |
Творчество Гончарова (4 часа) |
25-26 | | | Обзор русской литературы второй половины XIX века. Жизнь и творчество И. А. Гончарова. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». | | Лекция | Выучить лекцию |
27-28 | | | Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Что такое обломовщина?». Роман «Обломов» в русской критике | | Беседа | Конспекты критических статей |
Творчество Островского (8 часов) |
29-30 | | | А. Н. Островский. Обзор жизни и творчества. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. | | Лекция. Беседа. | Выучить лекцию |
31-32 | | | Своеобразие конфликта. Смысл названия. Образ Катерины в пьесе «Гроза». Проблема человеческого достоинства в пьесе. | | Беседа. Практикум. | Конспект статьи Добролюбова. Анализ эпизода |
33-34 | | | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. Споры критиков вокруг драмы «Гроза». | | Беседа | Конспект статьи Писарева |
35-36 | | | Драма Островского «Бесприданница». Основные её идеи. Теория понятия о драме | | Беседа | Домашнее сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза» |
Творчество Тургенева (8 часов) |
37-38 | | | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. Антикрепостническая направленность «Записок охотника». | | Лекция | Выучить лекцию |
39-40 | | | Создание романа «Отцы и дети». Смысл названия романа. Образ главного героя. Конфликт романа. | | Беседа | Ответы на проблемные вопросы |
41-42 | | | Трагическое одиночество Базарова. Любовь и дружба в жизни героя. Нравственная проблематика романа. | | Беседа | Ответы на проблемные вопросы |
43-44 | | | «Лагерь отцов» в романе «Отцы и дети». Базаров и старший Кирсанов. Автор и его герой. Критика о романе. Теория: жанр романа, замысел и объективное значение произведения. | | Практикум. | Домашнее сочинение по творчеству И. С. Тургенева |
Творчество Чернышевского(6 часов) |
45-46 | | | Н.Г. Чернышевский. Жизнь и творчество. Роман «Что делать?». Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. | | Лекция. Беседа. | Ответы на проблемные вопросы |
47-48 | | | Особенности жанра и композиции романа. Изображение «допотопного мира» в романе. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова. | | Беседа. | Ответы на проблемные вопросы |
49-50 | | | Роль снов в романе. Четвёртый сон Веры Павловны как социальная утопия. Смысл финала романа. | | Практикум. | Домашнее сочинение по творчеству Н. Г. Чернышевского |
Творчество Тютчева (4 часа) |
51-52 | | | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…» | | Лекция. Беседа | Лекция. Анализ стихотворений. |
53-54 | | | Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». | | Беседа. Практикум | Одно из стихотворений наизусть |
Творчество Фета (2 часа) |
55-56 | | | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Любовная лирика А.А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. | | Лекция. Беседа | Выучить лекцию. Домашнее сочинение по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета |
Творчество Некрасова (10 часов) |
57-58 | | | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Основные мотивы лирики. | | Лекция. Беседа. | Выучить лекцию |
59-60 | | | Народность и гражданственность поэзии Н. А. Некрасова. | | Практикум | Выучить лекцию |
61-62 | | | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Образы крестьян-борцов в поэме. | | Лекция. Беседа | Выучить лекцию |
63-64 | | | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства | | Практикум | План сочинения |
65-66 | | | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Общественное значение творчества Некрасова. | | Беседа | Домашнее сочинение по творчеству Н. А. Некрасова |
Творчество Салтыкова-Щедрина (4 часа) |
67-68 | | | М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина | | Лекция. Беседа | Выучить лекцию Читать «Сказки» |
69-70 | | | Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников | | Уроки внеклассного чтения | Выучить лекцию |
Творчество Толстого (18 часов) |
71-72 | | | Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого | | Лекция. Беседа | Выучить лекцию |
73-74 | | | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Основные проблемы романа. | | Лекция. Беседа | Выучить лекцию |
75-76 | | | Изображение войны в романе. Патриотизм и героизм народа. Партизанская война. | | Беседа | Ответ на проблемный вопрос |
77-78 | | | Судьбы отдельных героев романа. Поиски смысла жизни Андреем Болконским. | | Практикум | Ответ на проблемный вопрос |
79-80 | | | Жизненные испытания Пьера Безухова. Автор и герой. Нравственные идеалы героев. | | Беседа | Ответ на проблемный вопрос |
81-82 | | | Женские образы романа. Наташа Ростова - любимая героиня автора. | | Беседа | Ответ на проблемный вопрос |
83-84 | | | Изображение лжепатриотизма и карьеризма в романе. Сатирическое изображение светской жизни. | | Беседа | Ответ на проблемный вопрос |
85-86 | | | Кутузов и Наполеон. Два типа военачальников в романе. Батальные сцены романа. | | Беседа | Ответ на проблемный вопрос |
87-88 | | | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. Духовный мир героев. Картины природы в романе. | | Семинар | Домашнее сочинение по творчеству Л. Н. Толстого |
Творчество Достоевского (10 часов) |
89-90 | | | Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. | | Лекция. Беседа | Выучить лекцию |
91-92 | | | История создания романа «Преступление и наказание». Сложность социально-психологического конфликта романа. Условия жизни и мотивы преступления Раскольникова. | | Беседа. Семинар | Выучить лекцию |
93-94 | | | «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Семьи Раскольниковых и Мармеладовых. | | Семинар | Ответ на проблемный вопрос |
95-96 | | | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. Нравственные проблемы романа. Соня и Раскольников. | | Семинар | Ответ на проблемный вопрос |
97-98 | | | «Деловые люди» в романе. Образ Петербурга. Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. | | Беседа | Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание» |
Творчество Лескова (2 часа) |
99-100 | | | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа | | Лекция. Практикум | Выучить лекцию |
Творчество Чехова (6 часов) |
101-102 | | | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 –х годов. «Человек в футляре». Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». | | Лекция. Беседа | Выучить лекцию |
103-104 | | | Особенности драматургии А.П. Чехова. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда. | | Практикум | Ответ на проблемный вопрос |
105-106 | | | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля. Дифференцированный зачёт. | | Беседа. Практикум | Индивидуальные задания |