Просмотр содержимого документа
«Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС.»
Научно-исследовательская конференция
«ФГОС: теория и практика»
Статья на тему: Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС.
Подготовила Цымбал Юлия Юрьевна,
учитель ГБОУ СОШ 483, г. Санкт-Петербург.
2015 год.
Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС.
Переход на новые образовательные стандарта является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей к успешной реализации ФГОС нового поколения в основной школы.
Главным субъектом, на который ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель.
И прежде, чем перестраивать всю систему образования, необходимо перестроить, или перенастроить сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций - учителя.
Изменения ФГОС не могут не отразиться на личной профессиональной деятельности педагога. Это связано и с изменением образовательных программ, нормативной базы образовательных учреждений, с новой логикой построения учебников и новым построением содержания учебных предметов.
Осложняется работа и огромным лексическим материалом, который учитель должен освоить, осознать, использовать в своей работе.
Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:
принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;
овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;
включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;
владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;
отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;
владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;
отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;
выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.
Какие проблемные моменты видит учитель в своей подготовке (какие из них требуют исправления в первую очередь)?
психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии
дидактическая - неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся;
Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность педагогов через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений школы.
На какие элементы имеющегося опыта педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС.
достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;
владение информационными технологиями;
умение работать с нормативной документацией;
опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;
креативный тип мышления;
активная социальная позиция;
обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием;
Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть учителей будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности.
Мало быть готовым к реализации ФГОС, необходимо понять, что изменений в образовательной системе требует наша реальная действительность.
Результаты подобного анализа должны стать основой для целенаправленного развития профессиональных компетентностей учителя.
Новые черты образовательного процесса в условиях ФГОС |
Понимание результатов образования как способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач |
Приоритет метапредметных результатов освоения основной образовательной программы |
Воспитание общероссийской гражданской идентичности в условиях поликульутрноо общества |
Повышенное внимание к духовно-нравственному воспитанию личности |
Уровневый подход к представлению и оценке образовательных достижений обучающихся (базовый и повышенный уровни) |
Выделение внеурочной деятельности как составной части образовательной программы и ее регламентация стандартом |
Построение системы оценки образовательных достижений, отвечающей требованиям ФГОС |
Защита учебного проекта как обязательная часть итоговой аттестации 9-классников |
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
| При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
| Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио |
| Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки |
| Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Исходя из перечисленных выше ключевых особенностей нового Стандарта, можно констатировать, что при введении ФГОС в массовую практику самостоятельность и ответственность образовательного учреждения резко повышается. При таком рамочном Стандарте, при умном руководителе ОУ, профессиональном педагогическом коллективе есть шансы и возможность реализовать президентскую инициативу «Наша новая школа».