Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3
Письмо-напутствие начинающему педагогу «В начале славных дел»
Автор: Маяцкая Светлана Анатольевна,
учитель физической культуры
МБОУ лицей №3 г. Светлограда
Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает,
а тот, кто помогает тебе стать самим собой.
(Михаил Аркадьевич Светлов – советский поэт, драматург и журналист)
Уважаемый коллега!
Теперь я могу полноправно к тебе обращаться именно так.
Время неумолимо бежит вперед. Когда-то и я была молодым специалистом, которому требовалась помощь наставника. Имея хорошую теоретическую базу, хотелось поскорее приступить к работе. Воспитать лучших физкультурников. Показать коллегам, что ты достойна быть учителем. На деле все, конечно же, не так. Опираясь на теорию и методику преподавания, необходимо особое внимание уделять общению с каждым учеником, а не думать обо всех сразу. «Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику» (Ральф Эмерсон – философ, общественный деятель). Школа – это дети. В ней всё должно быть для ребенка. Ведь взаимоотношения «ученик-учитель» - основа отношений в школе.
Учитель физической культуры – профессия особенная. Кажущаяся обывателю простота: «Подумаешь, очки, голы, секунды, побегали, попрыгали, подышали» - таит в себе огромную кладовую широких знаний и умений. Тридцать лет я работаю учителем физической культуры. Вся моя жизнь связана с этой профессией, которую очень люблю и не представляю себя в другом качестве. Избрав это направление, учитель становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие.
Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.
Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.
Входи в спортзал с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.
Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для «любимчиков». Постарайся в каждом ребёнке увидеть способности, открой его ему самому и развивай в нем то скрытое, о чём он и не подозревает.
Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твоё плечо, твои знания, твой опыт.
Помни о том, что ребёнку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребёнок становится внимательным.
Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится.
Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен. Дети могут быть разными, и твоя задача научиться их принимать такими, какие они есть, но при этом умело применять педагогические приемы, чтобы вести детей за собой, и чтобы они стали уважать тебя. А если ты хочешь добиться уважения детей, то, прежде всего, сам научись уважать каждого из них, ценить в ребенке личность. Даже если в твоей новой работе случится конфликтная ситуация, постарайся выйти из нее достойно, не унижая и не оскорбляя детей.
Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.
Не бойся своих опытных коллег, задавай вопросы и обращайся за помощью. Вопросы - это не свидетельство твоей некомпетентности, а наоборот – это говорит о твоей любознательности. Это правило важно для любого молодого специалиста.
Всегда повышай свой профессиональный уровень, продолжай учиться на протяжении всей педагогической жизни, ведь как говорил Н. А. Коменский «тот, кто мало знает, малому может и учить».
Развивай в себе творческий и спортивный потенциал, чтобы привлекать внимание детей и прививать интерес к изучению своего предмета.
Не падай духом, удачи и огорчения осмысливай философски: умный человек и из ошибок может извлечь пользу.
И закончить свое напутственное слово, хотелось бы словами знаменитого французского философа Жан Жака Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым».