Лекция вдвоем (план – конспект).
Тема: Проектная деятельность в детском саду.
Цель: создание условий для выступления молодого специалиста и совершенствование педагогического мастерства воспитателей в организации проектной деятельности в ДОУ.
Задачи:
- создать условия для подготовки лекционного материала и успешного выступления молодого специалиста на педагогическом часе по проблеме организации проектной деятельности в ДОУ;
- повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологии проектирования;
- объединить усилия коллектива детского сада для использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.
Ход:
Вводный этап. Краткое изложение состояния вопроса.
Основной этап.
Теоретик (молодой специалист):
Слад 1. Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи и его ученик Килпатрик Уильям Херд. В основе метода – идея о направленности учебно-познавательной деятельности детей на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Практик (наставник):
Как вы считаете, эффективен ли этот метод в работе с детьми дошкольного возраста и почему? (ответы педагогов)
Теоретик:
Слайд 2. Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Практик: В каком возрасте возможно использование метода проектов с детьми? Кто может являться участниками проекта? Обоснуйте свой ответ? (ответы педагогов)
Теоретик:
Слайд 3. Проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
Первый этап – подражательно - исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка; в этом возрасте еще существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Задачи в младшем дошкольном возрасте:
- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- приобщать детей к процессу познания;
- формировать различные представления;
- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте выполняются по направлениям: физическое, познавательное и эстетическое развитие.
Практик: Предлагаю педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста, поделиться опытом использования проектной деятельности. (Презентация проекта)
Теоретик:
Слайд 4. Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать, как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Практик: Предлагаю педагогам, работающим с детьми старшей возрастной группы, поделиться опытом использования проектной деятельности. (Презентация проекта).
Теоретик:
Слайд 5. Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.
Задачи для детей старшего дошкольного возраста:
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
- формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Практик: Предлагаю педагогам, работающим с детьми подготовительной группы, поделиться опытом использования проектной деятельности. (Презентация проекта).
Заключительная часть.
Практик: Ответьте, пожалуйста, а вопрос: «Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают ...» (Рассуждения педагогов).
Практик: Можно сделать вывод, что работа над проектом интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как дети начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства. Метод проектирования деятельности дошкольников на современном этапе развития дошкольного образования является одним из приоритетных.